Личностно ориентированный подход в работе с детьми
Личностно ориентированный подход в работе с детьми
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет педагог информацией об особенностях младшего школьного возраста.
В шесть, семь лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Приход в школу меняет в его жизни отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, изменяется уклад его жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребёнка родные и близкие люди.
Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие ребёнка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, общение, т. к. именно в них складываются деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте. В первую очередь – это мотивация достижения, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личной чертой.
Очень большое значение для развития личности ребёнка приобретает вера в свои успехи. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должен вселять педагог ученику надежду на успех. Ребёнок будет любить трудиться, если будет получать удовлетворение от своих трудовых усилий, в первую очередь, это может быть выражено в положительных эмоциях.
С поступлением детей в школу происходят изменения в их взаимоотношениях с окружающими людьми.
Значительно увеличивается время общения учащихся. Они общаются друг с другом в классе, ГПД, во дворе, кружках, секциях.
Изменяется круг общения. Если раньше это был воспитатель детского сада и члены семьи, то теперь это разные учителя, воспитатели, руководители кружков, сверстники и их родители.
Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь общение становится деловым. Ребята с удовольствием общаются с взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь.
Школьный психолог, учитель, воспитатель, старшеклассники являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывают у него интерес и любопытство.
Для того чтобы лучше узнать своих воспитанников в начале года провожу социометрию. Выявляю звёзд, предпочитаемых, отверженных, изгоев.
Провожу диагностику совместной деятельности детей, которая в этом учебном году дала такие результаты:
- в группе достаточно много детей (76%), которые готовы помочь другим;
- более половины детей (64%) чувствуют себя свободно, удовлетворённо в группе;
- 4% детей являются пассивными и легко подчиняются другим;
- умеют анализировать свои поступки более половины группы;
- хорошими советчиками и информаторами являются 40% детей;
- нуждаются в оценке своих действий 36% детей;
- проявляют антагонизм 8% учащихся.
После получения этих результатов разрабатывается план работы с группой и индивидуальные меры воздействия на проблемных детей. Хорошую помощь в работе с детьми оказывают игры на выявление личностных качеств.
«Слон и спички»
Группа делится на две команд. Каждая команда получает по коробку спичек. Через некоторое время дети должны сложить из спичек фигуру слона. Наблюдения позволяют выявить лидера, отверженных, активных.
«Карабас»
Детям предлагается вспомнить сказку «Золотой ключик» ведущий будет Карабасом, который тянет за нитки кукол.
Задание: «Встаньте» ( Показывает количество пальцев, сколько человек должно встать. Количество меняется. Наблюдая за реакцией детей, можно выявить лидеров или выскочек, пассивных, детей, которые являются совестью группы )
На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Развитие культуры речи и поведения детей». В группе провожу клубные часы на данную тему.
Но иногда проблемы поведения детей кроются в семье. Поэтому работать надо не только с детьми, но и их родителями. Для определения микроклимата в семье детям было дано задание сделать рисунки на тему «Моя семья». Они позволили определить роль ребенка в семье и межличностные отношения. Некоторым детям не хватает родительского внимания и ласки.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным. Повышение педагогической культуры родителей 2является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
Для того чтобы, дать конкретные практические рекомендации каждой семье с учётом индивидуальных особенностей детей, и родителей, нужно знать особенности характера детей группы, возможности и особенности характера их родителей. Изучению семей способствуют индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, проведенные в форме круглого стола. Очередное родительское собрание в форме круглого стола на тему «Воспитание культуры поведения у младших школьников» позволило организовать общение родителей, были обсуждены вопросы воспитания. Родители посмотрели рисунки детей, прочитали детские ответы на анкету, проведенную заранее. В анкете содержались такие вопросы:
-Кого или что ты больше всего любишь?
(маму, папу, бабушку, дедушку, брата, щенка, игрушки, петарды, прыгать, бегать…)
-Что тебе дома делать нельзя?
(бегать, разбивать посуду, включать газ, играть в мяч, кричать…)
-Что было бы, если ты вдруг стал(а) взрослым?
