Опыт работы по теме Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами


Департамент образования Нижнеилимского района
МКОУ «Коршуновская СОШ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ
( из опыта работы )Педагог- дефектолог:
Корнильева Зоя Владимировна
п. Коршуновский
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коррекционно – развивающего развития с детьми –инвалидами.
2. Игры и упражнения на развитие внимания.
3. Диагностический инструментарий для изучения психических процессов у детей ( результаты диагностических данных).
4. Минутки отдыха на уроке.
5. Консультации для родителей.
6. Конспекты открытых мероприятий.
7. Фотозарисовки из жизни класса.
8. Результаты участия в районных форумах, фестивалях.
В последние годы, как известно, школьные образовательные учреждения России активно внедряют вариативные образовательные программы, инновационные формы и методы организации учебно – воспитательного процесса.
Однако, учитывая состояние здоровья современных детей, они не всегда могут успешно применяться в общеобразовательных школах. Именно поэтому проблема определения нагрузок (Таблица №1), адекватных возможностям организма ребёнка и условий обучения школы с ОВЗ приобретают особую активность.
Таблица №1
Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакции школьников с ОВЗ на учебную нагрузку.Учебный предмет Благоприятная степень выраженности факторов учебного процесса Неблагоприятная степень выраженности факторов учебного процесса
ЧТЕНИЕ Тв Нв ЭсТв Нс ЭвТс Нв ЭвТн Нн ЭвТн Нс ЭсТс Нв ЭнТс Нс ЭсТс Нв ЭвРУССКИЙ ЯЗЫК Тс Нв ЭвТн Сс ЭвТв Нн ЭвТс Нс ЭсТв Нн ЭнТс Нс ЭнТв Нв ЭнТн Нс ЭсТн Нв ЭсМАТЕМАТИКА Тс Нс ЭсТн Нн Эс
Тн Нс ЭсТв Нв ЭвТн Нс ЭвТв Нс Эв Тс Нн ЭнТв Нс ЭнОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ВИДОМ Тс Нс ЭсТс Нв ЭсТв Нв ЭсТв Нн ЭсТс Нв ЭвТв Нс ЭвТс Нс ЭвТн Нс ЭсПримечание.
Факторы учебного процесса:
Т – трудность; Н – насыщенность; Э – эмоциональность.
Степень выраженности факторов:
н – низкая; с – средняя; в – высокая.
Это убедительно и наглядно показывает, что не нужно бояться рассчитывать все факторы учебного процесса – радость и удивление, смену видов деятельности и объём учебного материала, интенсивность работы и её длительность.
В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребёнку. Постановка практической задачи охвата образованием всех детей с ОВЗ влечёт за собой необходимость отказа от представления о «необучаемых детях», признания государством ценности социальной и образовательной интеграции, создания инструмента инновационного развития системной страны – специального стандарта образования детей с ОВЗ.
Целями специального стандарта образования детей с ОВЗ являются:
Первая – Гарантированность введения в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их приобретения;
Вторая – Гарантированность не только получения образования детям с тяжёлыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказывать специальную помощь детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы;
Третья – Ребёнку с ОВЗ важно не только овладение академическими знаниями, но и развитие жизненного опыта, возможности стать активным, приспособленным в реальной жизни человеком.
Ребёнок с ОВЗ наряду с образовательными потребностями, общими со всеми детьми, имеет ещё и особые образовательные потребности, и открыть ему путь к образованию можно только удовлетворяя их.
Особые потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
Начать обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
Ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально – развивающихся сверстников;
Использовать специальные методы, приёмы и средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
Индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально – развивающегося ребёнка;
Обеспечивать особую пространственную и временную организацию образовательной среды.
Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, слуха, интеллекта, задержкой развития, опорно – двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы.
В настоящее время в образовательных учреждениях происходит становление педагогической системы КРО детей, которые испытываю трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.
Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития.
У таких детей проявляется школьная дезадаптация в следующих формах:
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности;
Неспособность произвольно управлять своим поведением;
Неспособность принять тему школьной жизни;
Школьный невроз – неумение разрешить противоречия между семейными и школьными «мы».
