Метод.семинар Технология проблемного диалога


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В мире, который динамично и активно развивается, человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика. Социальный заказ государства направлен на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.
Слайд 2. «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Cлова, сказанные Элвином Тоффлером ещё в прошлом веке, в веке двадцать первом приобретают еще большую актуальность и значимость.
Передо мной, как перед учителем, вставал вопрос: «Как сделать так, чтобы на уроках дети не только усваивали учебное содержание: знания и умения, но у них формировалась мотивация к познанию нового, не угасала любознательность, формировалось желание искать новые знания и учиться их применять для своей жизни, для самосовершенствования»
Моя задача педагога – не только преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами. Заповедь педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе», - остается актуальной для современной школы.
Слайд 3. Одной из технологий, которая помогает обеспечить достижение в комплексе предметных, метапредметных и личностных результатов, включить учащихся в активный познавательный процесс, позволяющий самим искать, пробовать, удивляться и докапываться до истины, а не получать эту истину готовой из уст учителя, является технология проблемного диалога.
Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Данную технологию можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.
Слайд 4. Автором этой технологии является Мельникова Елена Леонидовна лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). Изучая опыт Е.Л. Мельниковой и других авторов, которые являются основоположниками проблемного диалога, я и сейчас отмечаю актуальность использования данной технологии. На мой взгляд, диалог является ведущей формой общения, на которой выстраиваются современные образовательные технологии.
Слайд 5. Технология проблемного диалога – это:
для всех и каждого
- технология «открытия» знаний учениками
для учителя
- ключ к успеху и творчеству
для ученика
- интересный и понятный урок
для образования
- реализация развивающего обучения
для методиста
- универсальная педагогическая технология
Для начала, давайте рассмотрим, из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
Слайд 6. Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.
Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
Слайд 7. Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Слайд 8. При постановке учебной проблемы я использую три основных метода:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Слайд 9. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
    Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
Представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие
школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
побуждения к формулированию учебной проблемы;
     Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»  
принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «не правильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так».
 Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к переформулированию учебной  проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает  иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
Слайд 10. Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»
- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).
- Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )Вопрос фиксируется на доске
Слайд 11. Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Слайд 12. Урок математики по теме: : «Литр».
У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём
- Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.
Объясните свой выбор.
- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.
 - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе?(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает).
- Что предстоит выяснить сегодня на уроке?
Слайд 13. Сообщение темы с мотивирующим приёмом: 
• Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) • Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).
Слайд 14. Урок математики по теме: «Число 10»
Учитель: Мы сегодня познакомимся с числом, о котором детский писатель С.Я.Маршак сказал:
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это-…
- Кто догадался, о каком числе идет речь?
Урок математики по теме: « Число 3. Цифра 3»
- Послушайте мой рассказ и скажите, что мы будем делать сегодня на уроке.
Греки это число не любили. Считалось, что оно может приносить горести, и если случится одно несчастье, то обязательно будет ещё два. Многие народы почитали это число. Русский народ считал это число чудодейственным.
- Кто догадался, о каком числе идет речь?
Опыт показывает, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Мне, как учителю, очень важно, чтобы мои первоклашки с радостью и желанием каждый день приходили в школу. Где же выход? Ребят надо увлечь. Поэтому я часто использую сообщение темы с мотивирующим приемом, условно называемым «яркое пятно» или «актуальность», «интригу в коробочке», способную захватить внимание учащихся, помочь им в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы.
На своих уроках я помогаю ученикам сначала сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, посредством подводящего диалога, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя забыть то, что ты открыл сам.
Не менее важным считаю диалог, побуждающий учащихся к выдвижению и проверке гипотез, направленный на развитие творческих способностей моих учеников. Именно он вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Мысль ребенка словно делает скачок к неизвестному.
Слайд 15. Преимущества технологии проблемного диалога
Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Я считаю, что использование технологии проблемного обучения помогает мне в организации моей деятельности. Наблюдения показывают, что ребята учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать чужую, но верную.
Я же в свою очередь отмечаю более высокий уровень познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) свидетельствует о том, что большая часть детей способна самостоятельно поставить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Ура! Сам докопался до истины! Сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный методический результат!
Подводя итог проделанной работе, хочу отметить, что технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология. Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». (Сократ)
Проанализировав свои результаты за столь короткое время работы, хочу надеяться, что нахожусь на правильном пути использования технологии проблемного диалога. Но в моей практике этот процесс не прекращается до сих пор: зачастую находятся новые нестандартные решения, оттачиваются мелкие детали.
Слайд 16. Грамотный диалог – ключ к успеху в жизни!
Слайд 17. Используемые источники.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2012
Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2
Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - №4.-с.43-47.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра. Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.
Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.