Исследовательская работа Такая странная бумага
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Что мы знаем о бумаге?.............................................................
1.2 История создания бумаги……………........................................
1.3 Применение.............................................................................
Глава 2. Практическая часть
2.1 Описание экспериментов............................................................
2.2 Результаты исследования. Выводы……………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Бумага – какое простое и всем известное слово! С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни - когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки и собираем макулатуру. Деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены домов. На бумаге инженеры создают чертежи будущих машин, архитекторы - будущих домов и зданий. Подарки упаковывают в бумагу.
Это наиболее распространенный материал, который используется в различных областях. Нельзя представить нашу современную жизнь без такого простого и вместе с тем необходимого и нужного материала как бумага.
Наверняка у многих возникал вопрос, какие же виды бумаги существуют и каковы их свойства? И не уйдет ли из нашей жизни бумага совсем, когда в мире наступает эра электроники и электронные носители информации все больше вытесняют бумажные?
Данная тема заинтересовала меня еще и потому, что я очень люблю работать с бумагой, делать различные поделки, оригами. И мне стало интересно, какие интересные изделия можно сделать из бумаги, узнать лучше ее свойства.
Цель моей работы: изучение свойств бумаги путём проведения экспериментов с предметом исследования.
Для успешного решения цели я поставил следующие задачи:
найти интересную информацию о происхождении и свойствах бумаги
и поделиться ею с окружающими;
учиться наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы;
провести опыты по выявлению разных удивительных свойств бумаги.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Мы все повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам – паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
Но что мы знаем о бумаге? Из книг и из рассказа учительницы я узнал, что основной материал для изготовления бумаги - древесина. Используется древесина ели. А использование древесины осины, тополя, берёзы, соломы хлебных злаков и травянистой части тростника значительно удешевляет бумагу и позволяет экономить ценную древесину хвойных пород.
Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,– чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.
У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие – хрупкими, третьи – дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались.
И вот появилась бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела.
1.2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БУМАГИ
Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.
Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Это стало одним из самых важных изобретений того времени, наряду с компасом, порохом и, гораздо позднее, книгопечатанием. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI–III веках бумага появилась в Азии, а в X веке – в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.
1.3 ПРИМЕНЕНИЕ
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Поделочный материал (оригами, папье-маше, аппликации)
Упаковочный материал (фантики, пакеты, мешки, коробки)
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Производство денегГлава 2. Практическая часть
ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Цель: определять необычные качества и свойства бумаги.
Опыт №1- Я назвал его «Сильная бумага».
Интересно, какой вес может выдержать лист бумаги?
Для проведения опыта понадобятся: 2 пустые банки, лист бумаги, чайничек или любая посуда, довольно тяжёлая.
1.Поставим две банки на расстоянии 20-30 см друг от друга.2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».3. Поставим на лист наш чайник. Бумага не выдержит его веса и прогнётся вниз.4. Изменим немного опыт. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.5. Положим эту «гармошку» на две банки и поставим на неё чайник. Гармошка не прогибается!
Вывод: меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.
Опыт №2- «Рекордный вес».
А теперь я вам покажу, как обычный лист бумаги выдержит ещё больший вес - рекордный!
Для проведения опыта разрежем лист бумаги на полосы. У меня получилось 6 полос. Теперь скатаем их в рулончики и закрепим концы клеем или скотчем, чтобы не разматывались. Ставим рулончики бумаги на стол, сверху кладём какой-нибудь плотный материал, например, картон.
А теперь приступаем к эксперименту. Какой же вес выдержит бумага? Осторожно сверху кладём кирпичи. Взвесим наш груз.
Делаем вывод: бумага довольно прочный материал и может выдержать значительные нагрузки.
Опыт №3- «Притягательный воздушный шар».
Надуваем воздушный шарик и посыпаем его сверху разноцветными бумажками – конфетти. Бумажки упали на стол.
Изменим опыт: потрём шарик о шерсть, мех или даже волосы и снова насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипают к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.
Интересно, почему бумага притягивается к натёртому шарику, а к простому – нет?
Всё дело здесь в статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга. Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.
Опыт №3- «Безразмерная бумага»
Как вы думаете, смогу ли я пролезть через этот лист бумаги и не порвать его? А я вам докажу, что не только я, но и мои друзья смогут пройти через один лист бумаги, не повредив его. Но для этого бумагу нужно разрезать особым образом и тогда она на глазах увеличит свои размеры.
Опыт №4- «Цветение лотоса».
Видели вы когда-нибудь, как распускается утром на озере лотос? Это чудесное зрелище я вам сейчас покажу. Это цветок из обычной бумаги. Сейчас я его опущу в тарелку с водой и о чудо! Прямо на ваших глазах лотос начинает раскрываться.
Бумага впитывает в себя воду, тяжелеет, начинает погружаться на дно и происходит её деформация.
Опыт №5- «Тайнопись».
Вы любите приключения и поиски клада? Тогда этот опыт придется вам по душе.
Итак, берем сок лимона и добавляем небольшое количество воды. Ватной палочкой наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, мы сможем прочитать скрытый текст.
Обратите внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида. и печатных свойств (в книгопечатании этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.
Кстати, это замечательный повод заняться творчеством и порисовать на бумаге разведенным йодом!
Опыт №6-
Как вы думаете, сколько раз можно сложить этот лист бумаги? Я утверждаю, что вы не сможете сложить эту бумагу даже 7 раз. Проверим?
Сделаем вывод: бумага довольно пластична, но не до бесконечности. В определённый момент она перестаёт гнуться.
Опыт №7- Подумайте, как мне удалось так разрезать лист бумаги?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования я узнал, что бумага обладает интересными свойствами. Это – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Я выяснил, что, используя свойства бумаги, можно создать очень интересные композиции.
Я учился наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы. Провел ряд интересных опытов для выявления свойств бумаги.
Вот сколько секретов оказалось в таком простом и обычном материале. Моё исследование оказалось очень интересным, поучительным и занимательным.И я рад, что узнал о бумаге столько нового!!!
ЛИТЕРАТУРА
Бубнова Е. Новая энциклопедия школьника, М.: Махаон, 2003.
Геронимус Т.М., «Маленький мастер» учебник по трудовому обучению. 1-4 класс. М.:Аст-пресс школа, 2005г.
Даукевич В. « Как делают книгу» М.: Детская литература, 1987г.
Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Я.: Академия холдинг, 2000г. стр 144
Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 1168 с.: ил.
Ликум А. «Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.» М.: Слово., 1993г. Том 1.
Ликум А. « Скажи мне почему. Популярная энциклопедия для детей» М.: Дрофа, 1997г.
www.itype.ru
www.bestreferat.ruwww.poiygrat.netwww.chelny-bumaga.ucoz.ruwww.wikipedia.ord