Проект по правилам дорожного движения «Дорога плюс дети равно безопасность!»
Проект по правилам дорожного движения «Дорога плюс дети равно безопасность!»
Цель: Формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи для детей:
• Продолжить знакомить детей с правилами дорожного движения.
• Расширить знания детей о транспортных средствах.
• Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
• Развивать наблюдательность и любознательность.
• Воспитывать умение ориентироваться на местности.
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Задачи для родителей:
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
• Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.
Задачи для педагогов:
• Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
• Создать предметно-развивающую среду для поддержания познавательного интереса детей.
Участники проекта:
- педагоги группы, музыкальный руководитель.
- дети средней группы «Светлячок».
- родители и другие члены семьи.
Планируемые результаты:
Дети:
- Проявляют интерес к различным видам транспорта;
- Овладевают навыками поведения на улицах города;
- Знают некоторые значения дорожных знаков, их графическое изображение;
- Сознательно выполняют элементарные правила дорожного движения.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приёмами воздействия и сотрудничества с ребёнком в семье;
- Повышение компетентности родителей при ознакомлении детей с правилами дорожного движения.
Срок реализации: 6 недель.
Тип проекта: игровой.
Вид проекта: фронтальный.
Стратегия реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Мероприятия и события. Задачи.
1. Консультация для родителей «Внимание: ребёнок и улица».
2. Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».
3. Опрос родителей о возможности в помощи создания и пополнения уголка группы по правилам дорожного движения.
4. Составление плана работы над проектом «Дорога + Дети = Безопасность».
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;
Выяснить насколько серьезно относятся родители к обучению детей Правилам дорожного движения и насколько они сами могут служить для своих малышей положительным примером грамотного пешехода.
Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
Определить тему, цели, задачи, содержание проекта и прогнозируемые результаты. Сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
Разработать стратегию реализации проекта.
2 этап. Основной.
1 неделя «Улица».
Мероприятия и события. Задачи.
Рассматривание иллюстраций и беседа по картине «Улица».
Уточнение знаний детей по данной теме.
Развитие диалогической речи, умение выражать мысли.
Сюжетно – ролевая игра «Улица». В игровой доступной форме дать понять детям, что по улице едут различные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила.
Беседа «Осторожно перекрёсток». Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрёстком, знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке. Познакомить с «островком безопасности».
Конструирование «Улица». Учить создавать коллективную постройку, использовать полученные впечатления;
Беседа «Где должны играть дети». Объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.
Рисование «Улица». Побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, движение транспорта
2 неделя «Транспорт на улицах города».
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль».
Физминутка «Мы - шоферы».
Физминутка «Вот идёт пешеход». Развивать двигательную активность детей, внимание,
ловкость, уважительное отношение к другим детям.
Дидактические игры «Читаем загадку – находим отгадку» (транспорт), «Собери машину», Расширять знания детей о видах транспорта.
Чтение книг по теме «Транспорт»: А. Северный «Продуктовая машина», Н. Носов «Автомобиль», энциклопедии «Автомобили», «Техника».
Познакомить детей с новыми художественными произведениями по данной теме.
Консультация для родителей «Правила безопасного поведения на улице».
Познакомить родителей с правилами безопасного поведения на улице.
Игра «Узнай транспорт по звучанию» (звуки города). Побуждать слышать, различать и называть звуки улицы.
Аппликация «Машины на дороге». Учить делать прямые разрезы, составлять изображение предмета из нескольких частей, закреплять знания
3 неделя «Автобус и троллейбус».
Рассматривание иллюстраций автобуса и троллейбуса. Сравнение автобуса и троллейбуса.
Установить различие и сходства между автобусом и троллейбусом.
Конструирование из бумаги «Автобус». Развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, художественный вкус. Учить срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими.
Сюжетно- ролевая игра «Мы едим, едим, едим в далёкие края». Закрепить правила поведения в общественном транспорте (не шуметь, не мешать другим людям, не сорить, уступать место старшим, своевременно оплачивать проезд).
