Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный художник (пластилинография)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
Рабочая программа
по внеурочной деятельности " Юный художник" (пластилинография)
на 20 ...- 20... учебный год

-48704570485
Автор-составитель: Арустамова Любовь Александровна
учитель изобразительного искусства
210058043815

-48889195250
35394906137910

662940274320
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc442802933 \h 3Цели данной программы: PAGEREF _Toc442802934 \h 3Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: PAGEREF _Toc442802935 \h 3Актуальность программы PAGEREF _Toc442802936 \h 4Основные направления и содержание деятельности PAGEREF _Toc442802937 \h 4Воспитательный процесс организован путём: PAGEREF _Toc442802938 \h 5Прогнозируемые результаты PAGEREF _Toc442802939 \h 5Cодержание изучаемого курса PAGEREF _Toc442802940 \h 6Первый год обучения. Раздел 1. Цветочные мотивы(36 часов) PAGEREF _Toc442802941 \h 6Тематическое планирование. PAGEREF _Toc442802942 \h 7Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы PAGEREF _Toc442802943 \h 9Приложение (Работы учащихся ) PAGEREF _Toc442802944 \h 11
-16573574295
Пояснительная запискаВ рамках интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагается курс «Юный художник» (пластилинография). Он охватывает все возможные техники работы, в том числе с пластическим материалом (создании лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности и прочие).
Исследования отечественных и зарубежных ученых говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Цели данной программы:Личностная.
По итогам исследований занятия лепкой и рисованием способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
- восприятия (целостности и структурности образа);
- внимания (концентрации и устойчивости);
- памяти (зрительной и кинестетической);
- мышления .(пространственного, креативного)
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
Профессиональная
Освоить приёмы работы с пластичным материалом, дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные изделия обычно не получаются) и т.п.
Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью,- симметрией, цветовой гаммой изделий. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения изделий, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета, времени на занятия.
Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
Обеспечение тематической литературой учащихся (прежде всего через школьную библиотеку).
Обеспечение цветным картоном и обычной бумагой, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной, красками и другими расходными материалами.
Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах.
Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, стремление к разработке собственных изделий, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)
Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям лепки.
Актуальность программыПрограмма « Юный художник » знакомит детей с увлекательной страной пластики, открывает еще одну дверцу в мир творчества и мастерства.
Учащиеся познакомятся с лепкой из различных материалов, уже знакомых и еще неизвестных, с инструментами для занятий, способами и приемами лепки, с тем, как оформить и сохранить выполненные игрушки и изделия.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво писал, мастерил, рисован, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, пластилин, другие пластические материалы....
Основные направления и содержание деятельностиВ течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
- основные техники работы с пластическим материалом ( от самой простой техники до самой сложной );
-учебные занятия групповые - по 1 часа в неделю;
- учебные группы формируются по возрасту;
- учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-
разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой- то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
в начале каждого раздела проводится общее знакомство с
изделиями, которые могут быть получены в результате его освоения (изделия в авторском исполнении).
знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
обращение к книгам (включая авторские) и тематическим
журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения изделий.
обеспечение готовыми шаблонами, образцами или другими
деталями для занятий;
- объясняются и показываются основные приёмы работы.
Воспитательный процесс организован путём:совместного обсуждения с учащимися возможного применения
отдельных изделий или композиций из них. Место каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся делает одну какую-то игрушку, картину и т.д.. от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему часть и тоже выполняет её самостоятельно);
поиска аналогий с занятиями по другим предметам;
выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений.
Программа рассчитана на 4 года- (138 часов).Первый год обучения 1 час в неделю всего 36 занятий.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения изделий, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних изделий. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 1-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Прогнозируемые результатыВ результате изучения курса « Юный художник» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по лепке и т.д.;
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать пластичный материал в художественно творческой деятельности;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
овладение навыками лепки.
Cодержание изучаемого курсаГод обучения Разделы Форма
занятий Количество часов
всего в том числе
теория практика
1 Раздел 1.Цветочные мотивы
(пластилин). учебные
занятия 36 15 21
2 Раздел 2. Рельефы
(пластилин, соленое тесто). учебные
занятия 34 9 25
3 Раздел 3. Народная игрушка
(пластилин, глина). учебные
занятия 34 10 24
4 Раздел 4. Объемные изделия
(пластилин, глина, соленое тесто).
учебные
занятия 34 17 17
Всего часов 138 Первый год обучения. Раздел 1. Цветочные мотивы(36 часов)№
занятия Тема Количество часов
всего в том числе
теория практика
1. Учимся делить на части.
Учимся соединять детали.
Учимся придавать форму.
Учимся оформлять изделия. 1 1
2,3 Матрешка. 2 1 1
4,5. Подарки осени: -кленовый лист. 2 1 1
6.7. Подарки осени: - дубовый лист. 2 1 1
8,9. Подарки осени: веточка рябины. 2 1 1
10,11. Подарки осени: грибы. 2 1 1
12,13. Осенний натюрморт (коллективная работа). 2 1 1
14,15. Осенние деревья. 2 1 1
16,17. Астры. 2 1 1
18,19. Фиалки. 2 1 1
20,21. Анютины глазки. 2 1 1
22,23. Розы. 2 1 1
24,25. Снеговик. 2 1 1
26,27. Кувшинка. 2 1 1
28,29. Подсолнух. 2 1 1
30,31. Подснежник. 2 1 1
32. Ландыш. 1 1
33. Незабудки. 1 1
34. Тюльпан. 1 1
35,36. Весенняя поляна. Одуванчик. 2 2
Тематическое планирование.

