Рабочая программа по предметному курсу Современный русский язык 11 класс (ФГОС)
Пояснительная записка
Данный курс учитывает специфику КИМов, дает комментарий к заданиям. При этом рассматриваются наиболее ложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. Своеобразие и специфика данного курса состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределен по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
Планирование составлено на основе авторской программы Влодавской Е.А. «Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену», Москва, «Экзамен», 2007
Место предмета в БУП
Содержание и формы учебного процесса определяются Федеральными Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:
• воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;
•дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;
•освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
•овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
•применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию, закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способности учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Учебно-тематическое планирование
Раздел Кол-во
часов
Теоретические
занятия К/РРР
Синтаксис и пунктуация 8 7 1 -
Речь. Функциональные стили речи 16 12 - 4
Общие сведения о языке 3 3 - -
Повторение 7 6 1 -
Итого 34 28 2 4
Содержание тем учебного курса
Синтаксис и пунктуация.
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи. Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи.
Речь. Функциональные стили речи.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: очерк. Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Общие сведения о языке.
Культура речи и языковая норма. Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение.
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания. Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:
осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, осознание себя как языковой личности, понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком, понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале, стремление к речевому самосовершенствованию, способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увлечение продуктивного, рецептивного и потенционального словаря, расширение круга используемых языковых о речевых средств.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования, способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей, умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией, защищать проектные работы, участвовать в спорах и диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками , учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умениями анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения русского языка ученик должен освоить:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. В результате изучения русского языка ученик должен научиться:
информационно-смысловой переработке текста в процессе чтения и аудирования: воспринимать информацию, комментировать и оценивать; использование основных видов чтения; извлечение необходимой информации из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
созданию устного и письменного речевого высказывания: создавать устные и письменные высказывания, формулировать основную мысль собственного высказывания, высказывать свою позицию по вопросу, владеть приемами редактирования текста;
анализу текста и языковых единиц: проводить разные виды языкового разбора, опознавать и анализировать языковые единицы, анализировать тексты различных стилей;
соблюдению языковых норм и правил речевого поведения: применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы, эффективно использовать языковые единицы в речи, соблюдать нормы речевого поведения.
Учебно-методическое обеспечение
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2003
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: Вако, 2004
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы (авторы-составители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.: Просвещение, 2011
Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2004. – 72 с.