Семинар-практикум Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Семинар-практикум
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель:
Актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
вызвать интерес педагогов к данной теме.
Оборудование:
Мультимедийное приложение, карточки с изображением гербов России и Красноярского края, ребусы, вопросы для викторины, аудиосопровождение.
Ход семинара-практикума:
Ознакомление педагогов с темой семинара-практикума, его целями и задачами.
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа» .
Виктора Петровича Астафьева.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Этапы патриотического воспитания дошкольников:
- предварительный,
- базовый( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю);
- эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания:
- окружающая среда;
- художественная литература и искусство;
- фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания:
- повышение познавательной активности;
- эмоциональное восприятие дошкольников.

Формы патриотического воспитания:
- ННОД;
- игры;
- беседы;
- экскурсии.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев.
Предложить вниманию педагогов направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через музейную педагогику (Приложение 1)
Далее предложить ознакомиться с примерной тематикой мини-музеев с учетом возрастных особенностей дошкольников. (Приложение 2)


Приложение 1




Приложение 2

Младший дошкольный возраст
Тематический материал:
Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, внешний вид, тематические папки, дидактические игры и т.п.);
Семья (иллюстрации, изображающие семью, ее членов, фотоальбомы и т.п.);
Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений и т.п);
Ребенок и сверстники (тематические папки о детях - мальчики и девочки, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся и др.);
Эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния, пиктограммы);
Поведение детей(тематические папки, иллюстрации о правилах поведения детей).
Материал для ознакомления детей с «малой родиной»:
с детским садом(фотоматериалы, иллюстрации, макет группы детского сада и др.);
с близлежайшими улицами(иллюстрации, фотоматериалы, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улицы, микрорайона, на котором расположен детский сад и т.п.);
с родным городом(фотографии, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улиц города и т.п).
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины;
русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги);
предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.);
куклы в национальных костюмах.
Художественная литература по фольклору:
песенки;
потешки;
сказки и др;
Средний дошкольный возраст
Тематический материал:
Семейные праздники
2. Материал для ознакомления детей с «малой родиной»:
со знаменитыми жителями города;
с достопримечательностями своего города;
с природой своего города;
с транспортом;
с архитектурой своего города;
с профессиями, характерными для жителей своего города;
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья);
дидактические игры по теме.
4. Произведения устного народного творчества:
пословицы;
поговорки и т.д.
5. Элементы символики:
государственной (флаг и герб России);
краевой (флаг, герб Красноярского края);
муниципальной (флаг, герб города, промышленных предприятий).
6. Материал для ознакомления с защитниками Отечества:
иллюстрации, тематические папки и т.п.
Старший дошкольный возраст
1. «Моя семья»:
семейные фотоальбомы;
самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и пр.
2. Произведения устного народного творчества:
сказки;
былины;
предания
3. «Родной город»:
«История возникновения города»;
«Промышленность города»;
«Наука, образование и культура»;
«Знаменитые земляки»;
«Наше духовное наследие»;
«Достопримечательности»;
«Архитектура»;
«Спорт»;
карта города;
символика города;
макеты (микрорайона, улиц, архитектурных сооружений города).
4. «Мой край»:
символика Красноярского края;
карта Красноярского края;
материал, знакомящий детей со славой и достижениями Красноярского края (города Красноярского края, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
5. «Родная страна»:
символика России (герб, флаг, гимн);
карта России;
природные зоны страны;
народы, населяющие страну;
промышленность и сельское хозяйство;
различные макеты (достопримечательности, архитектура и т.п.).
6. «Защитники Отечества»:
«Наши предки - славяне» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
«Богатыри земли русской» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
«Великая Отечественная война»;(иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
«Война 1812 года» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
«Российская армия»;
фотоматериалы «Памятники воинской славы»;
Макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.).
7. «Приобщение к истокам русской народной культуры»:
«Как жили люди на Руси;
«Предметы старины»;
«Из истории русского народного костюма»;
«Народные праздники и гуляния»;
«Народный календарь»;
русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги);
предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.);
различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья);
куклы в национальных костюмах.
8. «Великие соотечественники»:
портреты;
художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
9. «Наша планета - Земля»:
глобус;
детская карта мира;
художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Библиографический список:
Дегтярь О.В., Дмитрюк Е.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №2. С.10-13.
Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 96с.
Красова Т.Д. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №4. С.43-46.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.-72с.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
ШаламоваЕ.И. Смотры-конкурсы по патриотическому воспитанию//Управление ДОУ. 2011.№4. С. 59-66.
Юченкова Л.А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании//Управление ДОУ. 2001. №12. С.53-62.


Рисунок 1Объект 2Объект 3Объект 415