Исследовательская работа «Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие младших школьников»
ДОНСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИМЕНИ Ю.А. ЖДАНОВА
Секция «Педагогика»Подсекция «Духовно-нравственное воспитание»
Исследовательская работа на тему: «Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников»
Автор работы: Богданова Ольга МихайловнаМБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка Ростовской областиНаучный руководитель: Проценко Алла Анатольева, учитель географии, МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2014 год.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Теоритическая часть:
1.1. Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.………………………………………………………………………….4
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей………………………………………………………………………………..5
1.3. Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников………………………………………………………….…………….6
1.4. Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников…………………………………………........8
1.5. Взаимодействие современной школы и современного телевидения………………………………………………………………………10
2. Экспериментальная часть:
2.1. Констатирующий эксперимент по итогам анкетирования младших школьников…………………………………………………………………...….12
2.2. Формирующий эксперимент - формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению ………………….....16
3.Вывод и итог работы…………………………………………………………..17
Список литературы ………………………………………………………..........19
Приложения
Введение.Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придает большее значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формирование устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
Цель работы: изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Задачи:1. Изучить научно-теоритические основы воспитательной деятельности преподавателя.2. Систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.3. Провести работу исследовательского характера.
Гипотеза: эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в педагогической практике все дидактические возможности современного телевидения.
Результаты исследования: для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо учитывать все дидактические возможности телевидения и использовать распространенность этого вида СМИ в педагогике.
Теоритическая часть исследования.
Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие исследования были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается так же взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. [http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac68a4c53b88521306c27_0.html]
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей.
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества, новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень готовности к нравственному саморегулированию.Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.Первый этап охватывает младенчество и раннее детство – этап приспособительно-реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша.Второй этап – новый этап духовного становления, который характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу».Третий этап – этап нравственной самодеятельности воспитанника, охватывающий подростковый и юношеский возраст. Под этим этапом понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам. У воспитанников в этот период формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. [http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac68a4c53b88521306c27_0.html]
1.3. Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей может служить поступок.Нравственная направленности личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Следуя этому, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а так же поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычные задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.Отсюда, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они все не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методой накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса: 1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или мной тип поведения.Так же имеется классификация методов нравственного воспитания Г.И.Щукиной, где выделяются такие группы методов:1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования личности).2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.Наиболее сложные по содержанию и применению методы словестно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этническая беседа, пример.Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накрадывает отпечаток на формирование личности.
1.4. Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой – стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности. С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующее в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этом возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличии от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки.Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной сторон, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течении большей части жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального. Основные формы и жанры телевидения – сериал, мыльные оперы, телефильмы, комедии, мультфильмы – носят явно нарративный характер. Единственные телепрограммы, не входящие в область теленарратива, это те, которые структурированы по собственным правилам; спортивные состязания, обзоры новостей, ток-шоу, телевикторины, музыкальные программы. Но даже здесь наблюдается проникновение нерративных элементов. Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.
1.5. Взаимодействие современной школы и современного телевидения.
"учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".
Л. С. Выготский,
Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники - постоянные зрители таких программ TV как «Галилео», «Фактор риска», «Древние культуры и цивилизации», «Хочу знать все», «Уроки тетушки совы» и др. Значительная часть информации в этих ᴨередачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе. Однако образовательные учреждения мало реаᴦᴎҏуют на дидактический потенциал СМИ. Время, проводимое ребенком ᴨеред TV или видео, по продолжительности уже приближается или превосходит время пребывания в школе. Но при этом школьник простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных ᴨередач, никогда не смотреть ᴨередач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может «свить себе информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве. Информация, ᴨередаваемая по каналам масс медиа - продукт так называемой индустрии сознания - достаточно мощной отрасли, направленной на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. Необходимость для современного человека навыков восприятия информации, умения конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности и, как следствие, более комᴨетентно и свободно обращаться с информационными потоками - все это усиливает объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем медиаобразования обучаемых. Пока же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Небезынтересно, что и учителя, и родители высоко оценивают как источник информации книгу. А у детей пик интереса к книге приходится на 3 класс, когда навык чтения только что приобретен и еще не утрачен. В 11 классе многим подросткам читать попросту некогда. У старшего поколения сложилось убеждение, что дети огромное количество времени проводят ᴨеред телевизором или видео. Судя по многочисленным беседам со школьниками, и это не совсем верно. Действительно, есть среди них и полностью захваченные телевидением: социологи фиксируют и «телевсеядность» школьников среднего звена (5 - 7 классы ), но многие подростки в последнее время вновь стали предпочитать телевидению живое общение со сверстниками - но отнюдь не чтение.
2. Экспериментальная часть исследования.
2.1 Констатирующий эксперимент по итогам анкетирования младших школьников.
Подготовка к эксперименту.
