Образовательно-оздоровительная программа пришкольного лагеря дневным пребыванием
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
пришкольного лагеря
с дневным пребыванием
(физическо-творческой направленностью)
2016 год.
Пояснительная записка
Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных).
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «Лопатинская ООШ» является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях образовательно-оздоровительного лагеря.
В целях лагеря выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
По продолжительности программа реализуется в течение 3 недель. В лагере отдыхают 20 учащихся.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7-15 лет.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Программа предусматривает следующие направления деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием:
1. Оздоровительная деятельность:
- создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, восстановление и расширение их адаптационных возможностей,
- профилактику заболеваний,
- текущее медицинское обслуживание, санитарно-гигиеническое обеспечение,
- соблюдение рационального распорядка дня, обеспечивающего оптимальный режим оздоровительных мероприятий, правильное соотношение физических нагрузок труда и отдыха,
- сбалансированное питание,
- проведение закаливающих процедур, занятий физкультурой, спортом и туризмом.
2. Образовательная деятельность:
- развитие личности ребёнка через личностно-ориентированный подход,
- разносторонне способствовать развитию физических, эмоциональных, личностных особенностей ребёнка, в том числе путём удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования.
3. Воспитательная деятельность:
- воспитание нравственных и моральных качеств, гражданской активности, любви к своему краю, семье, окружающим людям.
Цель программы - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
3. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
5. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
6. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
8. Развитие и укрепление связей школы и семьи.
9. Повышение уровня знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
10. Профилактика бродяжничества и правонарушений;
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности
всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать своё мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
физкультурно - оздоровительное;
художественно - творческая;
трудовая деятельность;
Физкультурно-оздоровительное направление:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Эстафеты («Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки» -велогонка), спортивная игра («Веселые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, различные беседы о здоровом образе жизни, развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческое направление:
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Основные формы организации:
Изобразительная деятельность
Конкурсные программы
Творческие конкурсы
Концерты
Выставки работ учащихся;
Кружок «Умелые руки»;
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовое направление.
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Основные формы организации:
Выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в штабе, работа на пришкольном участке);
Коллективные трудовые дела.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав МКОУ «Лопатинская ООШ»;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря - 1,
- воспитатели (из числа педагогов школы) - 2;
- повар - 1;
- техничка - 1.
Материально – техническое обеспечение:
Игровая комната
Спортивный зал
Магнитофон, музыкальный центр
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Телевизор
Настольные игры,
Мячи, скакалки, спортивный инвентарь
Шашки
Игрушки
Карандаши, фломастеры, раскраски, альбомы
Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
способствующих успешной самореализации детей;
2. Организация различных видов деятельности;
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
4. Создание ситуации успеха;
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
6. Организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты:
оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей,
улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания,
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей,
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Устав пришкольного лагеря «Хуторок»
Педагоги обязаны
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, эмоционально-интеллектуальный, насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда
Предоставить каждому ребенку свободу выбора
Уметь понимать себя и других
Знать местонахождение каждого ребенка в течение дня
Быть искренними
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право
Быть не руководителем, а товарищем
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом , но и делом, личным примером.
Чаще вспоминать какими были сами в таком возрасте
Дети обязаны
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать участие во всех мероприятиях лагерной жизни.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезным для других.
Верить в себя и свои силы.
Верить в свои силы и талант.
Не скучать.
Дети имеют право.
Иметь свою точку зрения и отстаивать ее.
Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни в лагере.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать все вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря «Хуторок»
Законы лагеря.
1. Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
2. Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
3. Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
4. Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
5. Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
6. Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
7. Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
8. Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
9. Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
10. Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
11. Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)
12. Закон «Мотор». Долой скуку!
13. Закон «Выносливость». Будь вынослив.
14. Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! А друзей стой горой!
15. Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Закон хозяина.
Лагерь «Хуторок» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Правила внутреннего распорядка дня
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
1. Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.
2. О причине отсутствия сообщать воспитателю.
3. Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.
4. По территории лагеря ходи спокойно.
5. Имей головной убор.
6. Имей личное полотенце.
7. Выполняй просьбы и требования воспитателя.
8. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.
9.Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.
10. Уважительно относись к товарищам, воспитателям, обслуживающему персоналу.
АНКЕТА(на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что.
Я не хочу, чтобы.
Я хочу, чтобы..
Я боюсь, что.
Пожалуйста, напиши также:
Имя.. Фамилия
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ..
Мне жаль, что
Я надеюсь, что..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Механизм реализации Программы
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – (апрель – май):
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план- сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
подготовка методического материала для работников лагеря.
II этап. Организационный – (май- июнь):
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Хуторок»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
формирование отрядов;
знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
оформление уголков отрядов.
III этап. Практический –( июнь ):
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
IV этап. Аналитический – (июль):
подведение итогов смены; результатов деятельности лагеря
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Режим работы
Элементы режима дня
Время работы
с 8.30 до 14.30 часов
Сбор детей, зарядка
8.30 – 8.45
Утренняя линейка
8.45 - 9.00
Оздоровительные процедуры
9.00 – 9.15
Завтрак
9.15 - 9.45
Подвижные игры, отрядные дела, мероприятия, походы, экскурсии.
