Развитие связной речи в разных возрастных группах


Развитие связной речи в разных возрастных группах

Основными задачами речевого развития, является воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи.
2 младшая группа
При благоприятных условиях воспитания, усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания).
Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Только взаимосвязь разных речевых задач (воспитания звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качеств и действий, на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке.
При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы по содержанию картины и подводятся к составлению коротких рассказов, сначала вместе с взрослым.
Дети подводятся к пересказу литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним
Совместное рассказывание предполагает обучение детей построению коротких связных высказываний. Воспитатель должен начать предложение - ребенок закончить. «Это (Лиса). Она».
При описании предмета, сначала он называется, затем раскрываются его качества, свойства, назначения, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета.
При обучении составлению рассказов повествовательного типа надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец).
Средняя группа
Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия, дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки ("мяч это игрушка; в него играют") Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
В этом возрасте увеличивается речевая активность ребенка, начинается возраст "почемучек". Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Средние дошкольники осваивают умение строить разные типы высказывания описание и повествование.
Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторон речи, т.е. все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи.
В рассказывании об игрушке дети подводятся к составлению рассказа об игрушке сначала по вопросам воспитателя и затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания описанию и повествованию и подводят к составлению рассуждения.
В пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых детям, так и впервые прочитанных на занятии.
В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).
Особое внимание уделяется и развитию описательной речи. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме, состоящей из нескольких частей:
1) указание на предмет, называние его;
2) оценка предмета или отношение говорящего к нему.
Такое обучение умению описывать предметы развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечную оценку, отношение к предмету).
У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого даются схемы составления совместного рассказа тем самым дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному ("Однажды", "Как-то раз", "Дело было летом" и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет. "Как-то раз ... (собрались звери на полянке). Стали они ... Вдруг... Взяли звери. И тогда ...". Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать
в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Такое составление рассказов подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало, другой продолжает по следующей картинке развивать сюжет, а третий заканчивает изложение.
Старший возраст
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение ими построения разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру.
В рассказывании об игрушках детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительность для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию.
Дети учатся так же составлять рассказы из собственного опыта, как описательные, повествовательные, так и контаминированные (смешанные).
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.
Подготовительная группа
На первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания есть ли в нем зачин (начало), как развивается в нем действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). Развитие связности высказываний обеспечивается системой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать самые разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.
Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах (пересказ литературных произведений, рассказывание по картине (игрушке), на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему), однако задачи в каждом виде усложняются.
В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют высказывание коллективно.
Развитие умений детей четко выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать средства связи смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияют на развитие наглядно-образного и логического мышления детей.

2 я младшая группа
1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.
2.Рассказывание по картине.
3.Пересказ – выступает в форме ответов на вопросы.

Средняя группа
1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.
2. Рассказывание по картине.
3.Пересказ – выступает в форме ответов на вопросы, пересказ основных моментов
Р.Н.С с помощью подсказок воспитателя.

Старшая группа
1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.
2.Рассказывание по картине.
3.Пересказ – без помощи вопросов воспитателя.
4.Рассказывание на тему из личного опыта.

Подготовительная группа
1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.
2.Рассказывание по картине.
3.Пересказ.
4. Рассказывание на тему из личного опыта, более сложные по содержанию.
Ребенок без дополнительных вопросов поясняет события, о которых
рассказывает.
5.Творческое рассказывание – т.е по предложенному сюжету придумывается:
завязка, ход события и развязка.