Программа внеурочной деятельности Юный художник (4 класс)


«Арт-терапия в изобразительной деятельности»
Автор – составитель:
Перевалова Марина Петровна
Учитель начальных классов
Введение
Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Данная программа помогает соединить два метода, изодеятельность ученика, также арт-терапию для развития у детей Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Арт-терапия представляет собой совокупность различных методик, помогающих человеку раскрыться и наработать или подкорректировать необходимы для развития недостающие качества и свойства.
Актуальность работы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Арт-терапия в частности помогает ребенку свободнее проявлять свои творческие способности, более полнее развить себя, через понимание своих проблем в творческом самовыражении, и развитие недостающих качеств и свойст психики.
В младшем школьном возрасте у детей происходит бурное развитие всех познавательных процессов, формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается его ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия переносятся во внутренний план. Посредством рисования ученик производит продукт, отображая в нем свои впечатления и жизненный опыт. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения эмоционального состояния и для обогащения эмоционального мира ребенка.
Целью создания данной программы является развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объектом  выступают творческие способности младших школьников.
Предметом  является развитие творческих способностей у младших школьников.
Гипотеза: Предполагаю, что после введения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, уровень творческих способностей младших школьников повысится.
Задачи: Используя различные методики для творческого развития с использованием арт-терапии создать программу развития младшего школьника, как индивидуально, так и в группе, в виде работы ребенка в объединении.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Юный художник
Автор – составитель:
Перевалова Марина Петровна
Учитель начальных классов
Тверь 2015
Пояснительная записка
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Программа рассчитана на 1 час в неделю с внеклассными коллективными "художественными событиями". В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.
Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.
Программа “Юный художник” рассчитана на занятия 1 раза в неделю по 60 минут (34 занятий).
Отличительные особенности программы “Юный художник”
Программа “Юный художник” впервые выдвигает задачу соединения разных видов художественной деятельности — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения, арт-терапевтическое направление.
Программа призвана свести и породнить родные художественные представления и познания школьников: живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения. Дети являются свидетелями и участниками художественного события. Слова учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений. Окружающий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачиваются разными сторонами: богатством и разнообразием связей с материальными и духовными потребностями людей. Помогает детям в их ориентирование в окружающем мире, адекватному восприятию, эмоциональной устойчивости.
Цель программы
Содержание программы “Юный художник” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.
Задачи программы
Создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях временного коллектива.
Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности.
Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства.
Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Способствовать повышению адаптационных способностей личности в условиях временного коллектива, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.
Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Общие психолого-педагогические принцип.
Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.
Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.
Принцип оптимистического подхода в работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.
Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
Ожидаемые результаты
Программа обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной цели, выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию деятельности младших школьников в условиях коллектива: 
выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, 
обогащения новым опытом художественной деятельности,
развития эмоциональной сферы и творческой активности, 
повышения мотивации к различным видам искусства, 
максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе, 
развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы “Юный художник” являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного, федерального масштаба.Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры; иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).Дополнительная образовательная программа «Юный художник»
Направленность – художественное творчество.
Программа ориентирована на младшего школьника (7-11 лет).
Период обучения – 34 часов.
Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по 60 минут с перерывом на отдых.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Результативность образовательной программы.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование творческого начала в личности ребенка;
развитие его индивидуальности;
формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
сотрудничество с детьми.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.
Загрунтованный картон.
Холсты натянутые на подрамники.
Акварельные краски.
Акриловые краски.
Тушь разноцветная.
Гуашь.
Восковые мелки, пастель, угольки.
Цветные карандаши, фломастеры, разноцветные маркеры.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Мягкие и твёрдые карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Клей ПВА.
Аптечный парафин или восковые свечи.
