Консультация дефектолога для физкультурного работника (дошк.)
-228600200660
(консультация для физкультурного работника)
Учитель-дефектолог
Кожевникова Р.Н.
г. Липецк
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
Логопедическая характеристика детей
Следует отметить, что речевая патология данной категории детей носит многообразный характер. Это и общее недоразвитие речи, и разные типы дизартрий. У детей наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы.
Дети плохо понимают обращенную речь, у них ограниченный словарный запас, нарушено звукопроизношение, плохо развит фонематический слух, наблюдается аграмматизмы в речи. Как правило, это вызвано врожденной патологией или неблагоприятными условиями развития ребенка. Своевременное лечение, коррекция и предупреждение речевых дефектов, отработка технически речи детей представляют собой одно из приоритетных направлений деятельности педагогов.
При этом коррекционная работа осуществляется с момента поступления ребенка в дошкольную группу до окончания полного курса начальной школы.
Особенности психического развития детей
Наличие речевого дефекта у детей параллельно говорит о том, что у детей ярко выражены изменения в психофизическом развитии. Патология в психической сфере, как показывают результаты тестирования, прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти и мышления.
Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Так при анализе предметного изображения, дети с ЗПР выделяют в двое больше объектов, чем их здоровые сверстники, у них нарушены функции активного и произвольного внимания.
Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память.
Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживают в памяти лучше, чем вербальный. Наблюдаются трудности в процессах поэтапного формирования умственных действий и обобщения, низок уровень умственной работоспособности.
Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присуще повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушена произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатках заметно затрудненно общение со сверстниками.
Особенности физического развития
Наблюдается ряд закономерностей в отставании физического развития. К ним относятся:
гипер и гиподинамия;
мышечная напряженность или снижения мышечного тонуса;
нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание, прыжки в длину);
нарушение ручной моторики"
общая скованность и замедленность выполнения движений;
несформированность функций равновесия;
недостаточное развитие чувства ритма;
нарушение ориентировки в пространстве"
замедленность процесса освоения новых движений;
нарушение осанки, плоскостопие;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: скорости, силы, ловкости.
Коррекционная работа
Основными задачами являются:
забота об охране и укрепления здоровья детей, закаливание;
улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического здоровья детей, изучение их динамики;
создание необходимых условий для психической и социальной адаптации;
разработка и содержание коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;
развитие пространственных и координационных, ритмических способностей;
формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь и эмоции;
обогащение познавательной сферы;
развитие коммуникативной инициативы и активности;
построение двигательного ритма;
осуществление координации и взаимодействия логопедических и психопедагогических служб.
Основу коррекционно-оздоровительной работ по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности.
Коррекционно- оздоровительная гимнастика
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы: некоторые из них заторможенные, вялые, другие - чрезмерно возбуждены и не могут сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет положительные эмоции и хороший тонус на целый день.
Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров
Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:
элементы логоритмики. Это движения сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами); они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих движений дети ритмично и без напряжения двигаются;
пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук;
дидактические игры на развитие сенсомоторики.
Релаксация - использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Тренирующая игровая дорожка - обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение данной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков.
Оздоровительный дозированный бег - предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.
Оздоровительные мероприятия после дневного сна - предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.
Психогимнастика - поводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.