Краткосрочный план по географии на тему Транспортный комплекс Казахстана (9 класс)
Класс: 9 «Б» Дата: Тема: Транспортный комплекс Казахстана
Цель урока: дать знания о транспортном комплексе Казахстана.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о роли транспорта в развитии территориального труда;
Развивающая: развивать умение формулировать выводы о перспективах развития транспортных связей для решения проблемы вхождения Казахстана в мировое сообщество;
Воспитательная: патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Пищевая промышленность (пищевые продукты составляют90% продовольственных запасов страны; промышленность оснащена современной техникой и технологизирована; отходы используются в сельском хозяйстве; сырьевая база – растениеводческое, животноводческое и производственное сырье – добыча соли, минеральной воды, морских продуктов, рыболовство; факторы размещения – 1) близко к сырьевым источникам – сахарная, спиртовая, маслобойная, молочноконсервная, патококрахмальная и др.; 2)районы потребления – хлебопекарная, пивоваренная, молочная, макаронная, кондитерская и др.;3) близко как к источникам сырья, так и к потребителям – мясная, мукомольная, винодельческая и др.); отрасли переработки сельхозсырья размещаются ближе к источникам сырья, а предприятия по производству готовой продукции – возле центров потребления; чайное производство – пример территориального деления технологических процессов)2. Мясная промышленность (1/4 всего объема пищевой промышленности; в 2002 г. – 45 кг на душу населения; на комбинатах, близких к сырью – мясные консервы, копченые колбасы и т. д. – в Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Алматы, Кызылорде; на мясокомбинатах рядом с потребителем – скоропортящиеся продукты – замороженное мясо, птица, вареные колбасы и др.; равномерно по всему Казахстану, особенно в СКО, ЮКО, ВКО; Семипалатинск – самый крупный центр мясной промышленности – свыше 100 видов полуфабрикатов и готовой продукции, таб.7 на стр.71)3.Мукомольно-крупяная промышленность (хлебобулочные и макаронные изделия; потребление хлебных продуктов - 120 кг на душу населения; зерно перевозить экономичнее муки; факторы размещения объектов мукомольно-крупяной промышленности – к источнику сырья; широко развита в СКО, ВКО, ЮКО – Акмолинский, Жамбыльский, Капшагайский, Костанайский мукомольные комбинаты; макароны – Алматы, Караганды, Шымкент, Семипалатинск; Актюбинская и другие макаронные фабрики оснащены итальянским оборудованием)4.Сахарная промышленность (в 2003 г. – 481,5 тыс. т.; 21,7 кг на душу населения; развита на юге; факторы размещения – к источникам сырья; для производства 1 т. сахара нужно 6-9 т. сахарной свеклы; заводы в Жамбыльской и Алматинской области – Боралдайский, Жамбыльский, Шуйский, Меркенский, Карабулакский и Алакольский сахарные заводы работают на местном и привозном сырье – сахарном тростнике из Бразилии, Аргентины, Австралии)5.Отрасль по производству молочных продуктов (молочные, маслобойные, сыроваренные продукты; в 2002 г.4,1 млн. т молока; в среднем с одной коровы – 2044 кг; скоропортящийся продукт изготавливают во всех экономических районах Казахстана – Алматы, Караганда, Костанай, Павлодар, Шымкент и др.; маслобойная и сыроваренная – в СКО, ЮКО и ВКО; Кокшетауский, Костанайский и Алматинский молочные комбинаты -75% от все продукции страны; в Усть-Каменогорске и Шымкенте – очистка и изготовление растительных масел, а также в Павлодарской и ВКО; Алматинский маргариновый завод использует растительное и животное сырье)
6.Рыбная промышленность (Атырауская область – Атырау, Баутинск, Балыкши, а также Приозерное, Зайсанское, Балхашское; на Арале Мойнакское и Аральское предприятия сейчас не работают)
7.Виноделелие, табачное и кондитерское производство (Карагандинская, Алматинская, Костанайская кондитерские фабрики; виноделие – Алматинская и ЮКО – Иссыкские, Тургеньские вина; минеральные и родниковые воды, соки, напитки; Алматинский и Шымкенткий табачные комбинаты под управлением американской компании «Филипп Моррис»)
