Рабочая программа клуба Занимательная математика 1-4 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г. Великого Новгорода
Рабочая программа клуба
«Занимательная математика»
1-4 классы
Составитель: Стырова Екатерина Александровна
учитель начальных классов
Великий Новгород
2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка с. 2
2. Содержание программы с. 6
3. Тематическое планирование с. 10
4. Список литературы с.21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 66 часов в год в 1 классе с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 68 часов в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .Отличительные особенности программы клуба «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомыхчисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составлениеаналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств длямоделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ иоценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых ивыполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективныхспособов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие ивопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделироватьситуацию, описанную в тексте задачи.Использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решениязадачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственногомаршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуромконструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление изарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные поплощади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование изпроволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольнаяпирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты имозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др.,указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) висходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали всоответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданномусловии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование занятий клуба
«Занимательная математика» 1 класс
66 часов (2 часа в неделю)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
Вводное занятие «Математика – царица наук». 1 Решение занимательных задач в стихах. 1 Из истории математики «Как люди научились считать». 1 Весёлые задачи 1 Интересные приемы устного счёта. 1 Угадайки весёлого Карандаша. 1 Немного истории «О». 1 Учимся отгадывать ребусы. 1 Наука нумерологии. 1 Решение занимательных задач Г.Остера1 Магия чисел -1, 2,3, 4 1 Занимательные задачи 1 Магия чисел 5, 6, 7. 1 Семь чудес света. 1 Счет. Сравнение. Число7. 1 Загадки- смекалки. 1 Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди». 1 Практикум «Подумай и реши». 1 Магия чисел – 8, 9 1 Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 10. 1 Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 1 Подготовка к проекту «Моя любимая цифра» (сбор материала) 1 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными 1 Игра“Муха» (“муха” перемещается по командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на игровом поле 3x3клетки). 1 Учёные-математики 1 Игра «Работа над ошибками». 1 Задачи с изменением вопроса. 1 Математическое соревнование (математическая карусель). 1 Игра «Знай свой разряд». 1 Решение логических задач. 1 Как зарождалась геометрия. 1 Точка. Кривая линия. 1 Прямая линия. Отрезок. Луч. 1 Графические диктанты. 1 Ломаная линия. Многоугольник 1 Геометрические фигуры. 1 Путешествие в страну геометрических фигур 1 Конструктор из геометрических фигур 1 Треугольник. 1 Знакомство с игрой «ТАНГРАМ» 1 Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. 1 Логические задачи на сравнение по форме, цвету, размеру. 1 Фигуры, которые нас окружают. 1 Рисование орнаментов, используя известные фигуры. 1 Старинные меры измерения – длина, масса. 1 Математические игры с числами. 1 «Кто где живет?» Математическая беседа, работа с таблицей. 1 Устный счёт. 1 Работа с таблицами ( работа в парах) 1 Задачи-загадки. 1 Как зарождался календарь? 1 Единицы измерения времени. 1 Часы. История часов. Игра «Который час?» 1 Изготовление бумажных часов. 1 Ученые математики. 1 Загадки- смекалки. 1 Урок- соревнование. 1 Практикум «Подумай и реши». 1 Проектная деятельность «Газета любознательных» 2 Математические горки. 1 Игра «У кого какая цифра» 1 Задачи с многовариантными решениями. 1 Учимся отгадывать ребусы. 1 Математический КВН 1 Круглый стол. Подведение итогов. 1 ИТОГО: 66 часов
Тематическое планирование занятий клуба
«Занимательная математика» 2 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
Как люди научились считать . Как люди научились записывать числа? 1 Интересные приёмы устного счёта 1 В царстве смекалки. Сбор информации 1 Выпуск математической газеты (работа в группах). 1 Геометрический калейдоскоп 1 Сюжетно-ролевая игра «Определи маршрут корабля» 1 Решение логических цепочек 1 Игра на развитие внимания « Расставь числа в порядке возрастания и убывания» 1 Спичечный конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. 1 Решение занимательных задач в стихах. 1 Зарядка для ума. Решение круговых примеров. 1 Упражнения с двузначными числами. 1 Математическое путешествие. Построение «математической» пирамиды: «Сложение и ввычитание в пределах 100» 1 Подвижные игры с математическими заданиями 1 Старинные задачи. 1 Игра «Расставь знаки по образцу» 1 Проектная деятельность «Газета для любознательных». Сбор материала для газеты (работа в группах). 1 Изготовление математической газеты. 1 Игра «Вычислительная машина» 1 Задачи на взвешивание. 1 Магические квадраты 1 Составление магических квадратов (работа в группах) 1 Игра на развитие восприятия «Скопируй рисунок» 1 Спичечный конструктор «Убери или переставь спичку». 1 Крестики-нолики 1 Решение олимпиадных задач. 1 Числовые головоломки 1 Математические игры. 1 «Я - ученик! Я всё могу!» Работа в парах. Математические головоломки. 1 Игра-соревнование «Веселый счёт» 1 Игра на развитие восприятия «Залатай коврик» 1 Задачи на переливания. 1 Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 Удивительная снежинка. 1 Задачи с многовариантными решениями. 1 Игра на развитие внимания « Нарисуй по памяти в таком же расположении» 1 Геометрия вокруг нас. 1 Игра «Танграм» 1 Обратные задачи. 1 Практикум «Подумай и реши». 1 Путешествие в страну геометрических фигур 1 Плоскость и пространство 1 Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. 1 Замкнутые и незамкнутые кривые линии 1 Работа на нелинованной бумаге. 1 Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. 1 Задания на построение. 1 Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. 1 Построение луча из вершины угла. 1 Виды углов. Прямой угол (построение) 1 Построение прямого и острого углов через две точки. 1 «Умею думать». Составление рисунка из геометрических фигур. 1 Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. 1 Многоугольники с прямыми углами. Занятие-проект. 1 Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. 1 1 Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». 1 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 Танграм1 Монеты. История возникновения. 1 Игра в магазин. Понятия: цена, количество, стоимость 1 Решение задач с изученными величинами. 1 Математическое лото. 1 Подготовка к школьной олимпиаде. 1 Школьный тур математической олимпиады. 1 Математический праздник 1 Подведение итогов работы. 1 ИТОГО: 68 часов