Мольберты различного образца.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Формы и виды контроля
виды контроля содержание методы сроки контроля
Вводный Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству. Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся Сентябрь
Текущий Освоение учебного материала по темам, разделам Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения По каждой теме
Творческий потенциал учащихся Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах В течение года
Коррекция Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле В течение года
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста Зачетные, творческие работы. Апрель
Май
Календарно-тематическое  планирование кружка «Юный художник»
учебный год.
(Одно занятие в неделю по 60 минут)
№ занятия Тема занятия Содержание. Вид деятельности.  Техника выполнения. Кол-во часов Примерный срок
1 «Чему я научусь»
Мое впечатление Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности. ТБ на рабочем месте. 1час сентябрь
2 «Сказка о лесном художнике».
Иван Шишкин Беседа о художнике. Презентация.
Рисование лесного массива по сырому, акварельные краски, кисти. Пробное упражнение. Акварель. Цветные мелки 1 час 3 «Я в лесу»
Продолжаем осваивать метод по-сыромуБеседа о бережном отношении к окружающему миру Учимся рисовать лес. Акварель 1 час 4 «Небесный странник» закрепление метода работы по-сыромуБеседа о небе, о явлениях природы. Рисуем небо и облака или тучи по желанию. Акварель. Цветные мелки. 1 час 5 «Горные вершины» Беседа о горах. Рисуем горы, отрабатываем метод по-сырому. Акварель. Цветные карандаши. 1 час октябрь
6 Иван Айвазовский.
Сказка о волне и художнике. Беседа о художнике. Презентация. Рисуем море. Акварель. Цветные мелки 1 час 7 «Воздушный шар». Коллективная работа Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель, гуашь, мелки, пастель, фломастеры. 1 час 8 «Праздничный букет»- коллективная работа Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. 1 час 9
«Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. Акварель 1 час ноябрь
10 «Осенний день» Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. 1 час 11
Первый снег Техника по-сырому. Осваиваем рисовать детали. Акварель 1 час 12 Приближение зимы Творческая работа по замыслу детей. 1 час 13 «От точки к точке». Рисование по точкам Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. 1 час
декабрь
14 Морозные узоры. Знакомство с техникой «рисование воском» 1 час 15 «Новогодний сувенир» Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация 1 час 16 «Новогодняя елка». Смешанные техники Рисования по-сырому, набрызг Акварель, гуашь, карандаши, тушь, мелки 1 час 17 Зимняя ночь Учимся подбирать темную гамму цветов 1 час январь
18 Зимний пейзаж» Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь. 1 час 19 «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. 1 час 20 «Капелька за капелькой»  - знакомство с техникой «набрызг» Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг».
Творческие работы с использованием новой техники 1 час февраль
21 Февральская лазурь Рисование разных деревьев Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов». 1 час 22 Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска. 1 час. 23 Натюрморт
Маки Техника по-сыромуОсваиваем рисовать цветы. Акварель. Цветные мелки. 1 час март
24 Натюрморт Свобода творчества. Рисуем цветы. Закрепление 1 час 25 Рисование птиц Конструктивное рисование птиц.  Акварель 1 час. 26 Рисование животных Конструктивное рисование животных.  Акварель 1 час. 27 Портрет друга Знакомство с портретным жанром. Смешанные техники. Карандаши, гуашь, пастель, мелки 1 час апрель
28 «Моя семья» Жанр портрета. Акварель. Гуашь, тушь, пастель, мелки 1 час 29 Мои зарисовки Графика. Карандашные зарисовки. Карандаши, угольки, мелки 1 час 30 Декоративное рисование. Сувенир Бумагопластика. Прорезная аппликация. 1 час 31 Цветы в природе Конструктивное рисование цветов. Изучаем, отмечаем, рисуем. Рисование с натуры. Акварель. Цветные карандаши, маркер 1 час май
32 Природный ландшафт Отработка перспективы в природных сюжетах. Карандаши, угольки, мелки. 1 час 33 «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка Использование знакомых способов и техник рисования 1 час 34 Я - художник Выставка ребят 1 час  
Заключение
Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.
