Технологическая карта урока русского языка по теме Имя существительное (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное» Тип: повторение изученного материала
Цель: Повторить знания, полученные ранее об имени существительном;
Задачи:
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний об имени существительном;
Способствовать самостоятельному применению знаний при выполнении разных заданий;
Развивать орфографическую зоркость, творческие способности, расширять кругозор и словарный запас.
Планируемые результаты :Предметные:
-Уметь правильно и точно использовать в речи
и правильно писать имена существительные;
-рассказывать правило что такое имя существительное как часть речи;
— определять и обозначать часть речи, которой является слово;
— указывать у имени существительного род, число, склонение, падеж.
Метапредметные:
— раскрывать значение понятия имени существительного, а также его грамматическое значение и морфологические признаки, «главные и второстепенные члены предложения» и использовать их в активном словаре;
— планировать своё действие в соответствии с целью задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре. Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.
Ход урока.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Организационный момент. Приветствие, настрой детей на успех. - Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок. Коммуникативные умения:
- Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками
ll. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? и что? верно отвечает,
И , чтоб не обижался весь честной народ.
Оно всегда имеет и число, и род,
У него, к тому же, три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
- Я думаю, что теперь не трудно догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Так о чём же? Верно, об имени существительном.
Кто может назвать цели нашего урока? Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
Регулятивные умения:
выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
lll. Повторение об имени существительном. - Расскажите, что такое имя существительное. Предметные умения:
— рассказывать правило что такое имя существительное как часть речи;
lV. Тренировочные действия с изученным материалом
1.- Вы сказали, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. Чем отличается их написание?
- Пожалуйста, поработайте с предложениями.
Самопроверка.
- Чему учились?
2. – У данных существительных определите род.
Вермишель, кофе, пальто, шампунь, такси, ладонь.
Взаимопроверка
- Чему учились?
4. Внимательно посмотрите вокруг себя, найдите и запишите по 3 существительных 1, 2. 3 склонения, которые находятся в классе.
Взаимопроверка.
- Чему учились?
5. Физкультминутка «Будь внимателен, мой друг»
Если я называю существительное - хлопаете в ладоши, имя прилагательное – встаёте, если другую часть речи – садитесь.
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, писать, ранняя, зима, наступает, холодное, ветер.- Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом задании?
6. – Вы говорили, что существительные изменяются по числам. Данные существительные назовите во множественном числе.
Знаете ли вы, что... есть языки, в которых у существительных нет никакого рода, ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие....есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.
...есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы- Чему учились?
7. – Имя существительное изменяется по падежам. Внимательно прочитайте предложение и выполните задание.
Я ходил к проруби за водой – чай кипятить, баню топить – и следил, чтоб не зарастала прорубь, расколачивал ледок, выросший за ночь.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И. п.
В. п.
Самопроверка.
- Чему учились?
8. - На доске записаны группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами:
РОЙ ПЧЕЛ КРУЖИТСЯ НАД ЛИПОЙ. РОЙ ЯМУ ПОГЛУБЖЕ.
ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬ ТЕЧЬ.
ТЫ НЕ ПЛАЧЬ ИЗ-ЗА ПУСТЯКОВ. ПОСЛЫШАЛСЯ ПЛАЧ РЕБЕНКА.
МЕДВЕДЬ В ЛЕСУ, НЕ ЗНАЯ ПРАВИЛ, ОДНАЖДЫ МОТОЦИКЛОМ ПРАВИЛ.
Определите , какое из сходных слов является существительным.
Запишите любую пару предложений, подчеркните глагол двумя чертами, а имя существительное – одной. Найдите в предложении другие существительные, определите, какими членами предложения они являются.
- Чему учились?
Предметные умения:
— раскрывать значение понятий «имя существительное», «собственные и нарицательные имена существительные», «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», «род, число, падеж» и использовать их в активном словаре;
— определять роль имени существительного в предложении и обосновывать своё мнение;
— выписывать имя существительное из предложенных слов;
— определять и обозначать род существительных
- Строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные умения:
- Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре
— выслушивать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре.
Регулятивные умения:
— планировать своё действие в соответствии с целью задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Чем сегодня занимались на уроке?
- Что понравилось?
- Что было трудно? Личностные умения:
— проявлять понимание успешности при изучении темы.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Vl. Домашнее задание Учебник, стр.110, упр.200