(любила бы маму с папой; искала работу; построил бы дом, посадил бы дерево; вышла бы замуж; помогала бы маме, чтобы она не умерла…)
Педагог, выясняя мнение родителей по тем или иным вопросам, не только получает первоначальные сведения о своих учениках и их родителях, но главное, как бы задаёт родителям программу совместной работы.
К сожалению, в работе приходится сталкиваться с трудновоспитуе-
мыми детьми. Для работы с ними заполняю карту-схему характеристики личности школьника, где подробно записываю:
-общие сведения;
-проявления личностных качеств в поведении ребенка
(интересы, активность, трудолюбие, ответственность, инициативность, организованность, любознательность, аккуратность);
-отношения к людям
( гуманизм, честность, правдивость, справедливость, бескорыстие, общительность, отзывчивость, вежливость, тактичность);
-отношение к себе
(скромность, уверенность в себе, самокритичность, умение рассчитывать свои силы, стремление к успеху, самоконтроль);
-волевые качества личности
(смелость, решительность, настойчивость, самообладание);
- положение в детском коллективе
( авторитет в классе, симпатии).
С детьми дивиантного поведения провожу опросник «Ребёнок глазами взрослого», который позволяет выявить уровень агрессивности у ребенка и разработать дальнейшие меры коррекции поведения детей и профилактики агрессивности. Для ведения наблюдений за такими детьми я завожу специальный событийный дневник, где отмечаются какие-либо
события из жизни ребенка, делаются выводы и определяются дальнейшие воспитательные меры, направленные конкретно на данную личность.
Дата Событие Причина Следствие Выводы
Понимание – начало согласия. Если педагог понял ребенка и вовремя скорректировал его поведение – это даст свои положительные результаты. Пусть это произойдет не скоро, но результаты стоят долгих ожиданий. Нужно определиться в понимании того, что каждый ребенок в коллективе и без него проходит свой путь, путь размышлений и пониманий, путь решений и надежд.
Угрозы, окрики, наказания, вызванные искренним желанием не допустить чего-нибудь отрицательного, создают только дополнительные препятствия на жизненном пути ребенка, а ведь ему и так нелегко взбираться к вершинам знаний и благородства.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка
По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе беседы с родителями и педагогами можно выявить круг причин, или факторов, провоцирующих агрессивность. Основаниями для классификации детской агрессивности на виды и причины могут служить следующие признаки:
•Наследственно-характерологические:
наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников;
наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка
•Резидуально-органические:
минимальная мозговая дисфункция;
травмы головного мозга и т.п.
• Социально-бытовые:
неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
неадекватно-жесткий родительский контроль;
враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
конфликт между супругами;
ситуации налаживания совместной деятельности,провоцирующие конфликт и агрессивность;
необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр.
•Ситуационные:
—реактивность, или ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
Стратегия на положительное подкрепление, похвалу
Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
• Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.
Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»
* * *
Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался.
Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.
«Молодец, ты не боишься забияк!» — говорит взрослый притесняемому ребенку в том случае, если видит, что его уверенное поведение не провоцирует агрессивного ребенка на совершение агрессивных действий.
* * *
Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного ребенка, сжав в кулаки вытянутые перед собой руки, говорит: «Я, смелый заяц, — никого не боюсь!»
Стратегия на установление телесного контакта
Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.
Ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся». Или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»
Родительское собрание.
Для достижения лучшего эффекта сотрудничества с родителями своих воспитанников я принимаю участие в проведении родительских собраний. Хочу привести пример круглого стола проведённого совместно с родителями.
Круглый стол «Воспитание культуры поведения у младших школьников»
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Родительское собрание - основной приём общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребёнка и направить каждого взрослого в нужное русло?
Во втором классе я провела такое собрание, где родители смогли пообщаться друг с другом, обсудить волнующие вопросы.
Перед собранием была проведена подготовительная работа.
1. Анкеты для детей:
. Кого или что ты больше всего любишь?
. Что тебе делать дома нельзя?
. Что было бы, если ты вдруг стал взрослым?
2. Рисунки на тему «Моя семья дома».
З. Подборка литературы о культуре поведения для выставки.
Примечание. Можно привлечь к работе на собрании школьного психолога.
Цель собрания. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.
Родители рассаживаются группами, на столах листы, на которых написан текст ситуаций для обсуждения.
На доске написано высказывание В. А. Сухомлинского: «...Годы обучения в начальных классах - это целый пepuoд нравственного, интелектуального, эмоционального, физического, эстетического развитuя».
Также (пока закрыты) основные «НЕЛЬЗЯ» из анкет ребят и детские рисунки.
Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому открываем страничку устного журнала «Родители и дети». Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не суметь, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:
. Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
. Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома ,на улице, в общественных местах.
. Культура речи ребёнка.
Помним, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей.
СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?
Ответы родителей.
Все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, что семья - это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский дом и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье? Можно ли, будучи не уверенным, в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!
Дети - реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.
Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.
Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу. (маму, папу, родных, игрушки, животных)
Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в своих детях чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.
Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило?
Слово nредставляется 3-4 родителям тех дemeй, кто дал данные выше ответы.
Приятно отметить, что (назвать фамилии) отметили, что больше всего они любят школу и школьные занятия.
Но, наверное, в силу современных условий, сейчас у большинства ребят выходят на первый план материальные ценности.
Назвать дpyгue ответы ребят (не называя фамилий).
Хочется верить, что и у них духовные ценности встанyт в ряд главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам в театр, на природу, в гости к бабушкам.
Обращаем внимание на ситуацию №1 (у родителей на столах листы)
«У входа в школу стоит розовощёкая девочка-первоклассница. На ногах - резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.
Подхожу поближе, спрашиваю:
- Чем ваша дочь болеет?
- Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит как королева.
Тогда обращаюсь к девочке:
- Разве ты сама не моешь обувь?
- А мне мама не разрешает мыть!
Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной» .
Родители высказывают своё мнение вслух.
Делаем вывод: поведение родителей определяет поведение детей.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?
Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты. Основные
НЕЛЬЗЯ, показываются в виде слайдов.
Ответы дemeй были тaкuми.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
-драться -шуметь дома
-включать газ -бегать по дому
-разбивать посуду-прыгать…
Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?
Обсуждение.
Вывод. Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе хорошее и передай это детям.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?
Вот один пример.
Рассматриваем и обсуждаем ситуацию №2
«В комнате играли мальчики - сын Андрей и его друзья.
Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!». Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!». Завязалась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричал я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.
Когда муж узнал о случившемся, он сказал: «Из Андрея получится смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».
Делаем вывод: прежде чем дать оценку дейcтвиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!
Вежливость - это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях вежливости надо учить вежливо, а не грубо.
Оцените действия мамы в ситуации №3. Как можно было избежать конфликта?
Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.
Мать: Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок!
Что надо сказать?
Миша (сердито): Спасибо!
Мать: Вот и хорошо.
Ситуацuя обсуждается и делается вывод.
Школа - общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться- не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.
Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых и красивых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?
Наши ребята писали, что было бы, если они вдруг стали взрослыми.
Учитель читает ответы ребят на третий вопрос анкеты:
-помогал бы другим людям;
-получала бы одни пятёрки;
-построил бы дом;
-посадил бы дерево;
-помогала бы маме, чтобы она не умерла;
-вышла бы замуж…
Что ж, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.
Вот какие советы даёт психолог, если вы в гневе.
1. Назовите вслух своё чувство.
- Осторожно! Пора остановиться!
2. Я очень недовольна, я рассердилась.
- Я разгневана, но это скоро пройдёт. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.
3. Посмотрите в окно, переключите внимание.
- Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.
Гнев выйдет, не причиняя никому вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.
Делаем вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.
А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, откуда видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.
Открыть рисунки. Проанализировать.
Картина почти одинакова: Мама на кухне, папа на диване, братья с друзьями, сами дети с «денди» или с кошкой, собакой...
Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.
А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их сочинениям, действиям и поступкам.
Спасибо всем за работу!
Литература:
1. Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2002.
2. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Издательский дом «Школа Пресс 1», 2001.
3. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М.: Школьная Пресса, 2003.