Причиной возникновения школьной не успешности является состояние детей, которые носят синдромальный характер. В последнее время в школу поступают дети с синдромом дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (ВМКБ-10 обозначается как гиперкинетические расстройства – Ф 90, подразделяясь на нарушение активности и внимания, и гиперкинетическое расстройство поведения).
Повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, сопровождает многие нарушения ребёнка. В тех случаях, когда чрезмерная двигательная активность в куче с недостаточным вниманием является причиной школьной неуспешности, говорят о синдроме дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. Нередко его называют гипердинамическим синдромом.
Наиболее характерные проявления:
Общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений: ребёнок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, встаёт, ходит по классу;
Трудности в концентрации и удержании внимания, ошибки из-за невнимательности, отвлекаемость, забывчивость;
Основным дефектом синдрома является дефект внимания. У ребёнка сильно страдают объём и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чём-нибудь только лишь на несколько мгновений. У него чрезвычайно повышена отвлекаемость, так что он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.
Недостаточная целеустремлённость и импульсивность поступков: «сначала делает, а потом думает», берётся за физически опасную деятельность, не задумываясь о последствиях. Из-за этого попадает в опасные ситуации;
Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении, затрудняют контакты со сверстниками, приводя к агрессивному и деструктивному поведению.
Игры и упражнения на развитие внимания
СНЕЖНЫЙ КОМ
Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё, а затем мяч получает третий участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
СЛУШАЙ И ИСПОЛНЯЙ
Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. Например, повернуть голову направо, прямо опустить голову вниз, поднять голову; поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
РАССМАТРИВАНИЕ ЗАШУМОВАННОЙ КАРТИНКИ
Найти и перечислить все изображённые предметы. Как можно назвать одним словом все предметы?
РАБОТА С СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКОЙ
Среди букв прочитать слова. Рассмотреть картинку, составить рассказ по опорным словам.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Перед детьми карточка с изображением нескольких предметов. Ребёнок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и вести счёт таким образом: один цветок, одна груша, один мяч и т.д.
НЕ ПРОПУСТИ РАСТЕНИЕ
Играющие сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть. Например, дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, гриб и т.д.НАЗОВИ СОСЕДЕЙ
Играющие сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет числа от 0 до 10. Поймавший мяч должен назвать «соседей», т.е. числа на 1 больше и 1 меньше. После этого он возвращает мяч ведущему.
МНОГО – ОДИН
Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет слово в единственном числе. Ребёнок возвращает мяч и называет это слово во множественном.
РЫБА. ПТИЦА. ЗВЕРЬ.
Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать конкретного зверя.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
Внимательно читает условие, объясняет ход решения, если потребуется – выполняет рисунок.
ОКНА
В одном странном городе окна были двух видов: круглые и квадратные. Посмотрите на рисунок и определите, каких окон больше – круглых или квадратных? Постарайтесь сосчитать как можно быстрее сначала круглые окна, а затем квадратные.
Поэтому необходимо в содержание уроков внеурочной деятельности включать упражнения на развитие психических процессов: восприятие, интеллекта, памяти, речи, воображения.
Известные психологи (Л.С.Выготский, В.С.Мухина) считают, что внимание является регулятором всех других психических процессов. Обычно ребёнок с Ф-90 хорошо говорит и правильно воспринимает окружающее. Для того, чтобы научить его произвольно управлять своим вниманием, его надо научить рассуждать вслух.
Особенно хорошо развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объём, распределяемость и переключаемость в игровой деятельности. В своей работе я изучила и использую диагностику развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет (Приложение №1).
Приложение №1
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет
МЕТОДИКА "КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА" (БУКВЕННЫЙ ВАРИАНТ)
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.Время работы - 5 минут.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:

МЕТОДИКА "КРАСНО-ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА"
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 5 11 8 2
10 7 4 1 9
12 8 2 4
3 11 6 9 5
6 7 3 12 10
ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

МОДИФИКАЦИЯ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ (БУКВЕННЫЙ ВАРИАНТ)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность. Приложения №№ (психогимнастика).
