Метод интенсивного обучения английскому языку
Один из методов интенсивного обучения иностранному языку - это ведение своего индивидуального словаря. Это оказывает учащимся большую помощь в интенсивном овладении языком и в развитие общеучебных умений. В каждом классе учащийся ведёт свой личный словарь, который разделён на три столбика. В первом столбце пишут английское слово, во втором - его транскрипцию, а в третьем - перевод слов. Такая работа даёт неплохой результат для заучивания необходимых слов и выражений.
Чтение на английском языке привлекает учащихся. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.
Согласно принятой методике устного опережения к чтению необходимо приступать, когда у учащихся отработаны артикуляция и произнесение звуков, и слогов. По-моему мнению в метод интенсивного обучения я включила фонетическую, речевую зарядки. С помощью которых учащиеся стараются запоминать новые звуки, фразы. В качестве этих зарядок используются все возможные задания, стихи, пословицы, перевод слов, выражения. Это очень нравится ученикам и настраиваются на весь урок. Очень важно своевременно привлечь учащихся к предмету, подкрепить интерес к языку и развить формирующиеся умения и навыки чтения.
Методика интенсивному обучению чтению удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц, поговорок, драматизация диалогов. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать её таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах учебной работы. Коллективный метод работы независимо от возраста влияет на формирование личности и определяет развитие их навыков и знаний.
Неделя английского языка - один из видов внеклассной работы метода интенсивного обучения. Из моего опыта работы в школе следует, что внеклассная работа способствует более быстрому и глубокому овладению языком, творческому развитию учащихся. При проведении конкурсов на изучаемом языке в соревнование вовлекаются даже самые пассивные школьники.
Чтобы вовлечь детей в творчество, необходимо обеспечить их увлекательным материалом игрового характера. Стремление помериться силами, проверить интенсивное усвоение знаний, умений и навыков в соревновании, возможность узнать что-то новое, почувствовать ответственность за команду придают всей деятельности учащихся во время проведения Недели английского языка осознанно мотивированный характер.
Активизировать интенсивное повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, игры, олимпиады, концерты. Каждый год я провожу неделю английского языка. Цели недели были заинтересовать учащихся в интенсивном изучении иностранного языка, обеспечить практическую направленность обучения.
Современные методические подходы к обучению иностранному языку предполагают, что методы интенсивного обучения по своему характеру в максимальной степени должен приближаться к процессу реального общения. Это означает отбор таких тем и ситуаций общения, которые соответствуют интересам и потребностям учащихся и тем самым создают психологическую основу общения на иностранном языке. Использование таких методов приводит к тому, что ребенок начинает понимать, разговаривать по-английски он может и за пределами комнаты, что те слова и выражения, которые он уже знает, может употреблять и в других, "несыгранных" раннее ситуациях. В это случае, при общении с носителем языка, когда можно и нужно использовать выученные слова и выражения, ученик не будет использовать трудности. У ребенка уже сформированы конкретные коммуникативные умения, он умеет использовать иностранный язык как средство общения. Формирование и развитие коммуникативных умений является одной из важных задач использования методов интенсивного обучения иностранным языкам, на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся. Для того чтобы решить эту задачу, учитель должен уметь реализовать в практике принцип коммуникативности - один из важных методов интенсивного изучения. Путем решения поставленной задачи может стать моделирование урока или занятия по английскому языку как процесса реального живого общения.
Чтобы урок в большей степени походил на реальное общение, необходимо использовать не только игровые ситуации общения, но и неформальные, которые являются результатом взаимоотношений, возникающих на занятии между учителем и его маленьким учеником . в этом случае учитель перестаёт быть только организатором и контролёром, он становится участником общения.
Под "неформальными" ситуациями понимаем такие, которые не являются программными, то есть они не регламентированы книгой для учителя или учебным пособием. От ситуации программного характера они отличаются спонтанностью и естественностью возникающего речевого взаимодействия. Неформальные ситуации возникают постоянно в ходе занятия, и задача учителя - увидеть их, грамотно организовать речевое взаимодействие, вовлечь в него ребёнка или группу учеников и, конечно, развивать в рамках таких ситуаций коммуникативные умения. Инициатором такого речевого взаимодействия является, прежде всего учитель. Эффективность формирования и дальнейшего развития коммуникативных умений учащихся повышается только в том случае, если учитель пользуется иностранным языком и как средством общения, и как средством обучения. Учитель постоянно должен вступать со своими учениками в диалог по поводу различных ситуаций. Для достижения максимального обучающего эффекта учителю приходится - особенно на первых порах, пока дети ещё не научились общаться на иностранном языке, - провоцировать возникновение тех или иных неформальных ситуаций. Для этого требуется большая изобретательность, но ведь это только сначала, а затем сама жизнь будет все чаще и чаще создавать такие ситуации. Важно отметить, что ситуации неформального общения не конкурируют на занятии с ситуациями игровыми или сюжетными, которые заложены программу или учебник, но неформальные ситуации должны, по-моему мнению, стать обязательным - хотя и не главным элементом занятия по иностранному языку.
Важность таких методов невозможно переоценить. Преимущества обучения состоит в том, что можно использовать все методы интенсивного изучения иностранного языка. Несомненно, что и песни при изучении иностранного языка имеют большое значение. Их можно использовать как клоуз-тексты (cloze texts) - тексты с пропущенными элементами, которые учащиеся заполняют после прослушивания песни или самостоятельно изменяют или дополняют.[5]. Песни можно использовать в больших или малых группах, в различных ритмах. Например, ученики поют сначала тихо, затем намного громче и затем снова тихо. Другой приём - пение с разным настроением: весело, грустно и даже зло. Можно предоставить учащимся возможность слушать и говорить о том, какие картины "рисует" музыка в их воображении, или попросить нарисовать то, что они чувствуют или представляют, когда слушают музыкальное произведение. Такая работа помогает отойти от традиционной схемы овладения иностранным языкам, при которой обучение носит шаблонный характер. Обучение проходит на высоком интенсивном уровне коммуникативной активности, отличается глубоким и прочным усвоением лексического и грамматического материала. Использование такого метода позволяет детям становиться активными участниками процесса усвоения языка. У обучаемых возникает мотивация к быстрому расширению своего языкового кругозора, к изучению нового незнакомого им материала. Привлечение такого метода позволяет активизировать интенсивный процесс овладения иностранным языком, сделать его более эффективным. Это методическое направление приучает детей творчески мыслить, предполагает самостоятельное планирование собственных действий, а также способствует активному включению учащихся в реальную жизнь.
Из моего исследования вытекает вывод, что все перечисленные методы интенсивного обучения носят практический результат в моей работе в школе, и положительно влияет на изучение иностранного языка независимо от возрастных особенностей. Новизна использования их в работе состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения. Постановка же учителем для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности изучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы.
Принимая во внимание, что индивидуальная деятельность учащихся по английскому языку зачастую имеет самостоятельный характер, необходима продуманная система подготовки учащихся к ней, использование наглядностей. Индивидуализация урочной работы по иностранному языку предполагает разработку избыточных заданий, варьирование этих заданий с учетом континента и условий. Эти и другие подобные методы, приемы позволяют повысить интерес учащихся к работе, активизировать их деятельность и улучшить качество их знаний, умений, навыков.