КТП поФГОС музыка 5 класс по программе Науменко, Алеев с планируемыми результатами УУД
№ Дата Тема Основное содержание обучения Основные виды практической деятельности на уроке Планируемые результаты обучения Прим.
План Факт Предметные Личностные Метапредметные 1 02.сен Музыка рассказывает обо всём (1ч) Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке.Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» (пение). Слушание Таривердиев Маленький принц; хоровое пение"Песня о дружбе Творческое задание Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства.Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека.Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. 2 09.сен Истоки (1ч) Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. "Слушание Чайковский "Времена года» "Октябрь "хоровое пение Песня о дружбе Понимать единство истоков различных видов искусства.
Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия).Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения Личностные: формирование духовно-нравственных оснований Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию.Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. 3 16.сен Искусство открывает мир (1ч) Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Слушание хоровое пение М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц литература. Де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Х.К. Андерсен. Соловей. Творческое задание Какие миры открывает искусство
Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. 4 23.сен Искусства различны, тема едина (1ч) Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений Музыкальный материал: Поэзия:А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Живопись:И.Левитан. Осенний день. Сокольники П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание) хоровое пение"Песня о дружбе Творческое задание Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства
Знать основные темы в искусстве.Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи. Личностные: совершенствование художественного вкуса. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения 5 30.сен Два великих начала искусства (1ч) Слово и музыка – могучие силы искусства.
Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.
Слушание М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь.
Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».
Хоровое пение Крылатые качели Творческое задание Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи.6 07.окт«Стань музыкою слово!» (1ч) Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (
Слушание финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского Мусоргский «Детская» хоровое пение Крылатые качели Творческое задание Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой
Знать о различных жанрах вокальной музыки.Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки. Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. "Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. 7 14.октМузыка «дружит» не только с поэзией (1ч) Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского).
Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.
Слушание М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» хоровое пение Крылатые качели Творческое задание Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
"Знать понятие «песни без слов».Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; 8 21.октПесня – верный спутник человека (1ч). Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева.Художественный материал:
Литература
Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент;
В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент.
В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении)
Творческое задание Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера Музыкальный материал: Мендельсон «Песня без слов №14» Чайковский «Концерт №1» Баснер "С чего начинается Родина" Песенка о медведях Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. 9 28.октЗаключительный урок - викторина Музыкальный материал 1 четверти
Урок - викторина хоровое пение Песенка о медведях Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. 10 11.ноя Мир русской песни (1ч) О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.КозловаАх ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении); Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения. 11 18.ноя Песни народов мира (1ч) Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона:Слушание : песни народов мира хоровое пение "Пропала собака"Творческое задание Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.
Знать характеристику и отличия народных песен мира.Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. 12 25.ноя Романса трепетные звуки (1ч) Мир образов, запечатленных в звуках романса.Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок»Музыкальный материал: М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) хоровое пение Детские: "Пропала собака"Творческое задание Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. Личностные: усовершенствовать художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. 13 02.дек Мир человеческих чувств (1ч) Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова).Роль фортепианного сопровождения в романсе.Музыкальныйматериал:С Рахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушаниемузыкальный материал:срахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна хоровое пение Детские: "Пропала собака" Изучать специфические черты русской народной музыки.
Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция.Познавательные: понимать функции частей произведения.Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. 14 09.дек Народная хоровая музыка. 1 ч Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примереСлушание . «Господняя» молитва «Отче наш» песня «Есть на Волге утес» опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова).хоровое пение Детские «Снежинка»
.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка.Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки.Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности.Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. 15 16.дек Что может изображать хоровая музыка(1ч) Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова). Слушание Г.Свиридов. Поет зима хоровое пение: «Снежинка» Изучать специфические черты русской народной музыки.
Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонацийкоммуникативные: принимать различные точки зрени16 23.дек Заключительный урок(1ч) Урок – концерт Музыкальный материал 2 четверти Хоровое пение «Снежинка»Концертная деятельность Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. Личностные: проявление интереса к художественной деятельности.Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.Коммуникативные: принимать различные точки зрения.научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. 17 13.янвСамый значительный жанр вокальной музыки (1ч) Опера – синтетический вид искусства.Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника Слушание М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» хоровое пение Непоседы: "Подари улыбку миру" .Находить связи между художественными образами литературы и музыки.. Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия.Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность осуществлять познавательную рефлексию .Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.Коммуникативные: высказывать свое мнение. 18 20.янвИз чего состоит опера (1ч) Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». (слушание);(пение) Непоседы: "Подари улыбку миру Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими.Коммуникативные: принимать различные точки зрения.научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. 19 27.янвЕдинство музыки и танца (1ч) Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета. Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение вальсов) Слушание: Чайковский «Щелкунчик»; хоровое пение Непоседы: "Подари улыбку миру"Творчески интерпретировать содержание в пении, музыкально – ритмическом движении. Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.Уметь определять образное содержание балета. Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. Регулятивные: осознанно управлять своим поведением и деятельностью,адекватно оценивать объективную трудность. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.Коммуникативные:общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности 20 03.фев «Русские сезоны в Париже (1ч) «Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Слушание И.Стравинский. Русская; У Петрушки хоровое пение «Через две зимы»Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.
Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства. Личностные: целостное представление о поликультурной картине музыкального мира.приоритет самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.Познавательные: использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; 21 10.фев Музыкальность слова (1ч) Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя.
Художественный материал:
Литература
А. Пушкин. Зимний вечер;
Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.
Слушание Музыкальный материал: М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер; хоровое пение «Через две зимы» Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. Личностные: эмоциональное восприятие музыки. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении 22 17.фев Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.
Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
Музыка
К.В.Глюк. Жалоба Эвридики. Слушание Музыкальный материал: К.В. Глюк. Жалоба Эвридики. Хоровое пение «Через две зимы» Творческое задание .Находить связи между художественными образами литературы и музыки. Литература
Фрагмент;
Миф об Орфее.
Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные: адекватно оценивать объективную трудность, осознанно управлять своим поведением и деятельностью. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. 23 24.фев Живописность искусства (1ч) Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Претворение идеи пространства в музыке
Музыкальный материал: С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Слушание. Из балета «Золушка» (слушание) хоровое пение. Творческое задание. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные:осуществлять познавательную рефлексию Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. 24 02.мар «Музыка – сестра живописи» (1ч). «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского).
Контраст в живописи и
Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Музыкальный материал: П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; хоровое пение :Утренняя гимнастика. Творческое задание: Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки. Личностные: совершенствование художественного вкуса. Регулятивные проявлять творческую инициативу и самостоятельность Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения 25 09.мар Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского).
Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика
М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Хоровое пение :Утренняя гимнастика. Творческое задание: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка»Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: адекватно оценивать объективную трудность, осознанно управлять своим поведением и деятельностью.Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. 26 16.мар Образы природы в творчестве музыкантов (1ч) Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И.
Слушание .П.Чайковский. Апрель. Подснежник, И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная»; хоровое пение «Мы – маленькие дети» Творческое задание- Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.Коммуникативные:общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности 27 23.мар Пейзаж в музыке (1ч) Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…»
Слушание Равель«Игра воды», К. Дебюсси. Облака, хоровое пение «Мы – маленькие дети» Творческое задание Понимать характерные черты музыкального импрессионизма
Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. Личностные: эмоциональное восприятие музыки Регулятивные осуществлять познавательную рефлексию Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. 28 06.апрВолшебная красочность музыкальных сказок (1ч) Поэтический пейзаж в музыке; К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…»
Художественный материал:
Поэзия
П. Верлен. Оград бесконечный ряд…
Музыка
К. Дебюсси, стихи П. Варлена.
Оград бесконечный ряд…(слушание). Слушание Равель «Игра воды», К. Дебюсси. Облака, хоровое пение «Мы – маленькие дети» Творческое задание Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. Личностные: проявление интереса к художественной деятельности.Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. 29 13.апрВолшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание); хоровое пение «День Победы» Творческое задание Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные осуществлять познавательную рефлексию Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения 30 20.апрСказочные герои в музыке (1ч) Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»).Музыкальный материал: И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание);М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). «День Победы» Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.Закрепить вокально- хоровые навыки. Личностные: эмоциональное восприятие музыки. Регулятивные• проявлять творческую инициативу и самостоятельность Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; 31 27.апр Тема богатырей в музыке (1ч) Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» Музыкальный материал:А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);М.Мусоргский. Богатырские ворота. Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение) Творческое задание .Находить связи между художественными образами литературы и музыки. Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные• проявлять творческую инициативу и самостоятельность Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Коммуникативные: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении 32 04.май "Никто не забыт, ничто не забыто" (1ч) Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Музыкальный материал: Песни ВОВ"Бухенвальдский набат" «День Победы» (пение) Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Знать музыкальные и живописные средства выразительности. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.Регулятивные: навыки осознанного управления своим поведением и деятельностью познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Коммуникативные: участвовать в жизни класса, школы, города и др., 33 11.май «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.
Музыка
П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент Слушание. Музыкальный материал: П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент. Хоровое пение «Дождь пойдет по улице» Художественный материал:
Э.Делакруа.Портрет Шопена;
И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;
Мусоргского;
И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича;
И.Репин. Портрет А,П.Бородина;
В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой;
М.Нестеров, Портрет скульптора Знать музыкальные и живописные средства выразительности. Личностные: формирование целостной картины мира.Регулятивные навыки осознанного управления своим поведением и деятельностью. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения 34 18.май Подводим итоги (1ч) Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Слушание, хоровое пение. Творческое задание Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов Песенный репертуар:
В. Высоцкий. Песня о друге (пение);
Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение) Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.