Рабочая программа Кружковой работы «Занимательная химия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Софиевская средняя общеобразовательная школа»
Пономаревского района
Оренбургской области



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР
___________ Студеникина М.А.

«____»____________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор
___________ Климова Н.Г.

«____»____________2015 г.













Рабочая программа
Кружковой работы
«Занимательная химия»
на 2015–2016 учебный год












Составитель: учитель химии
Павлова Мария Николаевна







с. Софиевка 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Занимательная химия» предназначен для учащихся 8-11классов на основе учебной программы по химии. Цель: создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение. Задачи:
Показать роль и значение химии как прикладной науки.
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
Познакомить учащихся с основными способами исследования веществ.
Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье.
Способствовать самоопределению учащихся и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, решаются три основные задачи: познавательная, коммуникативно-развивающая и социально-ориентационная. Вид курса – межпредметный, построен с опорой на базовые знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, информатики и физики. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты. Актуальность: Данный курс актуален потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности. В структуре изучаемой программы выделяются основные модули:
Знакомство с лабораторным оборудованием
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
Химия и еда;
Химия напитков;
Домашняя аптечка
Моющие средства.
Туалетный столик
В мире красок и карандашей
Химия и ювелирные украшения
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, экология, информатика. Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Возраст: от 13 до 18 лет Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Расписание занятий: пятница 15:45 – 16:30; 16:40 – 17:25


























Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
читать графическую информацию;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах
геометрические формы;
различать существенные и несущественные признаки.
доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
постановке учебных задач занятия;
оценке своих достижений;
действовать по плану.





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
о прикладной направленности химии;
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
о веществах и их влияния на организм человека;
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
Технику безопасности проведения эксперимента;
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
Качественные реакции на белки, углеводы;
Учащиеся должны уметь:
Определять объект и предмет исследования;
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;
Навыками экспериментального проведения химического анализа.










Учебно-тематический план.

№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)





Лабораторные и практические работы


1
Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
6
-

2
Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.
8
2

3
Тема 3. Химия и еда.
16
5

4
Те ма4. Химия напитков.
14
6

5
Тема 5: Домашняя аптечка.
4
-

6
Тема 6: Моющие средства.
10
2

7
Тема 7: Туалетный столик.
2
-

8
Тема 8: В мире красок и карандашей.
4
-

9
Тема 9: Химия и ювелирные украшения.
5
-

В нижней части таблицы часы суммируются


Итого:
70
15























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)
Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование. Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Простые вещества металлы и неметаллы. Сложные вещества.

Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).
Кислоты и работа с ними. Щёлочи и работа с ними. Ядовитые соли и работа с ними. Горючие вещества и смеси.

Лабораторная работа:
«Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину»;
«Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов»

Демонстрации:
Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа».
Извлечение щелочи из цементной болтушки.
Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.

Тема 3. Химия и еда (16 часов).
Белки, жиры, углеводы в питании человека. Витамины. Пищевые добавки. Исследование чипсов. Исследование мороженого. Исследование шоколада. Исследование меда. Исследование жевательной резинки.

Лабораторная работа:
«Исследование чипсов»;
«Исследование мороженного»;
«Исследование шоколада»;
«Исследование мёда»;
«Исследование жевательной резинки».

Тема 4. Химия напитков (14 часов).
Тайны воды. Исследование газированных напитков. Исследование минеральной воды. Пивной алкоголизм. Исследование чая. Исследование молока. Исследование соков.

Лабораторная работа:
«Анализ воды»;
«Исследование газированных напитков»;
«Исследование минеральной воды»;
«Влияние спиртов на белки»;
«Исследование чая»;
«Исследование молока».

Тема 5. Домашняя аптечка (4 часа).
Домашняя аптечка.

Тема 6. Моющие средства (10 часов).
Моющие средства для посуды. Занятие - игра «Мыльные пузыри». Шампуни. Мыла. Приготовление мыла. Выведение пятен с ткани. Стиральные порошки.

Лабораторная работа:
«Исследование моющего средства для посуды»;
«Выведение пятен с ткани».

Тема 7. Туалетный столик (2 часа).
Туалетный столик.

Тема 8. В мире красок и карандашей (4 часа).
В мире красок и карандашей.

Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).
Химия и ювелирные украшения.






















Примерное календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятия
Содержание
Дата

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)

1
Лаборатория кабинета химии.
Лабораторное оборудование.
Экскурсия в школьную химическую лабораторию, знакомство с её оборудованием.
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.


2




3
Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Выработка навыков безопасной работы.




4




5
Простые вещества металлы и неметаллы.
Сложные вещества.
Вещества. Простые вещества металлы и неметаллы.
Распознавание чёрных и цветных металлов, металлов и металлических руд, металлов и неметаллов.
Сложные вещества или соединения. Неорганические и органические вещества. Распознавание органических веществ.


6




Тема 2 Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).

7
Кислоты и работа с ними.

Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину.
Первая помощь при кислотных ожогах.
Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.


8




9
Щёлочи и работа с ними.

Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Извлечение щелочи из цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах.


10




11
Ядовитые соли и работа с ними.

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.


12




13
Горючие вещества и смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.
Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.







14




Тема 3 Химия и еда (16 часов).

15
Белки, жиры, углеводы в питании человека.

Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. Определение содержания жиров в семенах растений. Качественные реакции на присутствие углеводов.


16




17
Витамины

Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.


18




19
Пищевые добавки.

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.


20




21
Исследование чипсов.

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов: ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира, вкусовые качества.
Опыт 3. Горение чипсов. Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания. Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи. Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.


22




23
Исследование мороженого
Исследование мороженого
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого. Учащиеся могут сами предложить эксперимент. Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот). Опыт 4. Обнаружение углеводов. В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (
·
·) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).


24




25
Исследование шоколада
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада». Работа в группах. Для исследования берется не менее 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.
Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде
Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.
Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт. Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.





































26




27
Исследование меда

Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.



28




29
Исследование жевательной резинки

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» Работа в группах. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств:
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей. Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается. Опыт 4. Определение кислотности. В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду. Опыт 5. Обнаружение подсластителей. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).


30





Тема 4 Химия напитков (14 часов).

31
Тайны воды.

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Опыт: Анализ воды из природных источников. Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.


32




33
Исследование газированных напитков

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека» Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием. Опыт 3. Определение кислотности. Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки. Опыт 4. Опыт с куриным мясом.


34




35
Исследование минеральной воды

Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2 Качественные реакции на ионы, присутствующие в минеральной воде


36




37
Пивной алкоголизм

Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.


38




39
Исследование чая

Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»: Опыт 1. Рассматривание чаинок. Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.


40




41
Исследование молока

Опыт 1. Работа в группе с этикетками: Опыт 2. Определение вкуса молока. Опыт 3. Определение цвета молока. Опыт 4. Определение консистенции молока. Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором. Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция. Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция. Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту. Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода


42




43
Исследование соков

Соки. Виды соков. Состав сока. Роль железа в живых организмах


44





Тема 5 Домашняя аптечка (4 часа).

45
Домашняя аптечка.

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?


46




47
Домашняя аптечка.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.


48





Тема 6 Моющие средства (10 часов).

49
Моющие средства для посуды

Работа с этикеткой. Опыт 1. Определение кислотности. Опыт 2. Определение мылкости. Опыт 3. Смываемость со стакана. Анкетирование. Социологический опрос.


50




51
Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Шампуни

Конкурсы: Кто надует самый большой пузырь, кто надует много маленьких пузырей, чей пузырь долго не лопнет, построение фигуры из пузырей, надувание пузыря в пузыре.
Определение среды в мылах и шампунях.


52




53
Мыла
Приготовление мыла
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Приготовление мыла


54




55
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.
Выведение пятен с ткани.


56




57
Стиральные порошки

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные


58





Тема 7 Туалетный столик (2 часа).

59
Туалетный столик.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.


60





Тема 8 В мире красок и карандашей (4 часа).

61
В мире красок и карандашей

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.



62




63
В мире красок и карандашей




64





Тема 9. Химия и ювелирные украшения (2 часа).

65
Химия и ювелирные украшения

Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.


66




67-70
Резервное время.

















Литература и Интернет-ресурсы
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Естественнонаучный образовательный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Открытый колледж: химия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии











13PAGE 15


13PAGE 141815




15