Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников на тему Ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с народными календарно- обрядовыми праздниками
Администрация муниципального образования муниципального
района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида» с.Выльгорт«Быдсяма челядьöс 10 № - а видзанiн» школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
проект
«Ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Разработала:
воспитатель
Шадрина О.С.
Выльгорт, 2016 год
Оглавление:
Паспорт проекта…………………………………………………3
Актуальность проекта…………………………………………..4
Инновационный потенциал…………………………………….6
Цель, задачи и принципы проекта………………………...……6
Социальная значимость проекта……………………………….7
План реализации проекта………………………………………9
Ожидаемые результаты………………………………………..10
Содержание работы над реализацией проекта……………….11
Условия реализации проекта…………………………………..18
Перспективы развития проекта……………………………....19
Литература………………………………………………………...20
То, что забыли сыновья,
стараются вспомнить внуки.
Эйлис Росси
Паспорт проекта
Вид проекта Познавательно – информационный, творческий
По составу участников групповой
Состав участников Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
По срокам реализации Долгосрочный с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года
Планируемые результаты проектной деятельности Приобщение детей к традициям проведения народных праздников через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса детей к народным праздникам.
Актуальность Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Вот и мы посчитали необходимым донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями русской культуры, познакомить их с национальными обычаями.
Актуальность проекта
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Культура каждого народа не застывшее «музейное», а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через календарно-обрядовые праздники и песенно- игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении познавательного цикла через интеграцию с художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.
Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами
разных видов искусства, художественной деятельности.
Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно- нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Использование проектного метода обучения в практике моей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе духовно-нравственного воспитания детей;
дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Особый упор делается нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
Цель проекта: Повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к обычаям и традициям русского народа через ознакомление с народными календарно- обрядовыми праздниками.
Задачи проекта:
Создать систему работы, по ознакомлению детей с народными календарно-обрядовыми праздниками.
формировать у детей представления о традициях народных календарно- обрядовых праздников, в которых отмечаются накопленные веками мельчайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц и животных, насекомых, изменениями в растительном мире.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному календарю, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм и т. д.
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи-зазывалки, дразнилки, потешки и др.);
развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
Развивать творческую активность ребёнка;
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение русских народных подвижных игр, совместное детско-родительское творчество.
Принципы:
развивающий характер обучения, основанный на детской активности в познании, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний)
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Социальная значимость проекта
Важнейшей современной проблемой является духовно-нравственное воспитание детей. Тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ: телевидение, печать, интернет, тяжелые социальные условия и многое другое тяжелым грузом ложатся на неокрепшие детские души и наносят существенный вред психике ребенка.
К сожалению, занятость родителей не всегда позволяет контролировать то, чем заняты их дети и порой они проводят у экрана телевизора гораздо больше времени, чем в общении с родителями. И, как ни страшно признавать, в наши дни, семья теряет свою былую ведущую роль. То, что смотрят наши дети по телевизору: какие мультфильмы и передачи, какие книги они читают, родители порой даже не знают. К сожалению, смотря все это, не всегда можно понять, в какой стране мы живем. А уж тем более никакого знакомства с традициями русского народа и народов, населяющих нашу необъятную родину, не происходит.
Между тем, народные традиции были и остаются важнейшим фактором формирования сознания и норм поведения, воспитания личности. Это позволяет говорить о необходимости их изучения, пропаганды, учета в образовательном процессе детского сада.
Специальное внимание уделяется на разработку и внедрение методик по знакомству детей дошкольного возраста с народным творчеством, специальной подготовке педагогов в этой области, систематической работе с родителями.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребенок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. Таким образом, происходит личностное усвоение норм и способов культурно-исторической деятельности. Знание народной культуры, полученные в детском саду, дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Решение задач данного проекта направлено на:
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогов, музыкального руководителя) и детей;
• формирование позитивного отношения к русскому народному творчеству;
• укрепление связей с социально значимыми институтами (родители);
• формирование положительной поведенческой модели.
План реализации проекта.
этапы Работа
с детьми Работа
с педагогами Взаимодействие с семьей
Организационный Выявление представлений детей о народных календарно- обрядовых праздниках (модель трех вопросов, предложенная авторами программы «Сообщество» К.А. Хансен,
Р.К. Кауфманн, К.Б. Уолш)Изучение литературы.
Разработка плана реализации проекта. Разработка совместного плана деятельности с музыкальным руководителем.
Разработка планов совместной деятельности с детьми.
Подбор художественной литературы, наглядно- демонстрационного материала, дидактического материала, репродукций картин, стихотворений, игр, презентаций. Информация родителей о цели, задачах и предстоящей деятельности по проекту.