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось средней образовательной школе №17 села Крученая Балка. Для проведения исследования была заключена договоренность с учителями этих классов и расᴨечатаны бланки для вписывания ответов (Приложение 1) (Бланк лист формата А5, вопросы отᴨечатаны на принтере, для ответов оставлены пустые строчки.)
Вопросы:
Что ты любишь смотреть по телевизору?
Про что тебе смотреть не нравится?
Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
Зачем вообще люди изобрели телевидение?
С кем из телевизионных героев ты бы хотел подружиться?
Почему?
Какая польза от телевизора в твоем доме?
Какие программы тебе надоели, лучше бы их совсем не было? Про что делается слишком мало программ, о чем бы ты хотел смотреть по телевизору?
О чем бы ты попросил всех телевизионщиков России?
На последней странице был дан вариант психологического теста «Несуществующее животное» с таким указанием:
А здесь я предлагаю придумать и нарисовать существующего или не существующего героя, про которого еще не делали мультфильм. Это может быть любое существо, только поясни
Как его зовут?
Чем оно питается?
Какой у него характер?
Проведение анкетирования.
В анкетировании приняло участие 116 обучающихся 1-2 классов. Анкета носила открытый характер - дети сами вписывали ответы исходя из личных эмоций и предпочтений.
Анализ и обобщение результатов.
Обработка проводилась по классам, причем существенной разницы в ответах учеников разных классов не было, из чего можно предположить, что предпочтения всех младших школьников данного возраста примерно одинаковы.
На вопрос что ты любишь смотреть по телевизору:
64% ответили, что любят смотреть мультфильмы (большинство составляет – мультсериалы «Винкс», «Халк»);7% предпочитают детские программы;11% - боевики;18% - сериалы.
Этот вопрос выявил предпочтение детей – мультфильмы. Негативной тенденцией можно назвать группу детей, ответы которых содержали боевики, сериалы и прочие программы. Анкеты данной категории детей так же не были наделены фантазией, своего героя они рисовали сильного, с иллюстрационной картинкой сражений и побед. (Приложение 2)
Что смотреть не нравится:
45% - ужасы, сериалы, боевики;28% - новости;17% - рекламу;10% - мультфильмы.
Данный вопрос совершенно противоположен предыдущему, так как в нем наглядно виден противовес в просмотре ужасов, так же как и противоположность в просмотре мультфильмов. Большинство детей не предпочитает смотреть ужасы, сериалы и боевики. Процент «рекламы» так же не мал, но и не велик, это говорит о том, что у детей все же имеется интерес к ее просмотру, весь подрастающее поколение- будущие потребители продукции. (Приложение 3)
Сколько часов в день смотрите телевизор:
34% - 5 часов;27% - 4 часа;14% - 2 часа;9% - 6 часов;6% - 9 часов;6% - 1 час;4% - полчаса.
Ответы на данный вопрос нельзя считать точными, потому что дети, которые проходили анкетирование, зачастую не следят за временем, или еще вообще в нем не разбираются. Ребенок долгое время находится в школе за партой, после школы он прибывает дома перед телевизором, и как мы видим по результатам анкетирования – это далеко не час и не два. Родители, конечно, довольны таким положением, так как дети все время заняты чем-то. Но не стоит забывать, как это положение влияет на детское здоровье.
Зачем люди изобрели телевидение:
46% - чтобы смотреть;27% - не знаю;17% - чтобы не скучать;10% - новости.
С помощью данного вопроса я пыталась выяснить, знают ли дети младшего возраста о роли телевизора в их жизни. Результаты показали, что многие дети считают, что телевизор создан для развлечений, так же некоторая большая часть не знает и вовсе для чего создан телевизор. Тот факт, что дети не видят в телевизоре источник знаний, говорит о том, что родители не контролируют детей во время просмотра той или иной программы, а так же о том, что детям не рассказывают о познавательных программах, которые способствуют получению знаний. (Приложение 4)
С кем из телевизионных героев хотел бы подружиться:
43% - Фикисики;17% - Халк;16% - Джеки Чан;10% - Смешарики;8% - Винкс6% - герои сериала «Зайцев +1»
Дети ищут всегда пример для подражания и находят его из того или там, что больше всего смотрят или где больше бывают. Из результатов выше я заметила, что большее количество времени дети проводят в школе и за телевизором, так же мы узнали , что они предпочитают смотреть. Из результатов данного вопроса следует, что в кумиры и друзья себе дети выбирают героев со сверхъестественными способностями – умением драться, ползать, летать. Кроме того, просматриваются некоторые корыстные цели – научиться драться, защищаться от врагов и другие. (Приложение 5)
Почему в друзья выбрали именно этих героев
47% - Нравится;26% - Сильный;12% - Не знаю;10% -Красивый;5% - Любимый герой.
Всех телевизионщиков России ребята просили о разном. Самая частая просьба была об увеличении показа мультиков и об уменьшении показа рекламы, фильмов ужасов и новостей. Из данного результата я сделала вывод, что дети не предпочитают смотреть новости, что является главным из всего набора телепередач и программ. Я считаю, что до детей не донесли или донесли не правильно
2.2. Формирующий эксперимент - формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению.