Тематическое планирование занятий клуба
«Занимательная математика» 3 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
Интеллектуальная разминка. 1 Математика-наш друг. 1 «Числовой конструктор» 1 Решай, отгадывай, считай. 1 Волшебные переливания. Задачи на переливание. 1 Математические лабиринты «Найди соответствие». 1 Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. 1 Числовые головоломки. 1 Задачи на разрезание фигур по линии сетки на 3 равные части 1 Логически-поисковые задания. 1 Математическая игра «Угадай задуманное число». 1 Решение ребусов и логических задач. 1 «Спичечный» конструктор. 1 Круги Эйлера. Множества. Подмножества. 1 В царстве смекалки. 1 Логические задачи на нахождение множеств и подмножеств. 1 «Числовой конструктор» 1 Решай, отгадывай, считай. 1 Японские задачи «Судоку». 1 Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 1 Решение занимательных задач в стихах. 1 Игры со спичками. 1 Площади фигур. Нахождение площадей различных помещений. 1 Числовые головоломки. 1 Решение нестандартных задач. 1 «Спичечный» конструктор. 1 Это было в старину. 1 Построение конструкции по заданному образцу. 1 Интеллектуальная разминка. 1 Игра «Придумай задачку». Составление задач с лишними и недостающими данными. 1 Шаг в будущее. Математические игры. 1 Японские задачи «Судоку». 1 Электронные математические игры. 1 Решай, отгадывай, считай. 1 Комбинаторные задачи « Передвижение». 1 Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 1 В царстве смекалки. 1 Оригами. Изучение свойств квадрата. 1 Комбинаторные задачи «Перемещение». 1 Математические фокусы «Циклическое число». 1 Задачи с многовариантными решениями. 1 Игры со спичками. 1 Решение нестандартных задач. 1 Магические квадраты 3х3. Вычисления в пределах 100. 1 Диагностика степени владения логическими операциями. 1 Числовые головоломки. 1 Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. 1 Найди закономерность. Продолжи числовой ряд. Придумай свой числовой ряд. 1 Решение занимательных задач в стихах. 1 Неоднозначные фигуры. 1 Интеллектуальная разминка. 1 Геометрические задачи. 1 Электронные математические игры. 1 Решение олимпиадных задач. 1 Шаг в будущее. Математические игры. 1 Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. 1 Задачи с многовариантными решениями. 1 Конкурс «Шагай. Соображай». 1 Блиц-турнир по решению задач. 1 Логические вопросы. 1 Энциклопедия математических развлечений. 1 Решение ребусов и логических задач. 1 Составление сборника занимательных заданий. 1 Числовые головоломки. 1 Составление сборника занимательных заданий. 1 Комбинаторные задачи «Обмены». 1 Диагностика мыслительной способности. Методика «Фигурки в контуре» 1 Математический турнир «Самый смекалистый». Подведение итогов года. 1 ИТОГО: 68 часов
Тематическое планирование занятий клуба
«Занимательная математика» 4 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
Любителям математики. Турнир смекалистых1 Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. 1 Волшебный круг. Правила сравнения. 1 Сравнение дробей. 1 Игры с числами. 1 Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. 1 Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. 1 Решение задач на сообразительность. 1 Закономерности в числах и фигурах. 1 Многозначные числа. 1 Магические квадраты 1 Нахождение площади фигур. 1 Волшебный квадрат. 1 Нахождение объёма фигур 1 Игры на развитие наблюдательности. 1 Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. 1 Поиск альтернативных способов действий. 1 Арифметические действия с круглыми числами. 1 Проектная деятельность”Газета эрудитов” 1 Задачи – тесты. 1 Блиц - турнир. 1 Математические головоломки. 1 Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. 1 Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. 1 Развиваем воображение 1 Составление задач на нахождение среднего арифметического числа 1 Проектная деятельность”Волшебный круг” 1 Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. 1 «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. 1 Окружность и круг. Практические задания. Аппликация из кругов. 1 Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. Практические задания. Узоры из окружностей. 1 Касательная. Узоры из геометрических фигур. 1 Радиус и диаметр окружности. Графический диктант. 1 Задачи на развитие логического мышления. 1 «Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые. 1 Решение олимпиадных заданий. 1 «Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. 1 Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. 1 Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. 1 Игра «Дорисуй из частей». 1 Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. 1 Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». 1 Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. 1 Практическая работа. Оригами «Кошка». 1 Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». 1 Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». 1 Куб. Игра «Кубики для всех». 1 Участие в школьной олимпиаде. 1 Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. 1 Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба. 1 Куб. Площадь полной поверхности куба. 1 Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку. 1 Равносторонний и равнобедренный треугольники. 1 Графический диктант «Пирамида». 1 Измерение углов. Транспортир. 1 Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. 1 Осевая симметрия. 1 Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек». 1 Прямоугольный параллелепипед. 1 Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность. 1 Цилиндр. 1 Задание на развитие пространственного мышления. 1 Конус. 1 Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание. 1 Пирамида. 1 Моделирование пирамиды. Развёртка. 1 Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Игра «Узнай по развёртке». 1 Подведение итогов обучения. Смотр знаний. 1 ИТОГО: 68 часов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
Список литературы для учащихся.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174