Методическая разработка для педагогов дополнительного образования в области музыкальной педагогики СОВРЕМЕННОЕ ЗАНЯТИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ КЛАССЕ


Методическая разработка для педагогов дополнительного образования в области музыкальной педагогики
Бельченко М.И.,
старший методист
МКУ ДО «Центр детского творчества»
Арзгирского района Ставропольского края
СОВРЕМЕННОЕ ЗАНЯТИЕ
В МУЗЫКАЛЬНОМ КЛАССЕ
Современная социокультурная ситуация, научно-технический прогресс оказывают влияние на педагогов, детей, образовательные учреждения и занятия в них. Необходимость воспитания гармоничной личности – рационально и творчески мыслящего человека – изменяет взгляды на обучение.
Ведущим в развитии современной системы дополнительного образования является личностно ориентированный подход, выявляющий индивидуальные особенности обучающегося, на основе которых создаются педагогические условия для формирования личности.
Важным условием, позволяющим решать задачи современного музыкального образования, является использование интегрированного подхода к обучению, подготовка детей к процессу активного восприятия, понимания информации через слияние в одном учебном материале обобщенных знаний по искусству. Такой способ подачи учебного материала помогает рассматривать музыкальную культуру как целостное явление, применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи и активно выражать себя в творчестве.
Для организации личностно ориентированного подхода к обучению, применяются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), способные обеспечить эффективное усвоение знаний, приобретение умений и навыков обучающимися. Это даёт толчок к развитию навыков самообучения и грамотности при работе с электронными источниками информации (Интернет, презентации, мультимедиа и т. д.).
Совершенствование образовательного процесса (приемов, организационных форм, современных технологий обучения) стимулирует творческую активность обучающихся. Разработка и внедрение активных методов обучения – один из самых актуальных вопросов в системе дополнительного образования.
Основной формой организации образовательного процесса в системе дополнительного образования является занятие.
Условия организации занятия – это факторы, необходимые для продуктивного образовательного процесса.
Выделяются следующие условия:
Социально-педагогические:
- наличие квалифицированного, творчески работающего педагога;
- наличие обучающегося (коллектива обучающихся).
Психолого-дидактические:
Психологические:
- гуманность – уважение личности и прав субъектов образовательного процесса, признание их личностного роста;
- экологичность – ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы обучения, обеспечивающие безопасную атмосферу общения;
- демократичность – педагог стремится занять позицию равноправного сотрудничества, партнёрства и соучастия с родителями, обучающимися и коллегами;
- конструктивность – работа педагога направлена не на выявление ошибок, нарушений и т. п., а на поиск ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса;
- открытость – действия педагога осуществляются гласно и открыто.
1.2.2 Дидактические предполагают:
- наличие системы работы по развитию умственных и познавательных способностей обучающихся (обучающегося);
- планирование занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся (обучающегося);
- стимулирование педагогом мотивации к обучению, интереса обучающихся (обучающегося) к образовательной деятельности;
- планирование и применение приемов и методов работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления обучающихся (обучающегося) система вопросов, создание проблемных ситуаций, организация поисковой и исследовательской работы обучающихся (обучающегося) на занятии, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности обучающихся (обучающегося);- баланс эмоционального и рационального на занятии (учёт индивидуальных возрастных особенностей, необходимость смены видов деятельности на занятии и т. д.);
- гармоничное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся (обучающегося) на занятии;
- целенаправленную работу по дифференциации процесса обучения (при групповой форме занятий) и учету индивидуальных особенностей (при индивидуальной форме занятий).
Гигиенические требования к проведению занятия:
- температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;
- регулярные проветривания учебного помещения;
- достаточное освещение учебного помещения;
- предупреждение утомления (своевременное и качественное проведение физкультминуток, чередование видов деятельности);
- правильная посадка обучающегося за инструментом;
- расположение оборудования (музыкального инструмента) относительно источника света (освещение слева).
