Методическая разработка с уроком Инфо гонки в 9 классе

Методическая разработка

Перед школой стоит задача повышения качества образования и воспитания, прочного овладения основами наук, обеспечения более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. Сегодня учителя отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей и профессиональной ориентации каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, системы задач, разработки новых методик обучения в курсе информатики. Поднять работу школы на новый уровень, повысить результаты обучения информатики можно путём индивидуализации обучения, создания дифференцированных заданий. При таких условиях каждый обучающийся может полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом. 
Уроки, ориентированные на моделирование, развивают не только коммуникативные, регулятивные, но и познавательные универсальные учебные действия, поскольку при их изучении обучающиеся продолжают знакомство ещё с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного моделирования.
Методика информационного моделирования связана с вопросами системологии, системного анализа. Степень глубины изучения этих вопросов существенно зависит от уровня подготовленности школьников.
В возрасте 14 – 15 лет дети ещё с трудом воспринимают абстрактные, обобщённые понятия. Поэтому при раскрытии таких понятий я опираюсь на простые, доступные ученикам примеры.
Одной из самых распространённых форм представления информационных моделей являются таблицы. Очень часто в табличной форме представляется информация в различных документах, справочниках, учебниках. Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.
Умение представлять данные в табличной форме – очень полезный общеметодический навык. Практически все школьные предметы используют таблицы, но ни один из них не учит школьников методике построения таблиц. Эту задачу должна взять на себя информатика. Приведение данных к табличной форме является одним из приемов систематизации информации – типовой задачи информатики.
Среди разделов базового курса, относящихся к линии информационных технологий, непосредственное отношение к таблицам имеют базы данных и электронные таблицы. Предварительный разговор о таблицах, их классификации, приёмах оформления считаю полезной пропедевтикой к изучению этих технологий.
Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению я считаю создание ситуации успеха для учеников, которые испытывают определённые трудности в учёбе. Ситуации успеха создаю и путем дифференциации помощи обучающимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности, а также путём поощрения промежуточных действий ученика, то есть путём специального подбадривания его на новые усилия. На уроках стараюсь создать благоприятную морально-психологическую атмосферу в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Во время использования практических методов обучения применяю следующие приемы: постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков. Большое значение придаю использованию на уроках мультимедийного проектора, так как он заметно повышает познавательную активность обучающихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.
Тема моделирования не носит чисто теоретический характер, она не автономна от всех других тем. Большинство последующих разделов базового курса имеют прямое отношение к моделированию, в том числе и темы, относящиеся к технологической линии курса. Изучавшиеся ранее текстовые и графические редакторы, программное обеспечение телекоммуникаций можно отнести к средствам, предназначенным для рутинной работы с информацией: позволяющим набрать текст, построить чертеж, передать или принять информацию по сети. Программные средства информационных технологий, которые предстоит изучать дальше – СУБД, табличные процессоры, следует рассматривать как инструменты для работы с информационными моделями. Алгоритмизация и программирование также имеют прямое отношение к моделированию. Следовательно, линия моделирования является сквозной для многих разделов базового курса
Я думаю, что представленный конспект урока обобщения по теме «Формализация и моделирование» может использовать любой учитель информатики в своей работе. Тема эта достаточно трудная, но интересная. Она позволяет использовать межпредметные связи, расширяет кругозор обучающихся, учит мыслить абстрактно, повышает интерес к предмету.

Урок обобщения «Инфо гонки»
по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе

Цель урока: закрепить основные понятия и этапы моделирования объектов, процессов
Задачи:
- знать определение формализации и моделирования, технологию работы в электронных таблицах,
- уметь выполнять основные этапы моделирования объектов, процессов,
- проконтролировать знания обучающихся.
План урока:
Организация начала занятия (старт).
Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс).
Обобщение и систематизация знаний (2, 3, 4, 5 конкурсы).
Контроль и самопроверка знаний (6 конкурс).
Подведение итогов (финиш).
Ход урока
Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры «Инфо гонки» и начнём с ребуса:

Это то, о чём мы говорим на последних уроках. А процесс создания моделей называется: _________________, представление модели на формальном языке называется: _____________________. Мы завершаем сегодня раздел «Формализация и моделирование». На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале. Кроме этого каждый ученик выставляет себе за конкурс балл в оценочный лист команды, в конце урока подведём итоги.
 Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах.

Первый конкурс «Обязательная программа» - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:
эмблему команды, выполненную в графическом редакторе;
девиз команды - в произвольной форме.
Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).

Второй конкурс «100 Мбайт с препятствиями».
За компьютер направляются по 5 человек из каждой команды, остальные работают с тестами на бумаге.
Запустить программу «MyTest», выбрать тест «Моделирование и формализация», ввести Фамилию и имя, класс: 9, время работы: 12 минут.
Максимум: 10 баллов.
Ответы:











1,2,3
1
1
1
2
3
2
1
1
3

Третий конкурс «Информационный фристайл».
Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовить куклу, игрушечную машину, самолёт; статьи об автомобиле, компьютере, самолёте, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля). У меня в руках два файла, где написаны названия объектов (в одном файле лежит надпись «человек», в другом – «автомобиль»), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту «самолет» соответствует модель «макет самолета» - она относиться к классу «материальные объекты». Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идёт следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:

Модель
Класс модели

























За каждую правильную модель 1 балл.

Четвертый конкурс «Фигурное рисование».
Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по ёмкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.
Записки:
- "Монитор";
- "Клавиатура";
- "Тачпад"; Тачпа
·д (англ. touchpad сенсорная площадка), се
·нсорная пане
·ль указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках.
- "Web-камера";
- "Кнопка питания";
- "Динамики";
- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".
Пятый конкурс «Гимнастика периферийных устройств». В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.
В конвертах лежат листы со следующими названиями:
- принтер;
- сканер;
- колонки;
- модем.
Шестой конкурс «Excel-кёрлинг». В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды парами (включают программу в папке Common, «Для 9 класса 26.02.2013», «Excel Кёрлинг») по моему сигналу. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом в папке Common, «Для 9 класса 26.02.2013» под именем разработчиков.
Задания командам:
1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a)2+b при различных значениях a и b.
2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.
В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.
Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо гонок. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей, ученики выставляют себе итоговую оценку в оценочные листы команд.


Домашнее задание: Составить таблицу «Записная книжка» с помощью программы Microsoft Excel.

Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Телефон
Домашний адрес











Рефлексия
Как итог нашего занятия предлагаю вам составить синквейн – т.е стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором бы вы высказали своё отношение к сегодняшней теме.
Порядок написания синквейна высвечен на слайде:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Список использованной литературы

Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Матвеева Н.В., Ракитина Е.А. Формализация и моделирование // ИНФО. 1999. № 5. С. 11-14.
Мясникова О.К.. Моделирование и формализация, Информатика и образование №9’2003 с.5-11
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Информатика-9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

Ребус МодельXђ Заголовок 1Xђ Заголовок 2Xђ Заголовок 3Xђ Заголовок 4Xђ Заголовок 5Xђ Заголовок 6Xђ Заголовок 7Xђ Заголовок 8Xђ Заголовок 915