Чтение А. Клименко «Когда мы пассажиры». Познакомить с новым произведением по данной теме.
Беседа «Если ты пассажир». Дать знания о значении автобусной остановки, её назначении. Уточнить знания об очерёдности посадки в транспорт детей и взрослых, правила поведения в общественном транспорте.
Разучивание песни «Вот мы в автобусе сидим» Екатерина Железнова. Развивать умение слушать музыку, двигаться под музыку, передавать движениями и голосом характер произведения.
4 неделя «Кто не знает до сих пор, что такое светофор».
Дидактические игры «Красный, желтый, зеленый», «Светофор». Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах.
Чтение и беседа по произведениям Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Т. Александрова «Трехцветик».
С. Михалкова «Светофор».
А. Северного «Три чудесных цвета». Познакомить с новыми произведениями по данной теме.
НОД «Красный, жёлтый, зелёный».
Закрепить представление о назначении светофора, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора. Учить внимательно слушать взрослого; отвечать на вопросы.
Подвижная игра «Стоп». Развивать двигательную активность детей, внимание, ловкость, уважительное отношение к другим детям.
Аппликация «Светофор». Совершенствовать навыки работы с бумагой и клеем при выполнении аппликаций.
5 неделя «Сами не видят, а другим указывают».
Беседа «Дорожные знаки – помощники водителям и пешеходам». Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.
• Отгадывание загадок про дорожные знаки.
• Закрепить знания о дорожных знаках.
Дидактические игры «Играй, да смекай» (дорожные знаки), «Собери знаки», «Подбери к ситуации соответствующий знак», «Дорожное лото». Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
• Разучивание стихов о дорожных знаках.
Чтение Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… ». Развить память, разучивая стих. Закрепление знаний о дорожных знаках, знакомство с новыми произведениями.
Изготовление дорожных знаков, использование их в макете «Улицы города» (работа с родителями).
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
6 неделя «Правила дорожные детям знать положено».
Сюжетно-ролевая игра «Мы водители и пешеходы». Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Конкурс стихов на тему «Безопасность на дорогах». Развивать выразительность речи, чувство ритма.
Рассматривание иллюстраций «Чего не должно быть». Развивать умственные способности и зрительное восприятие.
Дидактические игры «Весёлый жезл», «Зебра полосатая», «Что будет если… ». Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Познавательное занятие «Путешествуем по улицам города». Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
3 Этап. Заключительный.
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
- Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.
- Презентация результатов проекта для родителей и детей через организацию фотовыставки.
- Подготовка и проведение развлечения «Дорожная азбука».
Приложение 1
Цель: Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения детей на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи: Формировать навыки безопасного передвижения по улицам го рода соблюдая правила дорожного движения.
Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Развивать способность воспринимать реальный мир города.
Оборудование: настольная игра «Поле чудес», дорожные знаки, дырокол.
Раздаточный материал: разноцветные фишки, рули, « водительские права», фломастеры.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Вводная часть
Многие считают, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. А я считаю, что наоборот, это два взаимосвязанных понятия. Если вы хотите научить ребенка безопасному поведению на дороге, то играйте с ним. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Основная часть
Количество жертв автомобильных аварий только за последний год составило более 30 тыс. человек. Из них 7 тысяч детей получили черепно-мозговые травмы различной степени тяжести. Такие травмы обычно имеют отдаленные последствия, зачастую приводят к снижению интеллекта и, практически всегда, затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста психологические нагрузки. Проверка качества усвоения программы «Светофор» выявила невысокий уровень ее усвоения. Только 35% детей в группе показали высокие результаты, а 4% совсем низкие. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени.
