Проблемное обучение как средство развития творческого мышления и познавательной активности учащихся на уроках физики
Проблемное обучение на уроках физики как современное средство развития школьников в условиях модернизации образования . «Мышление возникает из проблемной ситуации». С.Л.Рубинштейн Педагогическая идея учителя физикиМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»Марашовой Динары Айсеевны Правда, по отдельным предметам баллы выпускников оказались ниже, чем ожидалось. ЕГЭ, как отметил В.Д. Волков, не должен оставаться единственным показателем качества образования. При определении итогов нужно смотреть, как оценивают результат работы учителей дети и их родители, работники вузов и работодатели. А для Мордовии важно, чтобы выпускники школ оставались в республике. Важнейшим критерием оценки качества образования остаются, результаты ЕГЭ.В прошлом учебном году благодаря беспрецедентным мерам контроля в Мордовии получены самые объективные за все годы проведения ЕГЭ результаты экзамена. Из Послания Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова к народу Основоположники «Проблемного обучения» А.М. Матюшкин дает следующее определение понятия: «Проблемное обучение – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.» МАТЮШКИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1929), профессор, доктор психологических наук, академик РАО. Научные исследования начал под руководством С.Л.Рубинштейна.. Теоретически и практически (экспериментально) разрабатывал психологическую основу проблемности в обучении как фактора порождения познавательной мотивации, исследовательской активности. Матюшкин сформулировал в своих работах "Проблемные ситуации в мышлении и обучении" (1972); "Актуальные проблемы психологии в высшей школе" (1977); "Развитие творческой активности школьников" (1991 в соавторстве), принципы психологической классификации и оптимальной последовательности проблемных ситуаций в процессе обучения; положения о диалоге в межличностных отношениях как факторов творческого развития личности. Матюшкин разрабатывает проблемы одаренности детей, развития профессионального мышления студентов. Основоположники «Проблемного обучения» М. И. Махмутов дает следующее определение понятия: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». Мирза Исмаилович Махмутов - российский педагог и лексикограф. М. И. Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар, Лямбирьский район, Мордовия, Россия. Работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете (1956-1958), министром просвещения Татарской АССР (1958-1979), с 1976 года – директор НИИ профтехпедагогики СССР. Основные труды - в области теории и практики педагогики. Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся. Актуальность проблемного обучения определяется возможностями активизации развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельностью, высоким познавательным уровнем. Самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учеников.Вопросы теории и практики, а также технологии проблемного обучения были развиты и конкретизированы А. Л Андреева, В.А. Болотова, В.В Серикова, А.В. Хуторского, А. В. Брумменского, А. М. Матюшкина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др. в трудах. Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж. Брунера. Отличие проблемного обучения Основное отличие в целях и принципах организации учебного процесса.ЦЕЛЬ: УСВОЕНИЕ САМОГО ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И НАУЧНЫХ ФАКТОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА.ОСНОВА: ПРИНЦИП ПОИСКОВОЙ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, Т.Е. ПРИНЦИП «ОТКРЫТИЯ» НАУЧНЫХ ФАКТОВ. Способы создания проблемных ситуаций ЭКСПЕРИМЕНТ Учителю необходимо отобрать материал, сформулировать проблемный вопрос Учитель позволяет поддерживать интерес к проблеме исследования и стимулировать мышление Исследуют соответствие теоретического расчета с результатами исследования Осуществляют в форме лабораторных работ, фронтальных опытов и физического практикума Эффективно при изучении фундаментальных вопросов Законыустанавливаются экспериментально или теоретически Наблюдение явления осуществляется с помощью демонстрационных опытов Учителю необходимо отобрать материал, сформулировать проблемный вопрос Учитель позволяет поддерживать интерес к проблеме исследования и стимулировать мышление Исследуют соответствие теоретического расчета с результатами исследования Осуществляют в форме лабораторных работ, фронтальных опытов и физического практикума Эффективно при изучении фундаментальных вопросов Законыустанавливаются экспериментально или теоретически Наблюдение явления осуществляется с помощью демонстрационных опытов Преимущества проблемного обучения: новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;в ходе решения проблемы учащийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;темп усвоения информации зависит от самих учащихся;повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА http://Учительский.сайт/Марашова-Динара-Айсеевна Анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физики в 7 и 11 классах Таким образом, можно сделать вывод, о том, что за годы изучения физики устойчивый интерес к предмету остается только у тех учащихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗ, где он является профилирующим.