КТП Основы мировых религиозных культур 4-5 класс по ФГОС с планируемыми результатами, с УУД по учебнику Амиров Р.Б.,Воскресенский О.В.


Календарно-тематическое планирование по предмету "Основы мировых религиозных культур"
по учебнику Амирова Р.Б., Воскресенский О.В.
*№ дата Тема Основное содержание обучения Виды деятельности Планируемые результаты Примечание
план факт Предметные
Личностные Метапредметные (УУД) 1 1 07. сен
Россия – наша Родина Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами.
Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Знать: Россия, Родина, родословное древо.
Понимать: мировое дерево, образ мироздания, культура, духовные ценности, идол, религия, религиозная культура, этика, съезд лидеров мировых и традиционных религий, диалог, взаимопонимание. формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: выполнение действий по алгоритмуовладение навыками смыслового чтения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. 2 1 14.сен Культура и религия 3 Культура и религия 4 Возникновение религий Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.
Знакомятся с описанием содержания священных книг.
Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Знать: мифы, легенды, сказания.
Понимать: фетиш, обряд, ритуал, шаманство, изучение культуры прошлого научными методами (археология и археологические находки, мифология и литературные источники).
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;нравственно-эстетическое оцениваниеформирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину Регулятивные УУД умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Познавательные УУД
выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий 5 Верования коренного населения Австралии и Америки Знать: аборигены, картина мира. Понимать: географические и природные особенности Австралии, быт австралийских аборигенов, представление о мире и человеке у австралийских аборигенов.
Знать: майя, ацтеки, инки, цивилизация. Понимать: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. 6 Мифология и культура Японии Знать: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания (деревья, вода, солнце, огонь).
Понимать: образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. 7 Верования древних славян Знать: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания (деревья, вода, солнце, огонь).
Понимать: образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. 8 Представления о Боге в иудаизме
Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама.
Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная
работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка
рассказа.
Знать: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.
Понимать: вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представление о Боге в иудаизме.
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностямнравственно-эстетическое оценивание Регулятивные УУДопределять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификацииСовершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов.
Коммуникативные УУДпризнавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою собственную;излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
9 Мир и человек в иудаизме Знать: представление о сотворении мира и человека в иудаизме, шаббат.
Понимать: представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи. 10 Тора и заповеди Знать: Тора как еврейский религиозный закон, Пятикнижие и его содержание. Понимать: Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники. Десять заповедей. Иерусалимский храм. Стена Плача. 11 О чем говорит иудейский Закон Знать: правило Гигеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему.
Понимать: значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям. Отношение к природе и живым существам 12 Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме Знать: обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва, бат-мицва, свадьба. Синагога.
Понимать: происхождение и назначение, отличие синагоги от храма, ее значение в религиозной и повседневной жизни еврейской общины, внешний облик и внутреннее убранство. Правила поведения в синагоге. Раввины и их роль. 13 Представление о Боге и мире в христианстве Изучают основы духовной традиции и основные понятия христианства.
Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.
Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в различных культурных и религиозных традициях. Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников
Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства. Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, подготовка рассказа, комментированное чтение, самостоятельная
работа с источниками информации. Знать: христианство и его распространение в мире. Основные направления: православие, католицизм, протестантизм. Библия. Представление о Боге.
Понимать: представления о сотворении мира и человека, о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.
Регулятивные УУД
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУДовладение навыками смыслового чтения
,выполнение действий по алгоритму. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов.
Коммуникативные УУД понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 14 Представление о человеке в христианстве Знать: первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Основные Заповеди.
Понимать: Иисус Христос – Спаситель. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности. Христианская идея самосовершенствования. 15 Библия – священная книга христиан Понимать: роль Библии в развитии письменности. Знать: Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета и Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия. 16 Православие Знать: православная церковь.
Понимать: правила жизни православных верующих. Православные священно- и церковнослужители.православный храм (внешний вид и внутреннее устройство). Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. 17 Католицизм Знать: государство Ватикан и Папа Римский.
Понимать: католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство. 18 Протестантизм Знать: происхождение протестантизма. Понимать: значение Священного Писания. Протестантские священные сооружения: внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире. 19 Представление о Боге и мире в исламе Изучают основы духовной традиции и основные понятия ислама.
Знакомятся с описанием содержания священных книг.
Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.
Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников. Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, подготовка рассказа, комментированное чтение, самостоятельная
работа с источниками информации. Знать: ислам, мусульмане. Распространение ислама в мире. Понимать: представление о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Равенство всех людей перед Аллахом. Личностные УУД
нравственно-эстетическое оценивание.Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.
Регулятивные УУДопределять наиболее эффективные способы достижения результата;.
Познавательные УУДовладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов.
Коммуникативные УУД излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; 20 Пророк Мухаммад Знать: первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад. Понимать: защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад. 21 Коран и Сунна Знать: Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммада.
Понимать: значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе. 22 Столпы ислама. Праздники ислама Знать: пять столпов ислама. Шахада. Намаз. Праздник Ураза-байрам. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.
Понимать: правила намаза, пост в месяц Рамадан. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. 23 Священные города и сооружения ислама Знать: Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Иерусалим, мечеть Аль-Акса.
Понимать: внешний вид и внутреннее убранство мечети. Символы ислама. Правила поведения в мечети. 24 Жизнь Будды Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма.
Знакомятся с описанием содержания священных книг.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная
работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка
рассказа. Знать: буддизм. Рождение, детство и юность Сидхартхи.
Понимать: четыре встречи, испытания Сидхартхи в джунглях, решение о выборе срединного пути, просветление.
Иметь представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды. Личностные УУД
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;.Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.
Регулятивные УУД
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУДовладение навыками смыслового чтениявыполнение действий по алгоритму.Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Коммуникативные УУД адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающихпризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; 25 Учение Будды
Понимать: четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки – истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы – ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов. 26 Духовные наставники и священные сооружения буддизма
Знать: ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов.
Иметь представление: буддийские храмы. Буддийские монастыри: внешний вид и внутреннее убранство. Священные буддийские сооружения на территории России. 27 Священные текстыбуддизма Знать: Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Понимать: буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. 28 Буддийские притчи 29 «Золотое правило нравственности» Формирование группучащихся для выполнениягрупповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом.
Определяют содержание проектной работы.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме).
Презентация творческих проектов учащихся.
Беседа, работа в малых группах, работа с источниками информации,подготовка
Рассказа, диспут, публичное выступление, презентация Знать: общечеловеческие ценности, «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Понимать: религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. Жизнь по нравственным законам в современном мире. Личностные УУД
Формируют общекультурную эрудицию.
Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.
Развивают представления о морали и нравственности.Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.
Регулятивные УУДопределение общей цели и путей ее достиженияопределять наиболее эффективные способы достижения результата;.
Познавательные УУДРазвивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.Коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологийпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельностиумение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности;адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 30 Интересный разговор Знать: ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. Иметь представление: «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим – город трёх религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты. 31 Разработка творческих проектов Знать изученные понятия, уметь их объяснить.
Уметь полученные знания применить на практике, составить текст выступления, оформить зрительный и звуковой ряд презентации, провести исследование в виде опроса.
Уметь защитить творческую работу перед товарищами. 32 Оформление проектов и презентаций 33 Презентация творческих проектов 34 Презентация творческих проектов