Особое внимание требует группа детей с временной задержкой психического развития и умственной отсталостью, общим недоразвитием речи, а также с нарушением зрения.
Весёлая неделька. Гимнастика для глаз.
Нашу школу посещают дети с нарушением зрения, поэтому упражнения для глаз включаются в структуру урока. Я стараюсь соединить упражнения со стихотворными текстами и с их помощью закрепить знания детей, в том числе о днях недели. В комплексы «Дни недели» включены как гимнастика для глаз, так и общеразвивающие и пальчиковые упражнения.
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку
В ПОНЕДЕЛЬНИК, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(посмотреть вверх, вниз, влево; голова остаётся неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
Во ВТОРНИК часики –глаза
Отводят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть вправо, влево; голова остаётся неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
В СРЕДУ в жмурки мы играем.
Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем –
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А в ЧЕТВЕРГ мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.)
В ПЯТНИЦУ мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо и снова вверх; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
Хоть в СУББОТУ выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
В ВОСКРЕСЕНЬЕ будем спать,
А потом пойдём гулять,
Свежим воздухом дышать.
(закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев; верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного каря к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно, с увеличением сложности и повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо усваивают чтение, письмо, математику. Ухудшение состояния (иногда очень резкое), связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребёнка. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.
Временная задержка психического развития может возникнуть у ребёнка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери, плохая наследственность, перенесённые ребёнком травмы, тяжёлые заболевания, особенно в раннем возрасте.
Очень большое и решающее значение имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. На первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода за малышом, недополучение информации. Часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, в круглосуточных яслях и детских садах.
По сравнению со сверстниками, поступающих в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или, наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой.Я изучила методики исследования логической и механической памяти разными методами (Приложение №2).
Приложение №2
Диагностика развития памяти у детей в возрасте от 6 до 10 лет
МЕТОДИКА "ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ"
Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.
Тестовый материал:

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
6-7 лет - 10 сумм и выше8-9 лет - 15 сумм и выше10-12 лет - 20 сумм и выше
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
МЕТОДИКА "ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ"
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

Где А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти.Результаты интерпретируются следующим образом: 75 - 100% - высокий уровень; 50 - 75% - средний уровень; 30 - 50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА "ЗАПОМНИ ПАРУ"
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Для детей с временной задержкой психического развития часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием. В результате школьник не осваивает навыки чтения, письма, счёта. Бывает и так, что не даётся только письмо, только чтение или только математика. Я использовала в своей работе диагностики развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет (Приложение №3).
Приложение №3
Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет
МЕТОДИКА «СЛОВАРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.right0Задание А Придумай как можно больше слов на букву С. Время 1 мин. Оценка:6 - 7 слов - высокий уровень; 4 - 5 слов - средний,  2 - 3 слова - низкий.Задание БОкончание слов. Ход работы:Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д. Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень. Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.Задание ВОбразование предложений с данными словами.Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:right01) девочка, мячик, кукла;2) лето, лес, грибы.Оценивается правильность составления фразы.Задание ГПодбор рифмы.Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этимсловом рифмуются. Слово это будет "день" ". Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.Задание ДСловообразование.
right0Как будет называться маленький предмет? мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...;Оценка:6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.Задание ЕСловообразование.Если предмет сделан из железа, то какой он?железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - .... Оценка:4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, 0-1 балл - низкий.Задание ЖОбщий словарный запас.Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? Оценка:6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения возможно только при комплексном обследовании ребёнка врачом – психоневрологом, дефектологом, психологом, логопедом.
На своих занятиях я включаю здоровьесберегающие технологии, которые повышают темп, уровень работоспособности, интерес и желание выполнять задание, также снимает утомление и раздражение. Урок проводила с минутками отдыха в более оживлённой форме в хорошей психологической обстановке.
