Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)
Тема урока: «Горные породы и минералы, слагающие земную кору».
Цели: дать знания учащимся о горных породах; формировать умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема залегания горных пород.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
Подготовка к работе
Наличие учащихся
Повторение пройденного материала (Фронтальный опрос)
- Как устроена Земля?
- Для чего изучают земные глубины?
- Какие горные породы вы знаете?
- С какими горными породами вы познакомились на экскурсии?
Вывод: минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с горными породами, слагающие земную кору. А урок сегодня будет не совсем обычный. В течение урока я вам буду рассказывать сказку, а вы должны будете внимательно меня слушать и по ходу выполнять предложенные мною задания.
Итак, слушаем меня внимательно.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а коли найдешь – будешь ты царем».
Отправился Иван, Закиров сын, в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с Золотой крышей, а над ним надпись – «ЛИТОСФЕРА». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «Литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает Иван. «Есть – то он есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Для этого тебе нужно вырыть глубокий колодец», - ответил ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату, и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске можно нарисовать условные знаки эти полезных ископаемых)
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану в виде таблицы:
Происхожде
ние
Название
Цвет
Твердость
Пачкает ли руки?
Где применяется
осадочные
- песок
- глина
- мел
- соль каменная
магматические
- бурый железняк
- магнитный железняк
- руды полезных металлов
метаморфические
- кварц
- мрамор
- гнейс
- алмаз
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому их называют магматическими. Ребята, найдите эти породы в коллекции и опишите их.
Совсем глубоко опустился Иван-Царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок песчаник кварцит кварц;
известняк мрамор;
гранит гнейс;
графит алмаз.
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала, на троне, сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
- Ребята, давайте поможем Ивану отгадать загадки.
1. Черен, как ворон,
а греет, как солнце. (Уголь)
2. Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ открывают любые замки и двери», - сказала царевна.
Поклонился Иван царевне и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем уме вспомнить путь обратно.
4. Закрепление
Работа с текстом учебника.
- Дайте определение осадочные горные породы.
- Где можно встретить осадочные горные породы?
- Где и как образуются химические горные породы?
- Рассмотрите рисунок «Образование органических пород»
- Какие породы называют магматическими горными породами?
- Прочитайте, как они образуются.
- Что такое метаморфические горные породы?
5. Итог, оценивание.
6. Домашнее задание
§ 17, зад.5 стр. 44 (заполнить таблицу):
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Магматические
Осадочные
Метамор-фические
глубинные
излившиеся
неорганические
органические
обломочные
химические
гранит
диорит
габбро
пемза
базальт
андезит
липарит
песок
глина
песчаник
поваренная соль
калийная соль
гипс
горючие сланцы
известняк
уголь
нефть
гнейс
мрамор
кварцит
15