Программа по внеурочной деятельности Знайка 2 класс.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ №6
___________Н.А.ВеригинаПриказ №________от«_____»___________2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР
__________В.В.Рыхлова«_____»__________2015г. «РАССМОТРЕННО»
Руководитель ШМО
___________Л.И.ИвановаПротокол №______ от
«_____»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ
"ЗНАЙКА"
2 КЛАСС
НА 2015-2016 УЧ. Г.
Автор-составитель:
Мельникова Т. П., учитель начальных классов
Троицк 2015-2016
Пояснительная записка
Цель курса – развитие познавательных способностей (различных видов памяти, внимания воображения) и общеучебных умений и навыков, сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), двигательной сферы на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика предмета
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1 часа в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знайка» составлена на основе ФГОС НОО, программы О. Холодовой «Программа курса РПС» для 2 класса.
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в состав которого входят:
• О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс.– М.: Росткнига, 2010.
• О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2010.
Программа 2 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Во 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и второго.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Результаты второго года обучения.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п Не- деля Тема занятия Тип занятия, кол-во часов Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности
Содержание урока (ученик должен знать) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД
1 1 нед. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Знать алгоритм работы в группе.
Уметь:
находить и различать геометрические фигуры, предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
2 2 нед. Развитие концентрации внимания.
Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
3 3 нед. Тренировка внимания Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
4 4 нед. Тренировка слуховой памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
5 5 нед. Тренировка зрительной памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Знать: алгоритм работы в группе.
Уметь:
Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
6 6 нед. Развитие аналитических способностей. Комбинированное занятие (1ч) Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
7 7 нед. Совершенствование воображения. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
8 8 нед. Развитие логического мышления. Коррекция знаний, умений, навыков (1 ч) Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
9 9 нед. Развитие концентрации внимания. Систематизация и обобщение знаний, умений. (1 ч) Знать: алгоритм решения простых и составных задач.
Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
10 10 нед. Тренировка внимания. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи
11 11 нед. Тренировка зрительной памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
12 12 нед. Развитие аналитических способностей. Комбинированное занятие (1ч) Знать: правила составления ребусов.
Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить
закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
13 13 нед. Развитие аналитических способностей. Систематизация и обобщение знаний, умений. (1 ч) Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
14 14 нед. Совершенствование воображения. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные
15 15 нед. Развитие логического мышления. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
16 16 нед. Развитие концентрации внимания. Первичное предъявление новых знаний (1 ч)
Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить
закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
17 17 нед. Тренировка внимания. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные
18 18 нед. Тренировка слуховой памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
19 19 нед. Тренировка зрительной памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов
Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные
20 20 нед. Развитие аналитических способностей. Комбинированный урок (1ч) Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
21 21 нед. Совершенствование воображения. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные
22 22 нед. Развитие логического мышления. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
23 23 нед. Развитие концентрации внимания. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
24 24 нед. Тренировка внимания. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Уметь:
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
25 25 нед. Тренировка слуховой памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Уметь: точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи
26 26 нед. Тренировка зрительной памяти. Первичное предъявление новых знаний (1 ч) Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
27 27 нед. Развитие аналитических способностей. Комбинированный урок (1ч) Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
28 28 нед. Совершенствование воображения. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Знать: самые распространённые фразеологизмы
Уметь: точно выполнять действия под диктовку, уметь подобрать фразеологизмы. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи
29 29 нед. Развитие логического мышления. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
30 30 нед. Развитие концентрации внимания. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
31 31 нед. Тренировка внимания. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Уметь: точно выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
32 32 нед. Тренировка слуховой памяти. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
33 33 нед. Тренировка зрительной памяти. Актуализация знаний и умений. (1 ч) Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
34 34 нед. Развитие аналитических способностей. Урок комплексного повторения знаний и умений (1 ч) Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Наименование объектов и средств МТО Количество Примечание
Библиотечный фонд
О. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс.– М.: Росткнига, 2010 1 экз. О. Холодова. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2010 34 экз. Компьютерные и информационные коммуникативные средства
Технические средства обучения
Компьютер 1 экз. Классная доска с набором магнитов 1 экз. Принтер/сканер 1 экз. Интерактивная доска 1 экз. Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев Класс-комплект Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий Комплект