Для развития познавательных способностей данная программа очень актуальна. В учебном процессе школьной программы очень мало выделено часов для раскрытия творческих наклонностей ребенка, которые напрямую связаны с познавательной способностью. Внеурочная деятельность дополняет школьную программу и помогает быстрее адаптироваться ребенку к внешнему миру.
Данная программа является перспективной для наработки творческого потенциала у детей. Методы арт-терапии помогают учащимся более плодотворно внедрятся в сам творческий процесс, и повышает не только самооценку школьника, но и налаживает взаимосвязь правого и левого полушария головного мозга, и таким образом ребенок становится сам созидателем, изобретателем новатором собственных замыслов. Именно такое будущее поколение самым наилучшим образом может принести пользу всему человечеству.
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться Примеры учебных ситуаций, в которых учащиеся могут действовать успешно
самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых и полностью самостоятельно
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека; Учащиеся понимают и могут объяснить духовную и функциональную значимость искусства для человека и общества. Учащиеся понимают и могут объяснить значимость искусства для человека и общества, отвечая на наводящие вопросы.
понимать образную сущность искусства; Учащиеся могут использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла. Учащиеся могут использовать элементарные средства выражения изобразительного искусства, выбирать различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла.
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка Учащиеся любят смотреть произведения изобразительного искусства, могут объяснить сюжеты и содержание знакомых произведений Учащиеся любят смотреть произведения изобразительного искусства, узнают, увиденные ранее на уроках произведения живописи, графики, скульптуры, могут объяснить их сюжеты и ответить на вопросы по содержанию.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка Учащиеся стремятся постичь смысл, вкладываемый художником в произведение искусства, прежде, чем осуждать или критиковать непонятное Учащиеся проявляют терпение при осмыслении изображенного в произведении искусства, стремятся получить объяснение непонятного
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве Учащиеся могут выполнить простой рисунок на компьютере в программе Paint. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
-наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.
Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного,
Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости:
Учащиеся понимают и могут объяснить духовную и функциональную значимость искусства для человека и общества.
Учащиеся могут использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла.
Учащиеся любят смотреть произведения изобразительного искусства, могут объяснить сюжеты и содержание знакомых произведений.
Учащиеся стремятся постичь смысл, вкладываемый художником в произведение искусства, прежде, чем осуждать или критиковать непонятное.
Учащиеся могут выполнить простой рисунок на компьютере в программе Paint.
Учащиеся могут создать образ сказочного героя (фоторобот) из заданных программой элементов на компьютере и сравнить его сУчащиеся понимают и могут объяснить значимость искусства для человека и общества, отвечая на наводящие вопросы.
Учащиеся могут использовать элементарные средства выражения изобразительного искусства, выбирать различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла.
Учащиеся любят смотреть произведения изобразительного искусства, узнают, увиденные ранее на уроках произведения живописи, графики, скульптуры, могут объяснить их сюжеты и ответить на вопросы по содержанию.
Учащиеся проявляют терпение при осмыслении изображенного в произведении искусства, стремятся получить объяснение непонятного.
Учащиеся могут изобразить в живописи, графике, скульптуре, на компьютере простые фигуры, плоские предметы, образ сказочного героя.
получать радость и удовольствие от процесса и результатов собственной художественно-творческой деятельности;
глубже понимать действительность;
различать произведения ведущих народных художественных промыслов России.
называть известные центры художественных ремесел России.
понимать знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.
осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.
образом сказочного героя, выполненного средствами изобразительного искусства.
Учащиеся представляют и могут объяснить проявления художественной культуры вокруг них: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре.
Учащиеся могут различать виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.Учащиеся могут различать жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Учащиеся видят и могут привести примеры проявления художественной культуры вокруг них: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре.
Учащиеся имеют представление о разнообразии видов изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.Учащиеся имеют представление о жанрах изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.
-выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам;
-соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.
-называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Учащиеся могут участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения изобразительного искусства;
Учащиеся могут воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
Учащиеся знают ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и региональные музеи.
Учащиеся могут высказывать свое мнение по поводу произведения изобразительного искусства;
Учащиеся имеют представление о ведущих художественных музеях России.
-использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
-создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.
-передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях
-понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа;
-передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений, отражающих отношение народов к красоте человека.
Эмоционально воспринимать и откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.
Учащиеся могут, смешивая цвета, получать различные оттенки, передающие разнообразные эмоциональные состояния.
Учащиеся могут создавать живописные композиции на заданные темы.
Учащиеся могут усиливать эмоциональную выразительность живописного образа с помощью смещения хроматических цветов с белой и черной краской.
Учащиеся могут высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях
Учащиеся могут создать образ человека, передать представления народов о мужской и женской красоте средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся могут выразить средствами языка пластических искусств отношение к природе, человеку, животному, явлению.
Учащиеся могут различать основные и составные, теплые и холодные цвета в реальной действительности и в живописи. Учащиеся могут, смешивая основные цвета получать различные оттенки составных цветов.
Учащиеся могут создавать живописные композиции в теплых и холодных гаммах.
Учащиеся могут, смешивая хроматические цвета с белой и черной краской, получать новые цвета.
Учащиеся могут описать художественные произведения, изображающие природу и человека в различных эмоциональных состояниях
Учащиеся могут изобразить портрет или фигуру человека в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-использовать стилизацию форм для создания орнамента.
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; Учащиеся могут передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры человека.
Учащиеся могут использовать различные приемы работы разными художественными материалами для передачи эмоционального состояния природы, человека, животного.
Учащиеся могут применять все многообразие линий, штрихов, пятен для создания выразительного образа в графике.
Учащиеся могут производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы.
Учащиеся могут моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного создавать новые образы. Учащиеся могут изображать портреты современников в живописи, графике, скульптуре.
Учащиеся различают общие и характерные черты деревьев, птиц, животных: и могут изображать их.
Учащиеся могут сравнивать и называть простые формы из которых состоят предметы и изображать их.
Учащиеся могут на основе увиденного придумывать новые формы и изображать их.
-использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения своих изделий и предметов быта;.-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Учащиеся могут использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;.Учащиеся могут пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности. Учащиеся могут использовать декоративные элементы, простые узоры для украшения своих изделий и предметов быта;.Учащиеся могут пользоваться средствами выразительности языка искусства в собственной художественной деятельности..-наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния;
-понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
-выбирать художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы различных географических широт;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-изображать на плоскости и в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа, выказывая свое отношение к красоте и достоинству человека.
-изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов
-изображать многофигурные сцены.
Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности Учащиеся видят, чувствуют и могут изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.
Учащиеся могут воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
Учащиеся понимают и могут передать в художественной работе разницу представлений красоты человека в разных культурах мира.
Учащиеся могут изображать на плоскости и в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа, выказывая свое отношение к красоте и достоинству человека.
Учащиеся могут изображать портреты современников (друга, автопортрет, маму, солдата Великой Отечественной войны и т.д. по выбору учителя), выражая к ним свое отношение.
Учащиеся могут изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы Учащиеся могут изображать графическими средствами бабочек, сказочных птиц, зверей, фантастических существ, сказочные замки, выражая свое отношение к ним.
Учащиеся интересуются произведениями искусства, любят посещать музеи, рассматривать репродукции.
Учащиеся узнают и могут описать разницу в представлениях о красоте человека в разных культурах мира.
Учащиеся могут изображать на плоскости и в объеме человека, литературных персонажей, выражая свое отношение к ним.
Учащиеся могут изображать портреты современников (друга, автопортрет, маму, солдата Великой Отечественной войны и т.д. по выбору учителя).
Учащиеся могут участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы: материнство; забота о детях стариках, животных; борьба за мир; труд; народные праздники. др.