Практический Формирование у детей представлений о народных календарно- обрядовых праздниках через различные виды деятельности. Проведение работы по формированию у детей представлений о праздниках, используя различные виды детской деятельности.
Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой) Совместная деятельность родителей с детьми в творческой продуктивной, исследовательской деятельности.
Заключительный Презентация результатов совместной деятельности. Ожидаемые результаты
Для детей: у детей сформированы представления о традициях празднования народных календарно- обрядовых праздников; продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; развивается интерес к изучению традиций русского народа, к его играм, фольклору.
Для воспитателей: создание условий для развития детей:
- в центре речевого развития подобраны яркие энциклопедии, альбомы с репродукциями картин русских художников по различным праздникам;
- для развития игровой деятельности изготовлены дидактические игры с использованием изображений символов праздников;
- для создания условий для развития физических качеств создана картотека народных игр, подвижных и малой подвижности;
- в группе собрана подборка аудиозаписей.
Для родителей: формирование навыков совместной с детьми поисковой деятельности. Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.
Содержание работы над реализацией проекта.
месяц праздник Задачи, планируемая деятельность Формы работы Взаимодействие с семьей
сентябрь 28 сентября Никита Гусятник Формировать представление о дне Никиты- гусепролета, традиции его проведения.
Вспомнить народные фольклорные произведения, где упоминаются гуси.
Формировать представления об особенностях жизни диких и домашних гусей, их особенностях строения, как водоплавающих птиц.
Развитие физических качеств детей через народные подвижные игры
Игровая деятельность:
Игра- драматизация народной песенки «Два веселых гуся»
«Гуськи»
Двигательная деятельность:
П.И. «Дедушка водяной», «Гуси, гуси»
Коммуникативная деятельность:
Рассказ воспитателя и ситуация общения «Дикие и домашние гуси»
«Как отмечали день Никиты Гусятника на Руси»
Познавательная деятельность:
Опыт «Как лапы помогают гусю плавать»
Восприятие художественной литературы:
Л.Толстой «Как гуси Рим спасли», р.н.с. «Гуси-лебеди».
октябрь 1 октября Арина ШиповницаФормировать представления о дне Арины-шиповницы.
Развитие творческих способностей через ознакомление с народным декоративно- прикладным искусством- Полхов- майданской росписью.
Формировать представления о пользе ягод шиповника для здоровья человека.
Двигательная деятельность:
П.И. «Арина»
Изобразительная деятельность:
Рассматривание предметов народно-декоративного искусства с использованием полхов- майданской росписи.
Роспись силуэтов матрешек элементами полхов-майданской росписи.
Познавательная деятельность:
Рассматривание ягод и веток шиповника.
Заваривание чая из шиповника.
Изготовление мини-газет «Шиповник», помощь в организации чаепития.
ноябрь 12 ноября Зиновий и Зиновия, Синичкин день
Формировать представления у детей о зимующих птицах. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Развивать физические качества детей через участие в подвижных играх. Игровая деятельность:
Д.И. «Раздели птиц», «Узнай птицу по голосу», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Собери картинку», «Математические паззлы», «Парочки», «Подбери цифру»
Познавательная деятельность:
Наблюдение на прогулке за птицами- как двигаются, какой корм предпочитают, какие звуки издают.
Работа с энциклопедиями «Какие бывают синицы»
Двигательная деятельность:
П.И. «Совушка», «Птицы в гнездах», «Птицелов»
Изобразительная деятельность:
Рисование «Синицы на дереве»
Лепка «Зимующие птицы»
Работа в раскрасках
Речевая деятельность:
Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
Изготовление кормушек для зимующих птиц
декабрь 25 декабря Спиридон Солнцеворот
Продолжать знакомить детей с народным календарем; в частности с днем Спиридона – солнцеворота».
Продолжать развивать детей интерес к неживой природе.
Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, память через развивающие игры и элементарное экспериментирование.
Игровая деятельность:
Д.И. «Определи чья тень»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыт «Смена дня и ночи»
Коммуникативная деятельность:
Разучивание заклички.
Ознакомление с народными поговорками и пословицами.
Двигательная деятельность:
П.И.»Золотые ворота»
Изобразительная деятельность:
Изготовление народной куклы Спиридон-солнцеворот
январь Рождество, Святки
Формировать представление о празднике, традиции его проведения на Руси, символах и их значении.
Познакомить со значением колядования.
Продолжать знакомить с малыми формами фольклора- святочными закличками.
Формировать умение изготавливать маски на основе бумажных тарелок.
Развивать физические качества детей: силу, ловкость через создание игровой ситуации.