Проведя анализ навыков, выполнения основных правил поведения детей на улице, дороге, пришла к выводу, о целесообразности разнообразить формы работы в этом направлении. Легче всего это сделать через игру. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются, и совершенствуются двигательные навыки, точность движения, внимательность. Для этого необходимо систематически проводить словесные, настольные, сюжетно-ролевые, творческие игры по правилам дорожного движения. Вот сейчас, мы проверим, какие вы внимательные пешеходы
Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
При обучении детей правилам перехода на сигналы светофора, многие говорят, что красный свет означает «Стоп», желтый «Приготовиться», а зеленый - «Иди». Нужно помнить, красный и желтый сигналы светофора, запрещающие и только один - зеленый – разрешающий. Проверим, как вы это усвоили в игре «Светофор». Я буду читать стихотворение, а вы угадывать концовку и показывать тот сигнал светофора, о котором я говорю.
Звучит закон простой
Красный свет зажегся…(стой) показывают красный круг.
Желтый вспыхнул…(погоди) показывают желтый круг.
Вот зеленый свет… (иди) показывают зеленый круг.
В связи с особенностями психофизического развития у детей характерно быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение. Для воспитания устойчивой привычки следовать сигналам светофора проведем игру, «Кто быстрее, кто вернее». Из разноцветных кружков быстро составьте светофор.
В условиях «автомобильного беспредела», мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу, понимать дорожные знаки. Полученные знания закрепим в игре «Поле чудес». Покрутите барабан, он укажет вам на ситуацию, возникшую на дороге, разъясните ее и подберите нужный дорожный знак. Объясните, что он означает?
В сюжетно-ролевой игре «Автоинспектор и водители» я буду автоинспектором, а вы водителями. Водители имеют «права шофера» (квадратики из картона). Автоинспектор поочередно показывает знаки уличного движения, «водитель», правильно объяснивший знак, «проезжает» вперед, не сумевший объяснить, остается на месте, ему дыроколом прокалывают права. Получивший три прокола выбывает из игры.
А теперь проверим ваше творчество и память. Возьмите фломастеры и за одну минуту в кругах, которые лежат у вас на столе, нарисуйте знаки дорожного движения. Побеждает тот, кто больше нарисует знаков.
Самостоятельная работа
Из имеющихся атрибутов, придумайте игру по дорожному движению.
Рефлексия
Надеюсь, наша игровая деятельность, помогла развить у вас чувство контроля и самоконтроля. Эти качества помогут правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. Если вы согласны поднимите зеленый кружок, если нет, то красный, если есть замечания, то желтый.
Приложение 2
Развлечение «Дорожная азбука».
Задачи:
- обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;
- довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
- воспитывать грамотного пешехода.
Ребята сегодня у нас праздник. Этот праздник называется «Дорожная азбука».
Город, в котором
С тобой мы живем
Можно по праву
Считать букварем.
Азбукой улиц
проспектов, дорог
город дает нам
всё время урок
вот она азбука
над головой!
Знаки разрешены
вдоль мостовой
Азбука города
помни всегда
чтобы не случилась
с тобою беда.
Слышится автомобильный гудок. Вбегает домовенок Кузя.
Кузя: Фу, чуть под машину не попал.
Ведущий: Здравствуйте! Как тебя зовут? Кто ты?
Кузя: Я домовенок Кузя.
Ведущий: Ты где проходил дорогу, что чуть под машину не попал?
Кузя: Где было удобно, там и перешел.
Ведущий: Ребята, где надо переходить дорогу?
(ответы детей)
Ведущий: Правильно по пешеходному переходу. Давайте Кузе покажем, где надо переходить дорогу. Скажите ребята, какие бывают пешеходные переходы?
Дети: Наземный, подземный переход.
Ведущий: Теперь ты понял Кузя?
Кузя: Конечно, понял, надо переходить дорогу там, где есть пешеходный переход.
Ведущий: Чтобы закрепить это правило, мы поиграем.
ИГРА «ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД».
Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего по «подземному переходу» - тоннелю переходят. Чья команда быстрей перейдет на другую сторону «улицы», та команда и выиграла.