Форма организации учебного процесса – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся (обучающегося), осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Основной формой организации образовательного процесса в ЦДТ является занятие (урок).
Форма организации учебного процесса классифицируется по двум критериям:
- количественному;
- содержательному.
По количественному критерию занятие может быть групповым и индивидуальным.
По содержательному – традиционным, нетрадиционным, традицион-ным с элементами нетрадиционного.
Выделяют следующие пять типов занятий:
- изучения нового учебного материала;
- совершенствования знаний, умений и навыков;
- обобщения и систематизации;
- комбинированные уроки;
- контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
- Изучение нового учебного материала:
Цель – овладение новым материалом (усвоение новых понятий и способов деятельности, самостоятельной поисковой деятельности).
Формы: объяснение педагога с привлечением обучающихся к обсуждению отдельных вопросов, положений и т. д.
Такой тип занятия применяется на теоретических дисциплинах: музыкальная литература, сольфеджио, история искусств и т. д.).- Совершенствование знаний, умений и навыков (занятия по закреплению изучаемого материала; повторению; комплексному применению знаний, умений и навыков; формированию умений и навыков.)
Цель – систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление, и применение на практике ранее усвоенных знаний и представлений; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
Может применяться на всех занятиях в ЦДТ.
- Обобщение и систематизация
Цель – установление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным вопросам программы. Осознание системного характера деятельности, раскрытие способов решения типовых задач и постепенное овладение опытом их переноса в иные условия.
Этот тип также может применяться на всех занятиях.
- Комбинированное занятие.
В процессе комбинированного занятия решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов занятий, описанных выше – овладение новым материалом, работа над совершенствованием знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация полученных знаний и умений.
Наиболее часто применяемый тип занятия в ЦДТ.
- Контроль и коррекция знаний, умений и навыков
Цель – оценка результатов обучения, уровня усвоения обучающимися (обучающимся) материала, системы понятий изучаемого предмета, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности. Установление диагностики уровня обученности и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекций в процессе учения в соответствии с диагностикой.
Занятия контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяются в обычно в качестве контрольных и итоговых занятий. В зависимости от формы и цели определяются этапы занятия.
В традиционной педагогике существуют следующие этапы:
– организационный;
– проверки домашнего задания;
– проверки знаний, умений, навыков;
–подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
– усвоения новых знаний;
– проверки понимания обучающимися нового материала;
– закрепления нового материала;
– информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
– подведения итогов занятия.
- Организационный этап.
Данный этап рекомендуется проводить на всех типах занятия. Его задачи – подготовить обучающихся (обучающегося) к работе на занятии. Этап включает в себя взаимные приветствия педагога и обучающихся (обучающегося); фиксацию отсутствующих (при групповой форме обучения), проверку подготовленности обучающихся (обучающегося) к занятию.Этап должен занимать небольшой временной промежуток.
- Этап проверки домашнего задания.
Цель этапа – выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить недостатки и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.
При проведении этапа важна оперативность; использование педагогом системы приемов (поисковые, творческие, индивидуальные задания), позволяющих проверить домашнее задание у большинства обучающихся (при групповой форме занятий); учет индивидуальных особенностей обучающихся (обучающегося) и специфики изучаемого материала.
Для последующей продуктивной работы рекомендуется проводить данный этап на большинстве занятий.
- Этап проверки ЗУН (знаний, умений, навыков).
На данном этапе проводится глубокая и всесторонняя проверка знания обучающихся (обучающегося); выявление причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.Проверка может осуществляться различными методами (постановка дополнительных вопросов для проверки прочности и глубины учебного материала; создание нестандартных ситуаций, стимулирующих формирование критического мышления у обучающихся; поиск более полных и правильных ответов на поставленные вопросы) объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления обучающихся (обучающегося); проверка степени сформированности умений и навыков; привлечение обучающихся (обучающегося) к исправлению ошибок.Этот этап может носить кратковременный характер, а может занимать большую часть занятия (например, на занятии контроля и коррекции знаний, умений и навыков).
- Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Основные задачи педагога на этапе подготовки обучающихся к усвоению материала – организовать и направить к цели творческую, продуктивную деятельность обучающихся (обучающегося).
В содержание этапа входит формулировка педагогом цели, значимости нового учебного материала, учебной проблемы; показать обучающимся (обучающемуся), к какому результату они должны прийти в конце занятия, какими практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности должны овладеть. - Этап усвоения новых знаний.
Основная задача этого этапа занятия – дать обучающимся (обучающемуся) конкретное представление об изучаемом приёме или способе практической деятельности, художественном явлении; добиться от обучающихся (обучающегося) восприятия, понимания и осознанного выполнения задания.
Реализация этих задач может выполняться педагогом различными способами – через сообщение (либо показ) нового материала, актуализацию личного, имеющегося опыта практической деятельности опыта обучающихся (обучающегося) и т. д. При проведении этапа усвоения новых знаний педагогом должна быть обеспечена стимуляция интереса к рассматриваемому художественному явлению, доступность и последовательность в изложении, продумана оптимальность темпа изучения и усвоения нового материала. - Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
Основная задача этапа – установить степень усвоения обучающимися (обучающимся) нового материала, уровня сформированности представлений и умений практической художественной деятельности. Уровень теоретических и исполнительских задач, выходит на уровень «понимать – контролировать», для чего требуется активная мыслительная деятельность обучающихся (обучающегося). - Этап закрепления нового материала.
Закрепление полученных знаний и умений, техники изучения (исполнительских приемов при индивидуальной форме работы) и домашней работы над новым материалом; обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении задания – содержание этапа закрепления нового материала.
- Этап информирования обучающихся (обучающегося) о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Необходимо сообщить обучающимся (обучающемуся) о содержании домашнего задании, дать разъяснения по его выполнению, сформулировать возможный результат домашней работы, (раскрыть алгоритм выполнения домашнего задания: повторение ранее изученного материала, дифференцированные творческие задания). Педагогом заранее должен быть продуман объём домашнего задания (не должен превышать 2/3 сделанного в классе). На этом этапе педагогу рекомендовано применять дифференцированные творческие задания (при групповой форме обучения).
Хорошему результату предшествует объяснение цели домашней работы педагогом, разъяснение методов и приемов, последовательности выполнения домашней работы.
Рекомендуется обязательное и систематическое выполнение этого этапа в границах занятия.
- Подведение итогов занятия.
Этап подведения итогов на занятии очень важен. Он дает возможность проанализировать, дать оценку результатов учебной деятельности обучающихся, наметить перспективу развития на будущее.
В содержание этого этапа входит оценка работы обучающихся (обучающегося) педагогом, самооценка результатов учебной деятельности самим обучающимся. Рекомендуется максимальное участие обучающихся в оценке своей работы – рефлексия.
Из вышеназванных этапов организационный и этап подведения итогов занятия должен присутствовать во всех типах занятия, остальные этапы формируются исходя из цели и задач занятия.
Планирование занятия педагогом начинается с определения его цели и задач, установления способов и средств их достижения.
Цель занятия это сформулированное представление о предполагаемом результате занятия.
Задачи занятия – основные этапы достижения цели.
Выделяются три задачи (основные направления достижения цели) – обучающая, развивающая и воспитательная.
Обучающая задача (получение обучающимся (обучающимися) знаний, умений и навыков).
Обучающие требования к занятию предусматривают:
– отбор и формулирование новых понятий, конкретных знаний, умений и навыков (аналитических, практических) для данного занятия;
отбор способов работы для закрепления теоретических понятий, практических, исполнительских умений и навыков;
контроль усвоения знаний, умений и навыков, входящих в содержание занятия.
Развивающая задача
Специфика обучения в ЦДТ состоит в том, что развивающая задача включает в себя в первую очередь развитие творческих способностей обучающихся – эмпатии, воображения, фантазии и т. д.