9.45 - 12.00
Обед
12.00 – 12.30
Отрядные мероприятия, игры на свежем воздухе, работа кружка
12.30 - 14.00
Линейка, подведение итогов дня
14.00 - 14.20
Уход детей домой
14.20-14.30
Мероприятия по реализации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п-
Мероприятия
Дата
1
1. День заезда «Здравствуй, лагерь! Размещение детей.
2. Открытие лагерной смены. Праздник «Добро пожаловать в страну Детство!».
3. Знакомство детей с персоналом лагеря Начальник лагеря знакомит с программой лагеря, правилами поведения, решаются все организационные вопросы.
4.«Ярмарка идей» ребята предлагают различные мероприятия, которые они хотели бы провести в лагере.
3. 06.16
2
1. Тренинг на знакомство «Снежный ком»- ребята рассказывают о себе, чем они занимаются в свободное время, о своем хобби.
2. Выборы актива смены, команд, выборы названий команд, песен.
3. Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря». Оформление отрядного уголка.
4. Открытие лагеря. Концертная программа. «Театральный фейерверк». Праздничная дискотека.
4. 06.16
3
1. Поездка в Краеведческий музей г.Саранск.
5. 06.16
4
1. Игра-соревнование «Эстафетный бег».
2. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»
3. Спортивная игра «Тропа доверия»
4. Просмотр мультфильмов «Мульти-Пульти карнавал»
6. 06.16
5
1. Прогулка на природу. Игра «Тропа испытаний»
2 Экологическое ассорти «Мы - земляне»
3. Работа кружка. Конкурс рисунков на асфальте
4. Трудовой десант. Поливка комнатных цветов и цветочных клумб
7. 06.16
6
1. Минута здоровья: «О вреде наркотиков, курения и алкоголя»
2. Познавательное шоу «Смекалка, эрудиция и смех»
3. Конкурс загадок. Встреча с сотрудниками сельской библиотеки.
4 Подвижные игры на свежем воздухе
8. 06.16
7
1. Встреча с инспекторами ПДН. Беседа.
2. «Караоке по-русски» - пение песен из мультфильмов
3. Игра «Веселые старты».
4. Трудовой десант. Уборка территории лагеря, поливка комнатных растений
и цветочных клумб
9. 06.16
8
1. Минутка здоровья «Оказание первой медицинской помощи»»
2. Работа кружка. Конкурс «Алло! Мы ищем таланты»
3. Спортивно-массовая игра «Ищи клад»
4. Конкурс дружеских шаржей. Игра «Пойми меня»
10. 06.16
9
1. Турнир по шашкам
2. Спортивная игра «Джунгли зовут»
3.Игры на компьютере « Учимся мыслить логически»
4. Просмотр видеофильмов по противоположной тематике
11. 06.16
10
1.«Цвети и расцветай, наш край родной!». Беседа о дне независимости, о символах республики, России.
2. Электронная экскурсия «Это ты, моя Россия»
3. Праздничный концерт. Флешмоб.
4. Трудовой десант. Поливка комнатных растений и цветочных клумб.
12. 06.16
11
1. Поездка КиноМакс «Победа»
13. 06.16
12
1. Творческая мастерская «Краски лета». Рисование на интерактивной доске.
2. Познавательная викторина «Кто куда, а мы в кино!»
3. Час книги. Сказочный калейдоскоп. КВН «Сказка ложь, да в ней намек».
4. Занятия по интересам.
14. 06.16
13
1. Проведение культурно –массового мероприятия специалистами центра «Алмаз»
2. Соревнование юных велосипедистов «Большие гонки»
3. Работа на пришкольном участке
15. 06.16
14
1. Конкурс «Мы снимаем кино»
2.Просмотр мультфильмов
4. Работа на пришкольном участке. Поливка цветов.
16. 06.16
15
1. Беседа «Я и дорога». Встреча с инспекторами ГИБДД
2. «Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен)»
3.Занятия по интересам.
4. Дискотека
17. 06.16
16
1.Минутка здоровья: «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых».
2. Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
3. Игры на свежем воздухе: «Вышибалы», игры со скакалками, обручами
4. Сбор лекарственных растений
18. 06.16
17
1. Поездка в парк им. А.С. Пушкина г. Саранска
19. 06.16
18
1. Конкурс «Мисс и мистер лагеря».
2. Дискотека.
20. 06.16
19
1. Запись пожеланий лагерю, персоналу на память от детей в Книгу республики «Детство»
2. Поход в лес. Прощальный вечер «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
21. 06.16
20
1. Митинг «Люди мира, на минуту встаньте!» Возложение венков к памятнику павших воинов.
2. Просмотр фильма о войне
3. Конкурс военной песни и стихов о войне.
4. Уборка территории памятника.
22. 06.16
21
1. Операция «Чемоданчик»: сбор вещей, выписка из кружков
2.Праздничное мероприятие, посвященное к закрытию смены.
3.Праздничный обед.
4 Дискотека.
23. 06.16
Список литературы, использованной при разработке программы
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
5. Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы» Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2010.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]го лагеря. – М., 2006 г.
7. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215