Каждый день в школе начинаю с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, так как утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. К ней подхожу творчески – включаю в занятия поговорки, речёвки, считалки, музыку в различных темпах.
Минутки отдыха.
ГРИБНОЙ ДОЖДИК
Дождевые капли, (хлопают правой ладонью по левой)
Прыгайте в ладошки! (также хлопают по правой ладони)
Дождевые капли,
Вымойте мне ножки! (шлёпают ладошками по ножкам)
Дождевые капли,
Бейте по спине! (стучат правой рукой по левому плечу и наоборот)
Дождь грибной,
Но нужно подрасти и мне! (тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину).
ПОЕЗД
Деток поезд к нам везёт в лес и на полянку,
Будут дети там гулять, повстречают зайку.
Так – так – так, так – так – так, все колёсики стучат.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу, белку встретим и лису.
(дети встают паровозиком и двигаются по залу топающим шагом)
Едем, едем мы быстрей, не боимся мы зверей.
(движения ускоряются)
Паровоз идёт потише – значит остановка ближе.
Ду – ду – ду! Стоп!
(двигаются всё медленнее и останавливаются).
СНЕЖОК
Дует, дует ветерок, И летит, летит снежок.
Закружился, заблестел, Над полянкой полетел.
(постепенно опускают руки, делая мягкие движения кистями, и вращают кистями перед грудью)
А снежок на землю пал (приседают)
Дует, дует ветерок, И опять летит снежок.
(поднимают руки вверх и постепенно опускают их вниз).
РЕЧЕВАЯ ИГРА
Медвежонок, топ – топ, А ежонок. Хлоп – хлоп, А волчонок, щёлк – щёлк,
А зайчонок, скок – скок, А лисёнок, шмыг – шмыг, А лосёнок, брык – брык.А рысёнок, прыг – прыг, И бельчонок, прыг – прыг.
(дети импровизируют ритмические движения).
«АИСТ И ЛЯГУШКИ»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.
Дети, стоя в кругу, натягивают резинку на обе ноги (на высоте 10-15 см от пола). Рассчитываются на первый – второй: первые – «болото» (держат резинку), вторые – «лягушки». В середине круга стоит водящий – «аист». По сигналу «Лягушки!» дети перепрыгивают через резинку, увёртываясь от «аиста». Оставленный становится «аистом». Первые и вторые номера меняются, и игра повторяется.
«КОЛЬЦО»
Цель: вырабатывать умение согласовывать речь и движение, координировать движение рук.
Играющие становятся в круг и держат в руках резинку с колечком. В центре круга стоит водящий. Ему нужно найти колечко, которое играющие незаметно передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком местами. Дети сопровождают движения словами:
Покатилось, покатилось
(имя ребёнка) колечко,
Покатилось, покатилось
прямо на крылечко.
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Колечко, колечко,
выйди на крылечко!
Для детей с задержкой развития моторных функций характерна неловкость, медлительность. Их медлительность может быть связана с наследственностью, темпераментом, а может быть результатом плохого воспитания, поэтому они часто оказываются не подготовленными к школе. На уроке такие дети настолько медлительны, что успевают выполнить только треть задания; очень медленно входят в работу, не могут сразу переключиться с одного задания на другое. Попытка торопить такого ученика приводит к увеличению ошибок, к резкому утомлению и падению умственной работоспособности.
Дети, имеющие задержку психического, речевого, моторного развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя.
Я обучаю детей – инвалидов с диагнозом F – 71, F -70, провожу диагностические процедуры с целью изучения личности, особенности каждого ребёнка, и в результате работы сделала вывод, что дети проявляют интерес к занятиям, не пропускают уроки и овладевают знаниями в полном объёме по своей программе. Например, ученица 7 класса Анфилофьева Люба закончила первое полугодие на «4» и «5», активно участвует во внеклассных мероприятиях школы, где занимает призовые места и награждается грамотами.
Познакомилась с семьёй. Опросник в семье: 1.Сведения о родителях; 2. Состояние здоровья ребёнка; 3. Условия проживания ребёнка; 4. Интересы семьи; 5. Содействие школе.