В комплексе с творческими способностями происходит развитие особенностей личности обучающихся – интеллекта, эмоций, воли, памяти, мышления, интересов, мотивации к обучению и т. д.
Воспитательная задача (качества личности, сформированные под воздействием учебной деятельности).
Воспитательные требования к занятию заключаются в следующем:
усиление воспитательной функции, формирование трудолюбия, нравственности, высоких моральных качеств, любви к Родине, семье, окружающей природе – одно из базовых направлений государственной политики в области образования;
формирование и поддержание интереса к искусству, развитие эстетического вкуса обучающихся (обучающегося).
Для успешной реализации учебной деятельности на занятии педагог должен провести:
отбор материала занятия;
разделение материала на ряд законченных в смысловом отношении блоков
Задачи существуют в неразрывном единстве и могут быть разделены исключительно гипотетически.
Определение этапов занятия, его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
В зависимости от цели и темы занятия определяются тип и этапы занятия, подбираются методы и приемы обучения в соответствии с индивидуальными способностями и уровнем обученности обучающихся (обучающегося).
Установка интеграционных связей содержания занятия с содержанием других учебных предметов и использование этих связей, как при изучении нового материала, так и при усвоении новых знаний и формировании умений обучающихся (обучающегося).
Подбор средств обучения (кино – видео и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).Планирование действий педагога и обучающихся (обучающегося) на всех этапах занятия.
Планирование объема и форм самостоятельной работы обучающихся (обучающегося) на занятии.
Определение приёмов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на занятии и дома.
Дифференциация форм и методов контроля для различных групп обучающихся (при групповой форме работы). Учет индивидуальных особенностей обучающихся (при индивидуальной форме работы).
Определение содержания и объема выполнения домашнего задания.
Определение форм подведения итогов занятия.
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями в соответствии с приложениями: (рекомендовано иметь педагогам без категории и 2 категории план-конспект занятия, педагогам 1-ой и высшей категории – план занятия, который может исключать последовательную и содержательную часть. Для открытых занятий рекомендовано иметь педагогам любой категории план-конспект занятия).Специфика организации индивидуального занятия
Индивидуальное занятие является одним из звеньев в цепи учебного процесса в отделе музыкального творчества. Обучение осуществляется по индивидуальному плану работы обучающегося.
Формы проведения индивидуальных занятий такие же, как и групповые традиционные, нетрадиционные и традиционные с элементами нетрадиционного.Возможно проведение таких нетрадиционных индивидуальных занятий, как урок-игра, урок-состязание, урок-диалог, межпредметный интегрированный урок, урок самостоятельной работы, урок-репетиция, проблемный, показательный и т. д.Специфика организации индивидуального занятия предусматривает личностный подход к процессу обучения. Педагог играет определяющую роль в том, насколько интересно и насыщенно будет занятие для каждого обучающегося его класса.
Методы обучения на индивидуальных занятиях, кроме известных словесных, наглядных, включают в себя метод показа, подражания, наведения, проблемный метод, а также методы эмоционального (дирижирование, подпевание, совместная игра и т. д.) и психологического (особенно перед подготовкой к выступлению) воздействия на обучающегося.Специфика организации группового занятия
Любой из типов занятий можно выстроить в традиционной и нетрадиционной форме. Также возможно построение традиционного занятия с элементами нетрадиционного.
Процесс развития современного образования предусматривает применение различных типов занятия и методов развивающего обучения. Немалая роль в формировании познавательной активности обучающихся отводится так называемым нетрадиционным формам занятия, которые помогают в формировании базовых понятий, адаптации материала к возрастным особенностям обучающихся, применению полученных ими знаний в жизни, развитию интеллекта, расширению кругозора.