8. Структура легкой промышленности (факторы размещения – квалифицированная рабочая сила, сырье, потребитель; новейшая техника и технология; используется натуральное и химическое сырье; объекты легкой промышленности в Казахстане расположены неравномерно; сырьевые АПК – хлопкоочистительные заводы, очистка и выделка шерсти – возле сырьевых баз; текстильные, кожевенные, меховые – в крупных городах; к потребителю – швейные, трикотажные, ковровые, меховые изделия, головные уборы, кожгалантерея)9 Текстильная промышленность (в 2003 г. удельный вес – 1,8% в экономике страны; сырье – хлопок, шерсть, лен; хлопкоочистительные – рядом с сырьем в ЮКО – Шымкент, Славянск, Мактаарал, Туркестан; мытье шерсти в Семипалатинске и Таразе; прядение, окраска нитей)10. Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность (ткани из хлопка – ситец, бязь, вельвет, байка, фланель, марля и др.; предназначение – бельевая, подкладочная, декоративная и т. д.; процесс изготовление тканей – крашение, печатание рисунка; Алматинский хлопчатобумажный комбинат – крупнейший в республике; шерстяные ткани по структуре – камвольные, полушерстяные, тонкосуконные, грубосуконные; Каргалинский комбинат в Алматинской области и Костанайский комбинат; швейные – во всех городах; трикотажные – в Алматы, Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Жезказгане; чулочные – в Семипалатинске, Караганде, Шымкенте; в Астане – прядильный; в Усть-Каменогорске – шелковых тканей)11. Кожевенная и обувная промышленность (выделка овечьих, лисьих, волчьих, заячьих, ондатровых шкур – Уральск, Кызылорда, Тараз, Костанай; обувь из кожи в 2003 г. 0,1%; кожевенное сырье на экспорт; мелкие и средние предприятия выпускают меховые и кожаные изделия; обувная промышленность размещается рядом с источниками сырья и потребления; виды обуви: кожаная, текстильная, резиновая, пластмассовая; в Алматы, Семипалатинске, Таразе, Караганде, Кызылорде, Костанае, Талдыкоргане; фарфоровые и фаянсовые изделия – в Астане и Капшагае)
12. Социальная инфраструктура. Торговля и бытовое обслуживание (отрасли обслуживания населения – вспомогательная роль; торговля во всех населенных пунктах – государственные и частные точки; коммуникации – транспорт, связь, ремонт автотранспорта и бытовых приборов; в 2003 году 47,9% от общей экономики страны)
13. Здравоохранение. Образование (государственные и частные формы обслуживания населения; экологически неблагоприятные районы – Семипалатинск, Кызылорда, Жезказган; в системе общего среднего образования – 3 млн. учащихся; в городах – 23,7% общеобразовательных организаций, в селах – 76,3%; Интернет, компьютеризация школ)
14. Организация отдыха и рекреационные районы (учреждения культуры, базы отдыха; отпуска, курорты, санатории – Алмаарасан, Бурабай, Кокшетау, Баянаул, Сарыагаш, Жанакорган, Капаларасан, Мойылды, Барлыкарасан и др.; 700 туристских маршрутов; памятники древней культуры – мавзолеи Айша биби, Карахан баба, Бабаджа хатун в Таразе, Яссауи в Туркестане; впадина Карагие, Балхаш, Каркаралинские холмы, Алтай, Маркаколь, Зайсан и др.)III.Всесторонняя проверка знаний.1. У подножия каких гор расположен Усть-Каменогорск? (Алтайских гор)
2. Основная зерновая культура Казахстана (пшеница)
3. Центр сельскохозяйственного машиностроения Казахстана (Астана)
4. Какое место занимает Казахстан по запасам фосфоритов, среди стран СНГ? (1)
5. Сколько промышленных узлов выделяли в Северо-Казахстанском экономическом регионе в начале 90-х гг.? (5)
6. Месторождение железных руд осадочного происхождения (Лисаковское)
7. Сосредоточение в районе производства определённого вида продукции, значительная часть которого предназначена для межрайонного обмена (специализация)
8. Какой металл добывался в XIX веке в казахстанской части Алтая? (серебро)
9. В каком регионе Казахстана больше всего сеют пшеницы? (северном)
10. К бассейну Каспийского моря относятся реки (Жайык, Эмба, Ойл)
11. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
12. Соколовско-Сарбайское месторождение железных руд было открыто в (1948г)
13. Железная дорога Атырау-Астрахань соединяет (Западный Казахстан со странами Северного Кавказа)
14. К непроизводственной сфере народного хозяйства относится (коммунальное хозяйство и службы быта)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Каково значение транспорта в развитии экономики? Какие виды транспорта имеют перспективы развития в Казахстане?