урока Тема занятия Кол-во
часов Дата проведения Примечания
план факт 1а
1б 1в 1а 1б 1в Раздел 1. "Цветочные мотивы"(36 часа)
1. Учимся делить на части.
Учимся соединять детали.
Учимся придавать форму.
Учимся оформлять изделия. 1 2. Матрешка.
1 3. Матрешка.
1 4. Подарки осени: кленовый лист. 1 5. Подарки осени: кленовый лист. 1 6. Подарки осени: дубовый лист. 1 7. Подарки осени: дубовый лист. 1 8. Подарки осени:
веточка рябины. 1 9. Подарки осени:
веточка рябины. 1 10. Подарки осени: грибы. 1 11. Подарки осени: грибы. 1 12. Осенний натюрморт (коллективная работа). 1 13. Осенний натюрморт (коллективная работа). 1 14. Осенние деревья. 1 15. Осенние деревья. 1 16. Астры. 1 17. Астры. 1 18. Фиалки. 1 19. Фиалки. 1 20. Анютины глазки. 1 21. Анютины глазки. 1 22. Розы. 1 23. Розы. 1 24. Снеговик. 1 25. Снеговик. 1 26. Кувшинка. 1 27. Кувшинка. 1 28. Подсолнух. 1 29. Подсолнух. 1 30. Подснежник. 1 31. Подснежник. 1 32. Ландыш. 1 33. Незабудки. 1 34. Тюльпан. 1 35 Ромашка. 1 36 Одуванчик. 1 Итого 36 часов
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературыДля реализации программы кружка «Юный художник » необходимы следующие условия:
Материально-технические условия
Отдельный кабинет.
Наборы картона, цветной бумаги для занятий.
Стеки, фломастер, влажная салфетка.
Бесцветный лак (покрывать поверхность выполненной из пластилина композиции).
Методические условия
Набор моделей по основным темам курса.
Шаблоны.
Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература.
Список литературы
Давыдова ГН. Пластинография.М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство 2013.
ГулыгаЛ. Пестрый хоровод. М.: Малыш,1983.
КаменеваЕ. Волшебная глина. М.: Малыш, 1990.
Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
Мнловский А. Народное искусство. Художественные промыслы. М.: Просвещение, 1987.
Основы художественного ремесла. 4.11/Под ред.В.А. Барадулина. М.: Просвещение, 1987.
Прекрасное- своими руками/ Сост.С. Газарян. М.: Детская литература, 1980.
Рогов А.П. Кладовая радости. М.: Просвещение, 1982.
Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987.
Учимся лепить и рисовать. С.Петербург, 1997.
Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М.:АСТ-Пресс, 1997.
М. Гика «Эстетика пропорций в природе и искусстве» М., 1936.
Лыкова И.А. «Лепим из пластелина , глины и теста».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.(Школа творчества).
Лыкова И.А. «Мы лепили.Мы играли.».-М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2012.
А. Дейнека «Рисунок и композиция», «Учитесь рисовать» М., 1961.
Леонардо да Винчи «Избранные произведения» М., 1935.
А. Лаптев «Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства» М., 1964.
“О композиции”. М., 1959.
Репин И. “Далекое — близкое”. М.-Л., 1937.
Н.П.Платонова,В.Д.Синюков «Энциклопедический словарь юного художника»,-М.: Педагогика, 1983.
Ю.Тимердинг Г. «Золотое сечение». Петербург, 1924.
Фаворский В. “О композиции”. Фрунзе, 1966.
Фальк Р. “Беседы об искусстве”. Письма. М., 1918.
Шафрановский И. “Симметрия в природе”. Л., 1968.
Шорохов Е. “Основы композиции”. М., 1979.
Шорохов Е. “Композиция”. М., 1986.
Чистяков П. “Письма, записные книжки, воспоминания”. М 1953.
“Школа изобразительного искусства”. В 10 - ти выпусках. Вып. 1. М., I960.
Интернет ресурсы
http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-plastilina.htmlhttp://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-iz-plastilinahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2013/05/11/rabota-s-plastilinom-na-korrektsionno-razvivayushchikhhttp://www.maam.ru/detskijsad/kruzhkovaja-rabota-po-plastilinografi-plastilinovoe-chudo.htmlhttp://infourok.ru/proektnoissledovatelskaya-rabota-sekreti-plastilina-453490.htmlhttp://www.stranamam.ru/post/2431701/http://pandia.ru/text/79/152/37171.php Приложение (Работы учащихся )376936074129901630357756716413456851140484-39687573425053114100616655-293334545261-622302729865
367665-191135
1758315689864039458906788785-489585306959032010352961640-4870456884670
1245323-62537
246062533089851174755781040-3956643306534
349313513290551510665779526017424405490210-4895855490210-18981879816038214305490845