Кузя: Я убегал от Бабы-Яги. Она хочет, чтобы я жил у нее в избушке, а я хочу в деревне с людьми жить. У Бабы- Яги в лесу очень скучно, а я в городе заблудился, помогите мне добраться до моей деревни.
Ведущий: Ребята, поможем Кузе? (ответы детей). Тогда сейчас мы пойдем на автобусную остановку и поедем на автобусе.
( Вместе с Кузей ведущий проходят к «автобусной стоянке», ведущий показывает картинки автомобильного транспорта: автобуса, легкового автомобиля, грузовые авто).
Ведущий: Как можно одним словом назвать эти автомобили?
(ответы детей)
Какие виды транспорта вы знаете?
(ответы детей)
А это какой знак?
(Ведущий показывает знак «автобусная стоянка»)
Ведущий: Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем.
ИГРА «ПЕРЕВЕЗИ ПАССАЖИРА».
Дети делятся на 2 команды. Выбирается «водитель», он держит обруч-это автобус. По сигналу «водитель» перевозит пассажиров с одной остановки на другой. Кто быстрее перевезет пассажиров, та команда победила.
(В конце игры забегает Баба-Яга. Она пытается всех растолкать. Кузя прячется за детьми.)
Ведущий: Уважаемая, нельзя себя так вести в автобусе.
Баба-Яга: Я не уважаемая, а самая настоящая Баба-Яга. Мне надо успеть спешу я, а вы мне мешаете.
Ведущая: Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге, как нужно вести себя в автобусе (рассказы детей). А ты, куда так спешишь?
Баба-Яга: Кузю ищу. Сбежал он от меня. Вы его не видели?
Ведущий: Видели, но он с тобой в лесу жить не хочет. Ему хочется жить в деревне, отпусти его.
Баба-Яга: Нет, не отпущу. Никуда он от меня не убежит, в городе заблудится. С ним обязательно что-нибудь случится, под машину попадет, никто ему не поможет.
Ведущий: Как никто не поможет? Ребята ему обязательно помогут.
Баба-Яга: (видит Кузю среди детей). Вот ты где? Не помогут они тебе. Я заколдовала светофор, перепутала все знаки.
Ведущий: Наши дети знают правила дорожного движения, они исправят светофор.
ИГРА «СЛОЖИ СВЕТОФОР».
Дети делятся на 2 команды по 3 человека. Каждый участник подбегает к «светофору» (на 2 команды лежат 2 желтых, 2 зеленых, 2 красных кружочка). Выкладывает каждый один цветной кружок. Какая команда быстрее и правильно выложит цвета светофора.
Ведущий: Вот видишь, Баба-Яга, наши дети расколдовали светофор.
Баба-Яга: Светофор то знают, вот когда дорогу переходила, там стоял дяденька милиционер. Он дал мне выучить дорожные знаки. Раз вы все знаете, ну-ка я вас проверю (показывает дорожные знаки, дети отвечают).
Баба-Яга: Знаки выучили хорошо, а вот мои загадки не отгадаете.
Ведущий: Давай попробуем.
Баба-Яга:
1. Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И покажет, и помогут,
Эти яркие цвета. (Светофор)
2.Для этого коня еда
Бензин, масло и вода
На лугу он непосется
По дороге он несется. (Автомобиль)
3. Этот свет нам говорит
Пешеходам путь открыт. (Зеленый)
Ведущий: Дети отгадали все твои загадки. Ты должна отпустить Кузю.
Баба-Яга: Понравилось мне у вас, в детском саду. Можно мы с Кузей будем приходить в гости? А Кузю я провожу до деревни, я вам обещаю.
Ведущий: Вот и закончилось наша прогулка по Городу Дорожных Знаков.
На дорогах трудностей так много, без сомнения,
Но их бояться нет у нас причин
Потому что правила движения
Есть для пешеходов и машин.
Чтобы у всех было хорошие настроение, соблюдайте все правила дорожного движения.