В таблице приводится сравнительная характеристика традиционного и нетрадиционного группового занятия. У той и другой формы проведения занятия есть свои достоинства и недостатки. Творческий работающий педагог – основа процесса обучения. Очень важно его умение подбирать необходимую форму проведения занятия, принимая во внимание возрастные и психологические особенности обучающихся (в том числе и возрастную разбежку среди обучающихся одной группы, неодинаковое (7 – 12) количество человек в группах, дифференцированный подход к обучающимся разных специальностей, исходя из уровня одарённости и профессиональной подготовки; также нельзя не учитывать и внешние факторы, накладывающий отпечаток на интеллектуальную и эмоциональную восприимчивость обучающихся, например время проведения занятия (1-ая или 2-ая смена занятий, время суток, пора года и т. д.), направленную на большую продуктивность обучающего процесса (например, изучение нового материала более целесообразно строить в традиционной форме, возможно с некоторыми элементами нетрадиционного, а обобщение и систематизация предусматривает возможность проведения его в нетрадиционной форме, создавая много вариантов для создания более нестандартного подхода к обучению).
Групповое нетрадиционное занятие можно построить как урок-путешествие, урок-викторина, аукцион знаний, урок-диспут, межпредметный интегрированный урок, урок-конкурс и др.
Групповое традиционное занятие с элементами нетрадиционного по структуре строится как традиционное, но один или несколько этапов проводятся в нетрадиционной форме.
Сравнительная таблица
традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий
Элементы Традиционное
занятие Нетрадиционное занятие
Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков
Недостатки:
формирование личности с заданными свойствами Достоинства:
развитие творческого потенциала и личности обучающихсяСодержание учебного материала Достоинства:
возможность усвоения наибольшего объёма информации, систематичность в изложении знаний
Недостатки:
информация носит преимущественно фактологический характер,
репродуктивный характер практической деятельности Достоинства:
более глубокое изучение учебного материала, выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала формированию у обучающихся критичности мышления.Недостатки:
меньший объем изучаемого материала
Организация учебного процесса Достоинства:
четкая структура занятия.
Недостатки:
шаблонность, однообразие; низкий уровень самостоятельности, преимущественно репродуктивный характер обучающей деятельности: сообщение готовых знаний, «обучение по образцу», отсутствие возможностей критического мышления
обучающихся.
Формы занятия:
лекция, семинар и т.д. Достоинства:
внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности; разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления.
Недостатки:
большие затраты времени
Формы занятия:
урок - учебная игра, учебная дискуссия, урок-конкурс и т. д.
Методы и формы учебной деятельности обучающихся
и работы педагога Достоинства:
педагог определяет цели занятия, планирует деятельность обучающихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание
Недостатки:
преобладание монолога педагога Достоинства:
стимулирования интереса и мотивации к учебной деятельности обучающихся,
применение педагогом проблемно-поисковых методов, методов, способствующих саморазвитиюпедагога и самостоятельности обучающихся
Недостатки:
меньшие возможности для контроля со стороны педагога
Деятельность педагога по процессу управления усвоением материала.
Достоинства: контролируемость и прогнозирование
результатов обучения
Недостатки:
слабая обратная связь (обучающийся – педагог) Достоинства:
сильная обратная связь (обучающийся – педагог),
приоритет стимулирующей деятельности педагога, совместная рефлексивная деятельность педагога и обчающихсяНедостатки:
трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения
Специфика организации группового занятия (музыкальная литература, сольфеджио, и т. д.) состоит в получении обучающимися конкретных теоретических знаний по данному предмету. Базовые, опорные понятия должны усвоить все обучающиеся. Исходя из этого, педагогу этих дисциплин следует планировать свою работу и выбирать форму проведения занятия.
Так, занятия изучения нового материала более целесообразно для более быстрого и прочного усвоения учебного материала проводить в традиционной форме.
На занятиях совершенствования знаний, умений и навыков и обобщения и систематизации учебного материала желательна работа в нетрадиционной форме (по карточкам (дифференцированный подход), применение схем, кроссвордов, обеспечивающих наглядность и логику запоминания материала, занятия с презентациями, выводимыми на экран и т. д.).
Комбинированные занятия предполагают смену различных задач и соответственно форма проведения каждого этапа данного занятия может быть различной.
Занятия контроля и коррекции знаний, умений и навыков – итоговое занятие по блоку изученного учебного материала. При его проведении возможно использование традиционных форм работы (опрос, контрольная работа, тесты и т. д.), но возможны нетрадиционные подходы к проверке знаний (например, многоуровневые задания – система опроса с учетом индивидуальных способностей и т. д.). На этом типе занятия все обучающиеся должны получить оценку, поэтому важно умение педагога быстро и качественно организовать опрос, не создавая неблагоприятную обстановку на занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема плана-конспекта занятия
Дата______________________
Класс / обучающийся (год обучения)_____________________ ___________
Тема: (в соответствии с индивидуальным планом). ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи занятия:
Обучающая (получение обучающимся знаний, умений и навыков)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Развивающая (логические операции, приемы умственной деятельности и специализированные знания и умения, которые обучающийся усвоит на занятии)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитывающая (качества личности, сформированные под воздействием учебной деятельности)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип занятия:______________________________________________________
Формы проведения занятия:________________________________________
Приемы, методы обучения:_________________________________________
__________________________________________________________________
Оборудование (если имеются и необходимы для достижения цели – ТСО, средства наглядности): ________________________________________________________________
Последовательность этапов занятия:
организационный;
усвоение новых знаний;
проверка домашнего задания;
закрепление новых знаний;
проверка знаний;
рефлексия;
информация о домашнем задании.
Содержательная часть занятия:
этапы занятия;
время, отводимое на проведение каждого этапа;
приемы, методы, применяемые для достижения дидактических целей каждого этапа и всего занятия в целом.
содержание этапа.
действия обучающихся, действия педагога.
аналитическая часть занятия: самоанализ занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самоанализ занятия
Для успешной учебной деятельности, устранения и коррекции недостатков в планировании и проведении занятия педагог должен уметь анализировать своё занятие Самоанализ занятия делается после его проведения.
Основные вопросы для самоанализа занятия
Охарактеризовать обучающегося, с которым проводилось занятие. Разъяснить, как были учтены личностные особенности обучающегося.
Указать:
тему занятия;
место темы в общей схеме занятий и тем;
степень сложности темы для данного обучающегося.
Охарактеризовать цель занятия. Сопоставить ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия.
Обозначить задачи занятия: обучающие, развивающие, воспитательные.
Дать определение типа занятия.
Охарактеризовать этапы занятия.
Охарактеризовать методы обучения.
Охарактеризовать формы организации познавательной деятельности обучающегося.
Указать:
свою оценку результатов решения основных задач занятия;
соответствие запланированного хода занятия, проведенному;
затруднения, возникшие в процессе занятия;
положительные качества занятия.
Содержание самоанализа занятия
Групповая форма работы
Характеристика группы Индивидуальная форма работы
Характеристика обучающегосяХарактеристика группы в целом, групповая дифференциация (количественное соотношение сильных и слабых обучающихся в группе), уровень специальных способностей группы в целом и их градация Уровень специальных способностей, технические данные, соответствие исполнительского аппарата обучающегося выбранной специализации
Психологическая характеристика обучающихся (подгрупп) и её влияние на результаты обучения: особенности познавательной деятельности, уровень сформированности мыслительных операций, самостоятельности, работоспособности и т. д. Общее развитие: состояние моторики, координации движений, утомляемость, быстрота реакции.
Особенности личности:
особенности познавательной деятельности (когнитивная сфера):
внимание, восприятие, память, мышление, умение устанавливать причинно-следственные зависимости, делать самостоятельные выводы, умение самостоятельно заниматься, объем, глубина, качество знаний;эмоционально-волевая сфера:
глубина, устойчивость чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, восприимчивость, особенности воли, ответственность, самооценка;мотивационная сфера:
направленность личности, (преобладание познавательных, развлекательных, творческих мотивов и т. д.), потребности, характер интересов;
деятельно-поведенческая сфера:
работоспособность, собранность, отношение к занятиям, соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома, самостоятельность поведения, социализация личности.
Обучающиеся, нуждающиеся в индивидуальной поддержке Недостатки в развитии обучающегося и задачи по их преодолению
Одаренные и способные дети, их потребности в процессе обучения Успехи обучающегося2. Тема, цель и задачи занятия:
тема занятия (полная формулировка);
выделение цели занятия и её конкретизации в зависимости от этапов занятия;
задачи обучающие;
задачи развивающие;
задачи воспитательные.
3. Обзор занятия:
структура занятия с учётом особенностей восприятия обучающегося
подробная характеристика всех этапов занятия;
подбор материала для каждого этапа занятия (с учётом «психологизации» занятия, т. е. более активного использования педагогом предпочтений обучающихся, основанного на личностно ориентированном подходе);
использованные приемы и методы обучения, их эффективность;
характеристики уровня сложности конкретных заданий;
формы работы на занятии, их эффективность; использование различных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей занятия;
оборудование занятия, его назначение;
психологические подходы на конкретных этапах занятия к обучающемуся, направленные на стимулирование самоценной образовательной деятельности обучающегося, и обеспечивающие возможность самообразования, саморазвития, самовыражения обучающегося;
уровень активности, внимания и работоспособности обучающихся на каждом этапе занятия; способы их поддержки;
пути устранения перегрузки на занятии.
Подведение итогов:
успешность в решении поставленных задач;
оценка деятельности обучающегося;
психолого-педагогический контакт с обучающимся;
недостатки в организации занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм анализа посещения занятия
Триединая дидактическая цель занятия – обучающая, развивающая, воспитательная.
Соответствие проведенного занятия поставленной цели. Конкретность формулировки цели, актуальность ее для обучающихся (обучающегося).
Содержание учебного материала.
Соответствие содержания поставленным целям.
Оптимальность объема материала, перегруженность дополнительной информацией (если имеется).
Доступная, последовательная подача учебного материала, развивающая интерес обучающихся (обучающегося).
Присутствие уровневого деления учебного материала (при групповой форме работы)
Гибкость и мобильность педагога.
3. Методы обучения.
Оптимальный выбор методов обучения на занятии:
соответствие методов обучения задачам этапа и цели занятия;
соответствие методов обучения содержанию учебного материала;
учёт уровня специальных возможностей обучающихся (обучающегося) (дифференциация при групповой обучении, личностно-ориентированный подход при индивидуальном обучении;учет фактора времени.
Приемы, используемые для реализации выбранных методов обучения.
4. Формы организации познавательной деятельности:
Доминирующая форма организации познавательной деятельности на занятии.
В какой мере форма организации познавательной деятельности способствовала достижению цели занятия.
Вопросы, решаемые в процессе организации познавательной деятельности обучающихся (обучающегося) – развитие творческих способностей, познавательного интереса, самостоятельность мышления, создание психологического комфорта и т. д. Методические приемы, применяемые педагогом для активизации творческой деятельности обучающихся.

5. Реализованный результат.
Соответствие результата поставленным целям занятия.
Эффективность контроля на занятии.
По данному алгоритму проводится устный анализ занятия, а основные моменты хода занятия, замечания и предложения, выводы фиксируются в листе посещения занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист посещения индивидуального занятия
Дата__________________________________________________________
Ф. И. обучающегося_____________________________________________
Учебный предмет___________________________________________________
Ф. И. О.педагога____________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________
Цель занятия_______________________________________________________
Задачи занятия_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип занятия________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________
Цель посещения____________________________________________________
Ф.И.О. посещающего, должность_____________________________________
__________________________________________________________________
Ход занятия Замечания, предложения
Выводы по занятию:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(В зависимости от цели посещения занятия, проверяющий в графе «Выводы по занятию» фиксирует положительные моменты и недостатки в организации, содержании и проведении занятия)
Предложения
___________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Предложения должны содержать решение проблемных вопросов и рекомендации по их устранению, а также отражать цель посещения.)