ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Мартынова-Кисличенко Е.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся колледжа должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Учить будущих специалистов так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, преподаватели должны заинтересовать обучающихся необычными заданиями и материалами.
Для развития критического мышления на уроках «Методики музыкального воспитания в детском саду» необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологи стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.Всем известно, что процесс усвоения будущим специалистом информации должен пройти три этапа: вызов – осмысление – размышление. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для преподавателя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках «Методики музыкального воспитания», начиная уже с младших курсов.
Прием «Мозговая атака». Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап: Обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, по данной теме.
2 этап: Обмен информацией. Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений. Возможно индивидуальная, парная или групповая форма
работы.
Прием «Кластер». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (аудиторной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
При прохождении темы «Методика обучения пению в старшей группе» мы предлогаем составить кластер с ключевым понятием «Обучение пению». В ходе обсуждения обучающиеся самостоятельно сформулировали понятие и поняли его. Например:
КрасивыйголосМетодыработыПозапоющего38354016637000
ПениеВокально-
хоровыеПоказнавыкивзрослого Диапозон песни
Одна из задач современного образования – обучение демократическим и гуманистическим принципам деятельности. В этой связи одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии.
Спор и дискуссия – понятия неравнозначные, хотя механизм их реализации в некотором аспекте похожи. Однако нередко дискуссии превращаются в спор, в котором каждая сторона во что бы то ни стало стремится одержать победу.
В каком случае дискуссия уместна?
Обучающиеся работают с источником, в котором изложены различные точки зрения на ту или иную проблему;
Обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения;
В процессе обсуждения проблемы происходит разделение учащихся по способам и средствам ее решения.
Прием «Групповая дискуссия». Обязательным условием при проведении дискуссии является:
уважение к различным точкам зрения ее участников;
совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Например, на стадии рефлексии обучающимся было предложено назвать тему урока (тема в начале урока студентам не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы, предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Пение» обучающиеся группы назвали такие темы урока: «Пение – развивает голос ребенка», «Пение – развивает нравственность», «Пение – укрепляет физически», «Пение – развивает эмоциональность и душу ребенка», «Пение – развивает умственные способности ребенка ». Групповая дискуссия в режиме технологии критического мышления важна не только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где обучающиеся отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию.
Прием «Синквейн» - «пять». Происходит от французского « cing» – пять. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от учеников вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществляет рефлексию на основе полученных знаний». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строка – заявлена тема или предмет стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – дается описание темы в двух словах, имя прилагательные.
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголы.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной теме.
5 строка – одно слово, синоним первого, повторяющее суть темы, предмета.
(Работа в группах, парах или индивидуально)
Следуя этим правилам, обучающиеся составили такие синквейны, например:
Пение
Красивое, легкое
Настроит, укрепит, разовьет
Пение – самый доступный музыкальный инструмент.
Репертуар
Яркий, доступный
Привлечет, учит, сохранит
Репертуар – расширяет познание мира.
Обучение
Эмоциональное, привлекательное
Покажет, разучит, воспитает
Обучение – польются чарующие звуки голоса ребенка.
Помимо названных выше, хорошо адаптированы по предмету и ряд других приемов, а именно: «Техника постановки вопросов», «Ключевые термины», «Приемы обратной связи ПОПС», «Прием 6 шляп». Важно, что технология критического мышления превращается в стартовую, но не в конечную точку мыслительного процесса, которая рассматривается как механизм, формирующий определенные умения в системе «преподаватель – обучающийся». Преподаватель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимся в рефлексивное взаимодействие. И преподаватель, и обучающийся выступают в качестве партнеров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии.
Наличие разнообразных методов дает возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
способствует самовыражению обучающихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы внести обоснованное суждение;
способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
заставляет обучающихся задумываться.
Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить. Важно чтобы обучающиеся могли использовать навыки в учебной и профессиональной деятельности.
Список литературы:
Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие кртитческого мышления через чтение и письмо» / Р.Бустром. –
2000.
Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке // С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
Критическое мышление: от теории к практике (итоги межрегионального интернет-проекта «Волшебный мир творчества»).