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору.
В ходе работы был проведен еще один эксперимент, географией которого стал класс детей возраста 7-8 лет, обучающихся во 2 классе. (Приложение 6)
Цель эксперимента: выявить реальность использования в педагогической практике всех дидактических возможностей телевидения.
Длительность эксперимента: 2 учебных недели.
Эксперимент включает в себя две части:
Проведение занятий с использованием фрагментов телепередач.
Проведение анкетирования среди детей, для выявления пользы эксперимента.
Анкета включала в себя следующий ряд вопросов: (Приложение 7)
Какие передачи тебе интересно смотреть на уроке?
Нравится ли тебе новый вариант проведения занятий?
Какие передачи тебе больше запомнились?
Смотришь ли ты эти передачи дома?
Результат эксперимента:
В ходе эксперимента было ярко выраженно желание детей работать не только с книгами, теорией, а просматривать фрагменты телепередач, которые наглядно демонстрируют тему того или иного предмета. (Приложение 8)
Анкетирование, проведенное после двухнедельного эксперимента, показало, что дети стали больше интересоваться программами, которые демонстрировались им во время занятий. (Приложение 9)
Так, например, 63% детей стали предпочитать к просмотру детские телепередачи и фильмы, такие как: «Тетушка Сова», «Бериляка учится читать», «Файн Инглиш», «Учимся рисовать», «Привет, я Николя», «Дорожная азбука» и др. , 30% - предпочитают смотреть и телепередачи, которые демонстрирует им педагог, а так же и те программы, которые они смотрели до эксперимента, 7% детей не рассматривают познавательные программы, как источник проведения досуга.
3.Вывод и итог работы.
Окончание работы явилась беседа с учителями МБОУ СОШ №17 об использовании в своей педагогической практике всех дидактических материалов телевидения, на которой новое предложение обрело поддержку и одобрение. ( Приложение 11) Так же данное предложение было вынесено на обсуждение педагогического коллектива, где получило не малое одобрение. С апреля 2014 года в школе села Крученая Балка запускается проект «Изучение учебной программы с использованием мультимедийных технологий и продуктов». Проект начинает свою реализацию с начальных классов школы, со следующего года ожидается реализация и в старших классах. (Приложение 10, 11, 12, 13)Так, например, на сегодняшний день подобран ряд программ для использования проведения занятий:
«Тетушка Сова»
«Аркадий Паровозов»
«Давайте рисовать»
«Файн Инглиш»
«Бериляка учится читать»
«Дорожная азбука»
«Юху и его друзья»
«Классная школа»
«Нарисованные истории»
«Веселая зарядка»
«Академия занимательных наук»
«Знай наших»
Полученные результаты нашей опытно - эксᴨериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей. Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный. Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. В каждой семье есть телевизор, и не один. Почти все имеют доступ к широкому спектру телевизионных каналов. Ребенок может выбрать себе приемлемый канал сознательно укрываясь от познавательных программ. Родителей не пугает высокая роль телевизора в жизни их ребенка. В секцию или кружок отдавать ребенка дорого или опасно - нет желания или возможности встречать после занятий детей. В связи с этим родители сознательно делают выбор детского досуга в пользу телевизора, причем, не регламентируя его телевизионное время. Возникает проблема - формирование культуры увиденного. Шквал информации - естественное явление современности, но не утонуть в нем, остаться собой, стать нравственным - вот одна из наиболее важных задач ᴨедагога. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обесᴨечивать их ᴨересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу. Это может быть и критика увиденного или услышанного, и попытка «вскрыть» смысл, сформировать и обосновать альтернативные взгляды, аргументы «за» и «против», и попытка понять, кому и зачем нужно подать информацию именно под этим углом зрения и, наконец, собственно механика интерпретации информации.
Список литературы:
Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ Педагогика, 1999 №4
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 1975
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.-М: Просвещение, 1978
Виноградова Н.Д. Привычка- основа нравственного воспитания/ Педагогика, 1997 №5
Марьенко. Основы процесса нравственного воспитания в школе./ Москва, 1980 (321)
Марьенко. Нравственное становление личности школьника/ Москва, 1985 (364)
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие классных руководителей.-М./ Просвещение, 1983
Янгирова В.М. Теория воспитания.
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5198-2012-12-07-16-01-29http://www.dslib.net/obw-pedagogika/preemstvennost-v-formirovanii-duhovno-nravstvennyh-cennostej-u-starshih.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
-5461022034500
Приложение 2
-26162021209000
Приложение 3
-19812012509500
-67500573469500Приложение 4
Приложение 5
-428625000
Приложение 6
-7626354762500
Приложение 7
-5956306858000
Приложение 8
-3092454572000
-62738021018500Приложение 9
Приложение 10
-4521207937500
-61150523368000Приложение 11
-49212532893000Приложение 12
Приложение 13
-659130571500