Игровая деятельность:
Д.И. «Отгадай загадку»
«Гадание»
Двигательная деятельность:
П.И «Удочка»
Изобразительная деятельность:
Изготовление масок на основе бумажных тарелок с использованием различных изобразительных техник.
Коммуникативная деятельность:
Заучивание святочных закличек и попевок.
Рассказ воспитателя и ситуация общения и Святках. февраль 28 февраля Онисим овчарникФормирование представлений о дне Онисима- овчарника.
Формировать представления об овцах, как домашних животных, героях сказок, произведений малых форм фольклора. Игровая деятельность:
Разв.игра «Волки и овцы»
Двигательная деятельность:
П.И «Волк и овцы»
Изобразительная деятельность:
Лепка «Овцы»
Аппликация «Барашек»
Ручн.труд «Изготовление валенок»
Коммуникативная деятельность:
Ознакомление с пословицами и поговорками.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыты «Свойства шерсти»
Рассматривание изделий из шерсти
Подготовка экспонатов из шерсти для мини- музея
март Масленица
Формировать представления детей о празднике «Масленица», символами и традициями праздника.
Ознакомление с традициями русского чаепития, свойствами разных сортов чая.
Ознакомление с различными породами лошадей, их ролью в праздновании Масленицы.
Обогащать духовный мир детей через ознакомление с отображением праздника Масленицы в работах художников, поэтов и композиторов.
Продолжать знакомить с русскими народными играми.
Игровая деятельность:
Н-П игры «Парочки», «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Найди лишнее»,«Математические паззлы»
Д.И. «Какими словами можно попросить прощения?» Двигательная деятельность:
«Почта», «Гори, гори ясно», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле», «Метание метлы», «Керлинг с метелками», «Петухи», перетягивание каната.Пальчиковая гимнастика «На блины»
Коммуникативная деятельность:
Ситуации общения «Русские народные игры-забавы», «Русский самовар», «Вот мчится тройка удалая», «Прощеное воскресенье»
Вечер загадок.
Викторина «Уж ты, Масленица!»
Разучивание масленичных закличек, частушек.
Чтение стихотворения Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар»
Познавательная деятельность:
Просмотр презентаций.
Просмотр мультфильмов о масленице.
Рассматривание книг, энциклопедий.
Изобразительная деятельность:
Коллективное изготовление плаката- куклы Масленица.
Лепка из соленого теста «Гонцы весны»
Рисование цветной водой на снегу.
Конструирование чучела Масленица.
Досуговая деятельность:
Чаепитие «Блиночки»
Развлечение «Ты прощай, прощай, наша Масленица!» Совместная подготовка к выставке «Как на масляной неделе»
Изготовление блинов.
Подбор информации о днях масленичной недели.
апрель Пасха
Формировать представления детей о празднике «Пасха».
Развивать творческие способности дошкольников через ознакомление с символикой праздника.
Обогащать духовный мир детей через ознакомление с отображением праздника Пасха в работах художников, поэтов и композиторов.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Пасха.
Продолжать знакомить с русскими народными играми.
Игровая деятельность:
Н-П игры «Парочки», «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Найди лишнее»,«Математические паззлы», «Домино», «Расставь по порядку»
Шнуровка «Яйцо», игры с прищепками «Укрась хвост курочке»
Д.И. «Что в кулич положим», «Раздели кулич», «Сосчитай яйца»
Разв.игра «Сложи узор», «Колумбово яйцо»
Двигательная деятельность:
П.И. «Гори, гори, ясно», «Чехарда», «Путаница», «Игры-эстафеты с яйцами»
Коммуникативная деятельность:
Заучивание стихотворения Е.Шаламоновой «Распушила ветки верба», стихотворения Т.Лавровой «Посмотрите, что за чудо положила мама в блюдо»
Ситуации общения «Что такое обычаи и традиции?», «Как вы готовитесь к Пасхе дома?»
Познавательная деятельность:
Наблюдение «Верба на нашем участке», «Первоцветы»
Рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»
Просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси».
Просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника, «Моя первая Библия».
Целевая прогулка к церкви св.Николая.
Рассматривание книг, энциклопедий.
Изобразительная деятельность:
Конструирование веток вербы из бросового материала.
Конструирование «Украсим пасхальное дерево»
Аппликация «Храмы»
Конструирование храмов из различных материалов.
Конструирование из материалов на выбор цыплят.
Аппликация «Гирлянда»
Лепка «Все, что есть на печи- ты на стол мечи»
Досуговая деятельность:
Развлечение «Пасхальный квест» Поиск информации о символах Пасхи, их значении.
Помощь в организации выставки репродукций картин художников о Пасхе.
