И опыт — сын ошибок трудных…
Добрый вечер, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать в нашей гостиной.
Наша гостиная называется: «И опыт, сын ошибок трудных…»
Вы в разные годы учились в нашей школе « Чему-нибудь и как-нибудь…». Сегодня в день юбилея школы вы пришли вспомнить школьные годы. У нас в гостиной вы вспомните уроки физики и химии.
«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.
М. Алигер
Сначала для поднятия духа и настроения споемте химический гимн: он поется на мелодию «Марша авиаторов»:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить!
Припев:
Все выше, и выше, и выше,
К вершинам наук мы идем!
И если в пути не собьемся,
То, значит, к победе придем!
2. Пропахли мы аммиаком и хлором,
И кислотой до сердца прожжены. Предосторожность мы считаем вздором,
И все на вкус попробовать должны!
Припев:
«Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа».
Итак, начинаем опыты по химии…
А теперь, вспомните теорию (викторина):
1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов. )2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца. )3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха? (О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково. )4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно. )5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия. )6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (О т в е т. Лед. )7. Что такое «гремучий газ»?
(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1. )
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень)
9. Если вдруг он когда - то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда. (О т в е т. Водород. )10. Что идет, не двигаясь с места? (О т в е т. Время. )
«Физика, какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук».
Опыты по физике…
Опыт 1 «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Объяснение. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличилось, и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Опыт 3 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 5 «Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
Опыт 6. Электрический маятник.
Оборудование: электрофорная машина, диски разборного конденсатора, гильза из алюминиевой фольги, штативы, провода.
Проведение: Укрепленную в штативе гильзу из фольги помещаем между металлическими дисками. Диски соединяем проводами с электрофорной машиной. Гильза будет колебаться между дисками.
Объяснение. Диски от электрофорной машины заряжаются противоположными зарядами. Гильза, поочередно прикасаясь к каждому, диску получает его заряд и отталкивается.
Опыт 7. Как вытащить платок, не прикасаясь к вазе?
Оборудование: стеклянная ваза с водой, шелковый платок.
Проведение: На стол постелить платок, сверху поставить вазу с водой. Резким движением вытянуть платок.
Объяснение: Инерция.
На этом наша гостиная закончила свою деятельность. Спасибо за внимание.