В результате проведённой работы с детьми и родителями я наметила траекторию развития каждого ребёнка по направлениям: психофизическое развитие (развитие речи, памяти, внимания, воображения, охрана зрения); применяла здоровьесбережение, включала в содержание уроков, во внеурочную деятельность различные упражнения, физминутки; следила за чередованием умственной и физической нагрузки детей во время уроков.
Таким образом, я убедилась в том, что учителю следует изучать каждого ребёнка с ОВЗ, прежде чем включать инновационные формы и методы в организацию учебного процесса. С детьми ОВЗ следует, в первую очередь, изучить состояние здоровья ребёнка, уровень психических процессов, условия проживания, наметить траекторию развития каждого ребёнка, определить нагрузку для каждого ученика, создать условия для обучения, только тогда можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании. И это приобретает особую актуальность в настоящее время.
Программно – методическое обеспечение:
Бармашова Е. Игровая мозайка. Школьный психолог. Тула, №1 2005 г.
Дубровина И.В. Психология: Учебное пособие для начальной школы – М.: Гардарика, 1998г.
Дробиннская А.О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты. М.: Школьная пресса, 2006г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ПЦ Сфера.
Соколова С.М. Коррекционно – развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы. Иркутск, 2011г.
Савенков А.И. Развитие логического мышления у детей. М.Генезис. 2001г.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры. М. Просвещение, 2000г.
Никольская О.С. Специальное образование с меняющем мире. Россия. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №2 – 2010г.


Игры и упражнения на развитие внимания
Устойчивость и концентрированность:
«Сравни картинки», «Круги», «Селектор», игры на пространственную ориентацию, работа с сюжетной картинкой.
Переключаемость:
«Животные», «Весёлое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Параллельный счёт предметов», «Не пропусти растение», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери». Наблюдательность и объём:
«Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», «Кто больше увидит и запомнит», игры с лабиринтами, задачи и загадки в стихах, игры с картинками.Распределение:
«Обратный счёт», «Окна», картинки – загадки, зашумованные картинки.
Произвольность:
«Зеваки», «Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я», «Внимательные руки», «Запретные движения».
Игра «Счастливый случай».
Неделя математики.
1 гейм. «Гонка за лидером».
Вопросы для 1 команды.
Наименьшее двузначное число. (10)
Если книга дороже тетради, то тетрадь… (Дешевле книги)
Что будет «завтра», а было «вчера». (Сегодня)
Что тяжелее 1 кг свинца или 1 кг пуха? (Равны)
100 уменьши в 25 раз. (4)
Сколько секунд в 2 минутах? (120)
Квадрат, пятиугольник, круг. Что это? (Геометрические фигуры)
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Перчатки)
Самая большая единица измерения длины. (Километр)
10. Частное, делимое. Какой компонент я не назвала? (Делитель)
11. 13 часов. Назовите время суток. (День)
12. Сколько цифр в числе 100? (3)
13. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля на двух ногах? (Тоже 3 кг)
Вопросы для 2 команды.
Какая разница между числом и цифрой? (Цифры от 0 до 9)
У 7 братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
Если сын в 3 раза младше папы, то папа…(в 3 раза старше сына).
Наибольшее трёхзначное число? (999)
У него нельзя найти ни конца, ни начала. (Кольцо, обруч)
Самая маленькая единица измерения времени. (Секунда)
Уменьшаемое, разность – чего нет? (Вычитаемое)
17 увеличь на 5. (22)
Что это? Назвать, одним словом. СМ, ММ, ДМ, М, КМ. (Единицы измерения длины)
10. 20 часов. Какое это время суток? (Вечер)
11. Что больше 1 кг масла или 1 кг молока? (равны)
12. Сколько цифр в числе 1000? (4)
2 гейм «Тёмная лошадка».
«Тёмная лошадка» - это гость с необыкновенно серьёзными увлечениями в области математики. Гость задаёт 3 вопроса. Отвечает команда, знавшая ответ на вопрос, либо та команда, чья первой подаст сигнал.
