Статья Значение информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии
Значение информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии
Учитель биологии Ревина Н.А.
Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения .
Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание предмета биологии на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности того или иного учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач, позволяет перейти от лекционной формы обучения к конструктивным исследовательски-направленным занятиям.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
За последнее время для учащихся и учителей биологии разработаны, и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, и экзаменаторы.
Форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.
Я считаю презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, т.д. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.
Урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Использую и специализированные программные средства по биологии:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры ( 1С.репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
учебно-игровые.
Использование информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока:
Этап урока
Использование ИКТ
1. Вводно-мотивационный
Использование электронных учебников, презентаций для постановки учебных целей, задач, для повышения мотивации
2. Операционно-содержательный
- работа с электронными учебниками, лабораторными практикумами в зависимости от типа урока;
- учащиеся получают задания по сбору материала на определенную тему или проблему;
- выбор темы для проекта, исследования;
- подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;
- анализ полученных материалов;
- коррекция и отбор лучшего материала
- подготовка презентаций;
3.Рефлексивно-оценочный
Защита презентации, осуществление автоматического контроля
Тема: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
(10 класс)
Содержание
_______________
Деятельность учащихся
________________________
Деятельность учителя
___________________________
1. История представлений о происхождении жизни
Защита проектов:
Представления древних и средневековых философов;
Работы Луи Пастера;
Теории вечности жизни;
Материалистические теории о происхождении жизни
Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе
2. Современные представления о возникновении жизни
Работа с электронным учебником «Биология 10 класс» (К\М); учащиеся получают задания по сбору материала на определенную тему;
- выбор темы для проекта.
Внеучебная деятельность: подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;
- анализ полученных материалов;
- коррекция и отбор лучшего материала
- подготовка презентаций
Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе
3. Теории происхождения протобиополи-меров
Защита проектов:
Термическая теория;
Низкотемпературная теория;
Теория адсорбции; Коацерватная теория
Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе, осуществление автоматического контроля
4. Эволюция протобионтов
Работа с электронным учебником «Биология 10 класс» (К\М и 1С ОБРАЗОВАНИЕ)
осуществление автоматического контроля
5. Начальные этапы биологической эволюции
Работа с электронным учебником « Биология 10 класс» (К\М и 1С ОБРАЗОВАНИЕ)
Использование электронной презентации на вводно-мотивационном этапе, осуществление автоматического контроля
Проделав данную работу, обучающиеся учатся анализировать, выбирать нужный материал, представлять его в электронном виде, а также создают уникальную базу данных электронных презентаций по предмету, что в дальнейшем используется на уроках биологии. Кроме этого, используя компьютерные технологии, учащиеся создают различные обучающие и демонстрационные модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, внеклассной работе и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
в составлении синквейнов по темам, процессам;
в составлении опорных схем и конспектов;
в подготовке различных сообщений и докладов;
в изготовлении презентаций.
Система работы направлена на формировании ключевых компетентностей у учащихся. Диагностика выявляет развитие информационно-коммуникативных компетентностей в связи с применением информационных технологий, повышение мотивации учащихся к урокам биологии, активизацию познавательной деятельности. Результаты анкетирования показали, что такие формы работы «интересны», «познавательны» учащимся, «нужны» им, «пригодятся в будущем».
Развитие информационно-коммуникативных компетентностей необходимо учащимся при выполнении исследовательских работ: умение ставить цель, задачи, поиск и анализ литературы, умение обосновывать, сравнивать, делать выводы, умение доступно презентовать свою работу - вот лишь небольшой перечень необходимых навыков для исследователя.
В результате сформированности информационно-коммуникативных компетентностей учащиеся владеют новыми технологиями, умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, вести дискуссию, отстаивать свои позиции. А, значит, ребята подготовлены к жизни в информационном обществе, такому человеку будет проще реализовать себя.
Таким образом, использование средств новых информационных технологий на уроках биологии обеспечивает:
Экономию времени при объяснении нового материала;
Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Список литературы
1.Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.
3.Ученик в обновляющейся школе// Сб.науч.трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО,2002
4. Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . - 2005. - № 2 - с. 113–121.
5.Технология проектного обучения.// Биология в школе.- 2003. - № 3.
6.Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». Москва, 2003.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.
8.Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
9.Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
10.Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145.