май 11мая БерезосокФормировать представления о празднике Березосока, о символе России- березе, о березовом соке, его лечебных свойствах.
Познакомить дошкольников с произведениями русских художников, поэтов, композиторов о березах.
Продолжать знакомить с русскими народными играми-хороводами.
Игровая деятельность:
Д.И. «Подбери родное слово», «Береза какая?», «Какое слово пропущено?», «Отгадай загадку», «Что сделано из березы»
Двигательная деятельность:
П.И. «1,2,3, к дереву беги»
Хоровод «Во поле береза стояла»
Коммуникативная деятельность:
Ситуация общения «Праздник Березосок», «Полезные свойства сока»
Познакомить со стихами А.Прокофьева, С.Есенина, В.Рождественского.
Познавательная деятельность:
Наблюдение «Березы на участке», «Кора деревьев»
Рассматривание предметов, изготовленных из березы.
Изобразительная деятельность:
Рисование «Белая березка»
Коллективная аппликация «Березовая роща»
Рассматривание репродукции картины А.Куинджи «Березовая роща»
Досуговая деятельность:
Развлечение «Березовые игры»
Подготовка информации «Символ России», «Как на Руси использовали березу», «Березовая аптека»
Попросить родителей принести березовый сок. Подготовить информацию о лечебных свойствах березового сока, правилах его сбора.
Взаимодействие с семьей:
Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
Привлечение родителей к сбору литературы.
Организация выставок детских работ.
Совместное творчество с детьми по изготовлению поделок для выставок.
Работа с педагогами:
Изучение литературы по теме.
Педагогическое наблюдение, беседа.
Циклы образовательных ситуаций.
Организация слушания музыкальных произведений.
Организация выставки продуктов детского творчества.
Оформление уголка для родителей.
Условия реализации проекта
При организации работы над проектом требуется создать необходимые условия, поэтому началом реализации проекта стало построение развивающей среды в детском саду.
Оснащение центров в группе:
- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с репродукциями картин русских художников;
- для развития игровой деятельности были изготовлены дидактические игры с использованием изображений символов праздников;
- для создания условий для развития физических качеств была создана картотека народных игр, подвижных и малой подвижности;
- в группе была собрана подборка аудиозаписей классической, народной и современной музыки, соответствующей тематики.
В группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Результаты проекта
С начала учебного года в группе ежедневно ведется работа по ознакомлению дошкольников с народным календарем, обрядовыми и государственными праздниками. Каждый день во время утреннего сбора группы воспитатель с детьми работает с календарем, во время этой работы происходит систематическое закрепление дней недели, месяца, и дети знакомятся с праздником, который отмечается в этот день, народными приметами, именинниками дня. Мы знакомимся с названием праздника, обсуждаем, почему у него такое название, с чем это связано (изменения в природе, в трудовых действиях людей). После этого обсуждаем, как мы можем отметить этот праздник, что можно сделать в разных центрах.
Прожив каждый день народного календаря в соответствии с традициями, наши воспитанники разучили заклички, считалки, которые используют в самостоятельной деятельности. В свободной деятельности они организуют и подвижные игры, с которыми познакомились в рамках проекта. Сюжеты праздников дети используют в игровой, изобразительной деятельности. С интересом рассматривают репродукции картин русских художников с изображением празднования.
В целом можно сказать, что в результате нашей работы у детей сформированы представления о традициях празднования народных календарно- обрядовых праздников; продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; развивается интерес к изучению традиций русского народа, к его играм, фольклору.
Для родителей: формируются навыки совместной с детьми поисковой деятельности, проявляется интерес к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Все русские народные календарно- обрядовые праздники связаны с изменениями в природе, сменой времен года, началом каких-либо сельскохозяйственных работ- все эти изменения русский народ подмечал, отмечал их повторяемость из года в год. Наши дети познакомились только с частью народных традиций, но у нашего народа столько праздников- это и Кузьминки, и Покров, есть и небольшие праздники, даже не праздники, а дни, посвященные какому-либо событию; и все это еще неизвестно нашим детям. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Мы не хотим лишать своих детей будущего, поэтому будем продолжать знакомить дошкольников с прошлым: с традициями, обрядами, праздниками, историей.
Наш опыт по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными календарными праздниками планируем разместить в СМИ и опубликовать в сети Интернет для широкого использования педагогами дошкольных организаций. Методическая разработка доступна в практическом применении:
– воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений
– для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Методическая разработка может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного возраста
Литература:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий сценарии календарно- обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор- составитель Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.-СПб.: «Детство-пресс», 2004.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Бойчук И.А., Попушина Т.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Бойчук И.А.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Интернет-ресурсы: