Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы Путешествие в страну времени
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Составитель проекта:
воспитатель
Чакий Ирина Владимировна
Бийск, 2015 год
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4.Результативность
5.Формы, методы и приёмы
6.Список литературы
7.Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: групповой
Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяца: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2015г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.
Заключительный этап: декабрь 2015г.
Исполнители :
- дети;
- воспитатель;
- родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»Леонардо да Винчи
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории(год, месяц, неделя, день недели, названия месяцев и дней недели, сутки, название частей суток, час, минута)
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность:
У воспитанников развито представление о времени.
Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
диагностика ориентации во времени детей;
составление календарного плана;
подбор подходящих дидактических игр;
разработка конспектов занятий поданной теме;
чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
проведение конкурса
развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
фото - коллаж;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап
месяц
область
Название
задачи
Октябрь
Игровая,
Учебная
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
Дидактическая игра:
«Закончи предложение»
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для определения времени.
Учить определять число, месяц и день недели.
Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Закрепить изучение последовательности дней недели.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Ноябрь
Игровая,
Учебная
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время. »
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Научить определять время с помощью часов
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью часов
Научить определять время с помощью часов
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Декабрь
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
Беседа: «Что такое время? »
Итоговое занятие по изучению времени.
Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду/Т.Н. Доронова,
В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Анкетный опрос
Дата: «___»______________ 20__ г.
Цель: Выяснить у родителей уровень осведомленности о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задание:
Внимательно прочитайте вопросы, и отметьте (+ знаю; v знаю немного; - не имею представления).
№
Вопросы
1.
Что вы знаете о формировании у детей представлений о временах года?
2.
Что вы знаете о формировании у детей представлений о признаках времен года?
3.
Что вы знаете о формировании у детей представлений о частях суток?
4.
Что вы знаете о формировании у детей представлений о днях недели?
5.
Должен ли ребенок уметь пользоваться календарем?
6.
Что вы знаете о формировании у детей представлений о процессе измерения временного интервала?
7.
Что вы знаете о формировании у детей умения ориентироваться в показаниях часов со стрелками (с точностью до часа)?
8.
Знаете ли вы как научить ребенка планировать свою деятельность?
Спасибо за участие в анкетировании!
Материалы для консультации с родителями: «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы».
Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.
Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений:
адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодня - завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т.д.);
понимание последовательности событий, действий, явлений.
При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:
каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белая, лето красивое – красное и т.д.
каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.
Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует использовать в совместной деятельности с детьми пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, прочитав стихотворение о Мухе-чистюхе Я. Бжехва:
Жила-была Муха-чистюха. Всё время купалась Муха. Купалась она в воскресенье В отличном клубничном варенье. В понедельник – в вишневой наливке.Во вторник – в томатной подливке.В среду – в лимонном желе.В четверг – в киселе и смоле. В пятницу – в простокваше, В компоте и в манной кашеВ субботу, помывшись в чернилах, Сказала: “Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, чище не стала”.
Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.
Тематические картинки: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Картотека игр:
«Закончи предложение»:
Ход игры. Детям предлагается закончить предложение начатое воспитателем:
- Перед понедельником идет воскресенье, а после среды
- Летом солнце светит ярко, а зимой –
- Если сегодня вторник, то завтра будет
«Лови, бросай времена года называй»:
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - времена года; Дети: -Весна, Лето, и т.д.
«Заяц, заяц, сколько время?»
Дети выбирают ведущего, который становится «зайцем». Игроки располагаются на значительном расстоянии от ведущего и хором произносят:
Заяц, заяц, сколько время?
Я спешу на день рожденья.
У меня часы стоят
Ничего не говорят.
После этих слов ведущий-«заяц» просит изобразить игроков какой-нибудь предмет или животное, например муравья, зонтик, верблюда и т. д.
Игроки, изображая названное ведущим животное или предмет, двигаются к нему. Кто первым доберется до «зайца», тот выиграл и сам становится «зайцем».
Сюжетно – ролевая игра:
«Семья. Распорядок дня»
Игра способствует ориентации ребенка во времени, закрепляет представление о режиме дня. Так же игра способствует расширению словарного запаса словами, обозначающими временные категории.
Что нужно: картинки обозначающие части суток, куклы, ванночка, набор посуды, исполняющие роли членов семьи.
Викторина:
« Наш веселый календарь»
Все дети делятся на 4 команды, каждая из них выполняет предложение задания. Та команда, которая выполняет быстрее и правильнее задание получает «звездочку». В конце проведения викторины подсчитываются баллы участников для определения победителя.
Задание 1: «Правильные слова»». В данной игре необходимо иметь заготовку слов, которые характеризует пору году: теплая, снежная, дождливая, солнечная и т.д. Взрослый называет пору года, к примеру, осень. Ребенок должен подобрать из списка подходящие для этой поры года имена прилагательные. Побеждает та команда которая назовет большее количество прилагательных характеризующих данное время года.
Задание 2: Ответьте на вопросы быстро и правильно. За каждый правильный ответ команда получает звезду.
В какое время года начинается новый год?
Зима
С какого месяца начинается новый год?
Январь
Каким месяцем год заканчивается?
Декабрем
Какое время года самое солнечное?
Лето
Сам дней не знает, а другим указывает?
Календарь
Ходит сама – и снег, и лёд,А уходит – слёзы льёт.
Зима
Шагает красавица,Легко земли касается.Идёт на поле, на реку,И по снежку, и по цветку.
Весна
Солнце печёт,Липа цветёт,Рожь поспевает,Когда это бывает?Летом
Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю.Осень
Задание 3: Вопросы по рассказу:
«Четыре желания»Автор рассказа: Константин Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: Уж как весело зимой! Я бы хотел чтобы всё зима была. Запиши твоё желание в мою карманную книжку, сказал отец.Митя записал.Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.И это желание Мити было записано в ту же книжку.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: Осень лучше всех времён года!Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Как главный герой рассказа Митя относился к разным временам года?Ответ: радостно, восторженно
Как вы думаете, почему?Ответ: потому что каждое время годы по-своему прекрасно
Какое у вас любимое время года?Ответы: зима, весна, лето, осень
«Все времена года одинаково важны и нужны для нас. Мы любим все четыре времени года и с нетерпением ждём их прихода.»
Беседа «Немного истории о часах»
Человек знает часы испокон веков. За свою историю человек придумал и воплотил массу решений для отсчета времени существуют примеры водяных и солнечных часов, кварцевых и атомных, песочных и напольных, наручных и карманных, механические и даже цветочные. Сейчас нельзя встретить жителя населенного пункта, что не знал бы часов. Они нужны и востребованы несмотря ни на что – даже время им не помеха.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Солнечные часы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Песочные часы
1470 год открывает историю изобретения часов, в это время появились первые ходики, которые работали от энергии пружины, а также было создано устройство для завода пружины.
Далее история возникновения часов рассказывает, что начиная с 1480 и по 1411 год часовой мастер Питер Хенлейн из города Нюрнбегра создал первые карманные часы. На данных часах присутствовала только одна стрелка, и они показывали лишь приблизительное время. Форма таких часов напоминала яйцо, отсюда и пошло название «Нюрнбергское яйцо».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В 1485 году известным художником Леонардо да Винчи был создан эскиз устройства для создания башенных часов. Начиная с 1659 года и по 1675 годы были проведены изменения, касающиеся точности часов, а также возникновение первой минутной стрелки. Следом в 1680 году появилась первая секундная стрелка и секундный механизм так был сделан следующий шаг в истории развития часов.На протяжении ста лет шли усовершенствования и уменьшения размеров часового механизма, пока мастера не порадовали нас появлением первого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
В данных часах присутствовал вечный календарь, автоподзавод, а также термометр, индикатор запаса хода, причем задняя крышка часов была изготовлена из хрусталя, что позволяло наблюдать за работой механизма и по сути это были первые про родители [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые очень популярны в наше время.
Художественные произведения для чтения и заучивания наизусть
Заучивание стихотворения С. Баруздина:
«Часы»
Ведут часы секундам счет,Ведут минутам счет.Часы того не подведут,Кто время бережет.
Кто жить умеет по часамИ ценит каждый час,Того не надо по утрамБудить по десять раз
Чтение :
«Сказка о четырех сестричках – временах года»
Ребятишки, садитесь поудобнее и слушайте сказку. Я расскажу вам о четырех сестричках – временах года и о том, как они договорились менять друг друга. Все мы знаем, что за зимой приходит весна, за ней – лето, потом осень, и снова зима. Почему же так происходит? Как времена года смогли договориться между собой?
Поначалу, им это не удавалось. Каждая из сестричек старалась перетянуть одеяло на себя, а люди страдали, не зная, то ли завтра пойдет снег, то ли расцветет акация, а может, полезут из-под земли грибы. И постоянно гибли урожаи, потому что ни с того ни с сего в середине лета мог ударить лютый мороз – и все, молодые посевы замерзали. И вот однажды случилось то, что и должно было случиться: людям надоел этот беспорядок в мире. Они выбрали одного самого умного и послали его поговорить со временами года и решить, кто за кем будет идти. И этим самым умным оказался молодой и очень красивый парень, но его имя, к сожалению, за давностью лет забылось.
Итак, парня попросили спасти все человечество, и он, взвалив на себя этот тяжкий груз, пошел искать жилище всех времен года. Искал долго: шел по горам и полям, переплывал реки, переходил топкие болота. Очень устал, истоптал пятьдесят пар обуви, износил сто одежд, но нашел все-таки дом, в котором обитали времена года, тогда еще безымянные и совершенно дикие.Детки, а ведь вы и не знаете, что у нас, у людей, есть самое лучшее качество: мы умеем говорить. Правильно сказанное слово способно весь мир привести в порядок. Умные речи – это верное средство все исправить. И наш парень, хоть и был еще молод, но прекрасно все это понимал.
Первая, кого он встретил, была Зима, но тогда она еще не носила этого имени. Это была самая старая и самая суровая сестрица, и с ней договориться оказалось сложнее всего. Никак не хотела слушать она юношу, а все норовила заморозить, обратить в лед. Послушай, сказал наш герой, но ведь ты самая почтенная, самая старшая, а значит, и уважения тебе больше всего! Становись-ка ты самой первой, открывай год. Пусть твои метели завывают в самом начале, пусть леденеют сосульки и мерзнут руки. Мы, люди, не боимся трудностей, и встречать их будем сразу! В честь уважения к твоим почтенным сединам – открывай год и зовись Зимой!Понравились Зиме такие лестные слова, пуще прежнего она завыла и шагнула в самое начало года. И до сих пор там стоит, и гордится очень своим почетным первым местом.
А второй юноше встретилась Весна – молодая веселая девчонка, чей смех звучал, как ранние ручейки. Раскидала она свои длинные шелковые волосы – и словно светлее вокруг стало, теплом повеяло. Даже наш герой согрелся, и щеки его порозовели, и руки зябнуть перестали.Но не хотела будущая Весна слушать парня. Смеялась, бегала по полям, и под каждым ее шагом все зеленело, цветы распускались.Ласково заговорил наш герой: Ты – самая красивая, от тебя теплом веет, согреваешь все вокруг. Становись-ка после зимы, ведь когда пройдут ее морозные дни и длинные вечера, каждому захочется тепла и шелковой травы под ногами; каждому захочется проснуться, стряхнуть с себя зимнее оцепенение. Вот тогда и придешь ты, чтобы отогреть и пробудить все живое на земле! А назовем мы тебя ласково – Весною.Лестными показались молодой сестрице эти слова, и шагнула она следом за старшей, и так до сих пор и стоит сразу за Зимой. Приходит, чтобы отогреть нас, и всю землю, и снова вдохнуть жизнь.
А потом юноша встретил совсем маленькую девочку, из рук которой вылетали птенцы, а следом за ней гремел гром и всходил, зрел урожай. Озорная эта девчонка – конечно же, будущее Лето, пока еще дикое и неуправляемое.Зарылось Лето в душистые травы, вскочило, побежало по полю, а вокруг него так и порхают бабочки, и деревья шумят роскошной листвой. Еле-еле догнал его уже порядком уставший юноша. Поймал, взял на руки и говорит: А ты, дитя, ты не пробуждаешь жизнь, ты и есть эта самая жизнь – во всей ее буйной красе, во всех ее многочисленных проявлениях. Следуй-ка сразу за красивой своей сестрицей: вам вдвоем так весело будет, и нам, людям, удобно. Сначала природа наша пробудится от зимнего сна, а потом сразу начнет цвести и урожай приносить, и все правильно будет! А мы тебя почитать станем, и ухаживать за дарами твоими, и ценить каждый тобой подаренный денек! А назовем тебя совсем просто – Лето, во все цвета одето!Понравились Лету такие ласковые слова. Согласилось оно встать следом за юной своей сестричкой. Так до сих пор за Весной и стоит, и греет нас своими лучами, и дарит нам плоды и ягоды.
Ну а последней встретилась юноше будущая Осень – хмурая, в годах уже женщина, но иногда, когда она улыбалась, в ее глазах прокатывались отблески былой молодости. Тогда листья на деревьях сияли всеми красками: желтой, красной, оранжевой, коричневой, багровой, зеленой, даже золотой.Очень красивой в эти моменты становилась четвертая сестра! А тебя мы назовем красиво – Осень, так сказал парень, и будешь ты к нам приходить, когда уже устанем мы от беспечности Весны и буйства Лета, когда придет пора собирать урожай и готовиться к долгому зимнему отдыху. И как только наступишь ты, мы обрадуемся, и встретим тебя со всеми почестями.Осень была самой сговорчивой из сестер, и не стала спорить, и замкнула она год. И по сей день стоит там и никуда с места не сдвинется. Так с тех стародавних пор и повелось: Зима год открывает, Весна за ней приходит, следом Лето прибегает, а за ним приходит постепенно Осень, которая с каждым днем хмурится все больше и больше.
Краткие конспекты занятий
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Цель: знакомство с приемами определения времени по часам.
Орг. Момент :
Тихо тикают часы.
Стрелки – длинные усы.
Час за часом каждый день
Им ходить совсем не лень.
Круглощёкий циферблат
Подсказать нам время рад.
Цифры – как веснушки.
Шляпка на макушке.
Эта шляпка в нужный час
Зазвенев, разбудит нас.
Тик-так, тик-так!
Без часов нельзя никак!
Основная часть:
Рассматривание модели часов.
- Маленькая стрелка указывает на количество часов, а та что побольше на количество минут.
Показ часовой и минутной стрелки.
- Минутная стрелка делает полный оборот за 60 минут.
- Часовая стрелка за 60 минут проходит расстояние от одной цифры до другой.
- Когда минутная стрелка проходит пол круга, проходит пол часа. 30 минут - не говорят. Говорят: половина.
- Давайте вместе попробуем определить время по часам.
Молодцы вы отлично со всем справились!
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Я скажу вам по секрету: Видел в небе я комету.А вот вам назвать мне нужноВремя суток. Ну-ка, дружно!(НОЧЬ)
Громко квакнул лягушонок,Тявкнул маленький щенок,Жеребец заржал спросонок,Замурлыкал кот у ног.Птички весело запели,Спрятался под землю крот,Солнце вышло из-за ели.Что же это настаёт?
(УТРО)
Есть в году двенадцать братьев,Со своей красой и силой,Со своим и делом, кстати Не решить, кто самый милый!(Месяцы)
Ох, какой тяжелый день!В этот день вставать всем лень.На работу неохота.Тяжела в тот день работа.
(Понедельник)
Когда роса и солнце,И зелень, и багрянец Все сразу соберетсяНа маленькой поляне?(Утром)
Семеро братиков любят ходитьБыстро, но в очередь, а не гурьбой,Только за первым хочу проследить,Как уж последний идет – выходной.(Дни недели)
На стену повесили мы толстяка Полные, пышные были бока.Потом с каждым днём он худел и худел,Как будто бы год на диете сидел.Когда же последний листок оторвали,Совсем мы того толстяка потеряли.(Календарь)
Ходят очень равномерно,
Направляются вперед.
С каждым шагом их движенья
Мир секунду проживет.
(Часы)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Времена года)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Время)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Дни недели)
hora_1_новый размерPicture 18Описание: hora_1_новый размерњђЗаголовок 1дђЗаголовок 415