V.Объяснение новой темы.1. Комплекс транспорта (не производит продукцию, но без транспорта невозможно функционирование промышленности и сельского хозяйства; транспорт формирует территориальное распределение труда и углубляет специализацию регионов; республиканское государственное предприятие (РГП) «Казахстан темир жолы»; «Казавтодор», аэропорты Астаны и Алматы, Актауский морской порт» «Казпочта», ОАО «Казтелеком»; в ТКК работает 420 тыс. человек – каждый десятый житель; связывает Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Центральную Азию; 57,5% грузооборота – железнодорожный транспорт, 15,5% - автомобильный, 27% - трубопроводный; проблемы: ремонт дорог и транспорта, строительство новых магистралей)2. Железнодорожный транспорт (по грузопотоку – второе место после автомобильного; до революции протяженность дорог – 2000 км, сейчас 14,6 тыс. км – третье место в СНГ; частота – 5,3 км на каждую тысячу км; рельеф благоприятен; меридиональные: Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Шымкент – Арысь, ее отрезок от Кулана до Семипалатинска называется Турксиб (1930 г), далее эта дорога соединяется с Усть-Каменогорском; Трансказахстанская дорога Петропавловск – Шу; широтные: Великая Транссибирская магистраль – через Петропавловск, Среднесибирская – через Кустанай, Кокшетау до Барнаула, Южно-Сибирская магистраль – через Жетыгару, Астану и Павлодар; на западе Казахстана – Атырау – Орск, Атырау – Астрахань – Северный Кавказ; в 1990 г начато строительство дороги в Китай, открытое в 1992 г.; через Туркмению – в Иран, связующее звено Пекин-Стамбул)3. Автомобильный транспорт (дороги республиканского значения – 22,2%, местного значения – 77,8%, международного значения – 12,4 тыс. км; 5 международных направлений; автомагистраль Астана-Алматы через Кыргызстан (Каракорум) связывает Казахстан с Китаем, Индией, Пакистаном; по общей протяженности дорог – 3-е место в СНГ, по густоте – одно из последних; густота дорог – протяженность дороги на 1000 км²; магистрали Алматы-Ташкент, Алматы-Усть-Каменогорск; «восточное кольцо» - Алматы-Текели-Жаркент-Талдыкорган - Семипалатинск - Усть-Каменогорск; магистрали местного значения Караганда-Жезказган, Тараз-Уланбель и т. д.; на западе дороги связывают нефтегазовые месторождения)
VI. Усвоение новой темы.
Заполнить таблицу «Железные дороги Казахстана»:
Расположение дороги Название дороги Соединяет города Перевозимые грузы
VII.Домашнее задание. § 17, стр. 80-82, заполнить таблицу «Железные дороги Казахстана», диаграммы 14-15
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Главная цель в комплексе транспорта и коммуникаций – развитие на территории Казахстана сети международных железных и автомобильных магистралей. Важными задачами являются также безопасность движения, сохранность грузов, улучшение состояния дорог.