3 гейм «Заморочки из бочки».
Каждая команда вытаскивает из бочки задание по очереди.
Четырьмя прямыми линиями разделите прямоугольник на десять частей так, чтобы в каждой части было по одному кружку.
171450048260
Старинная задача. Летела стая гусей, а на встречу им гусак.
– Здравствуйте, 10 гусей! – Нет! Нас не десять. Если бы ты был с нами да ещё двое гусей, то тогда было бы 10. Сколько в стае гусей? (7).
В 2 часа дня в Киеве шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? (Нет, так как, через 10 часов будет ночь)
Сколько концов у двух с половиной палок? (6 концов)
Назовите 5 дней, не называя чисел и названия дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Плитка шоколада имеет форму квадрата и состоит из 9 квадратных долей. Сколько раз надо разломить, чтобы получить эти доли отдельно? Каждый раз ломается один кусок. (Надо разломить 8 раз).
4 гейм «Ты мне, я тебе»
Каждая команда задаёт команде – соперников по 3 вопроса, поочерёдно. Вопросы каждая команда готовит дома.
Русский язык, 3 класс
Урок-игра «Счастливый случай»
Тема: «Состав слова»
Цели урока:
Закрепить умение разбирать слова по составу
Обогащать словарный запас учащихся
Развивать интерес к предмету, логическое мышление
Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Сообщение темы и постановка целей урока.
- Наш урок мы проведем в форме игры «Счастливый случай».
Закрепим знания о составе слова. Будем думать, рассуждать и конечно же писать.
Игра «Счастливый случай».
- Сегодня встретятся 4 команды. Наша задача – выявить команду-победителя и лучших знатоков каждой команды.
- За каждый правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание будете брать жетон.
- Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете? Назовите их.
ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ (жеребьевка)
1 гейм «РАЗМИНКА»
Распределите слова в 2 группы.
Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс.
Как можно назвать все слова 1 группы? (части речи)
2 группы? (части слова)
2 гейм «НАЙДИТЕ ДРУЗЕЙ»
На листочке написано слово (соль, боль)
Образуйте однокоренные слова. (Листочек путешествует по кругу, каждый должен записать слово.)
3 гейм «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ»
Составить слова, записать в тетрадь, разобрать по составу.
И, НИК, ПОД, СНЕЖ
А, К, ПО, САД
А, УШК, КОРМ
За каждое правильно записанное и разобранное слово – жетон.
4 гейм «ОТГАДАЙТЕ СЛОВА»
1) Корень мой находится в «ЦЕНЕ»,
в «ОЧЕРКЕ» найди приставку мне,
суффикс мой в «ТЕТРАДКЕ» все встречаем,
вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)
2) Корень тот же, что и в слове «СКАЗКА»,
Суффикс тот же, что и в слове «ИЗВОЗЧИК»,
Приставка та же, что и в слове «РАСХОД». (РАССКАЗЧИК)
3)Суффикс и окончание ищи в слове «ТЕРПЕЛИВЫЙ»,
приставку – в слове «ВЫПИСАТЬ»,
корень - в слове «ПОДНОСИТЬ» (ВЫНОСЛИВЫЙ)
Записать слова в тетрадь, разобрать по составу.
5 гейм «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ, ТАК НЕ БУДЕТ И СКУКИ.
НЕ СИДИ СЛОЖА РУКИ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
6 гейм «МУДРЫЕ СЛОВА»
Найдите в рассказе фразеологизмы.

Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь!
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так совсем голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали, а нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед. – Все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. Рыбу ловили, костер развели, уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.
7 гейм «ЭТО ВСЕ МЫ ПРОХОДИЛИ»
(Каждой команде по 2 вопроса)
Какие слова называются родственными?
Какая часть слова бывает во всех словах?
Что называется корнем?
Что такое окончание?
Что такое приставка?
Что такое суффикс?
Что такое основа слова?
Какая часть слова обязательно есть в основе?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.