Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования Творим без кисточки
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционной технике рисования
«Творим без кисточки»
для детей 3 – 7 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
воспитатель
Шафоростова Светлана Ивановна
ст. Камышеватская
- 2016 –
Содержание
1. Пояснительная записка...3
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы...3
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы..3
1.3. Цель и задачи программы..................................................................4
1.4 Отличительные особенности программы.4
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации программы..5
1.6 Сроки реализации образовательной программы..5
1.7. Формы и режим занятий....5
1.8.Ожидаемые результаты..5
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.6
2. Учебно-тематический план ...7
3. Содержание образовательной программы..10
4. Методическое обеспечение образовательной программы13
5. Список литературы14
Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Творим без кисточки» имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Творим без кисточки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно
Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую( Я представляю( Я воображаю( Я творю.
Актуальность программы «Творим без кисточки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Творим без кисточки».
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в отличие от существующих программ художественно – эстетической направленности, основное внимание уделено нетрадиционной технике рисования. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Дети в возрасте 3-7 лет, являющиеся воспитанниками группы. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на один год обучения. Всего на освоение программы отводится 72 часа.
Формы и режим занятий
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Ожидаемый результат
К концу обучения дети:
научатся самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
будут уметь самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
научатся выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
получат навыки давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
будут проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
диагностические задания;
выставки детских работ;
открытое мероприятие.
2. Учебно-тематический план
Программа «Творим без кисточки» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
№ п/п
Раздел, тема занятий
Коли-чество занятий
Дата проведения занятия
по плану
по факту
1.
1. Вводное занятие Цели и задачи. Правила техники безопасности, гигиены. Знакомство с техниками рисования. Материалы и инструменты.
1
03.09.16 г.
2.
Пластилинография 1. «Бабочки» 2. «Жёлтые листья летят» 3. «Фруктовый натюрморт» 4. «Рыбки» 5. «Декоративная птица» 6. «Сказочное дерево» 7. «Жираф» 8. «Осенние цветы»
8
04.09.16 г. 10.09.16 г. 11.09.16 г. 17.09.16 г. 18.09.16 г. 24.09.16 г. 25.09.16 г. 01.10.16 г.
3.
Монотипия 1. Исследовательская работа «Что такое монотипия». 2. «Бабочки» 3. «Полевые цветы» 4. «Волшебные птицы» 5. «Чудесные вазы» 6. «Алые тюльпаны»
6
08.10.16 г.
09.10.16 г. 15.10.16 г. 16.10.16 г. 22.10.16 г. 23.10.16 г.
4.
Кляксография 1. «Такие разные фрукты» 2. «Сказочные животные» 3. «На что это похоже?»
3
30.10.16 г. 05.11.16 г. 06.11.16 г.
5.
Акварель и восковые мелки 1. «Дождь и радуга» 2. «Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!» 3. «Вот она какая, осень золотая» 4. «Подводное царство» 5. «Величавые деревья» 6. «Цветы для мамы» 7. «Розовый фламинго» 8. «Загадочные снежинки»
8
12.11.16 г. 13.11.16 г.
19.11.16 г.
20.11.16 г. 26.11.16 г. 27.11.16 г. 03.12.16 г. 04.12.16 г.
6.
Оттиск смятой бумагой 1. «Что снится ёжику зимой?» 2. «Здравствуй, киса! Как дела?» 3. «Волчок-серый бочок» 4. «Зайчик»
4
10.12.16 г.
11.12.16 г.
17.12.16 г.
18.12.16 г.
7.
Скатывание бумаги 1. «Клумба» 2. «Волшебные цветочки» 3. «Мишка косолапый» 4. «Ой, рябина кудрявая» 5. «Снеговики»
5
24.12.16 г. 25.12.16 г. 07.01.17 г. 08.01.17 г. 14.01.17 г.
8.
Оттиск пробкой
· 1. «Рождественская ёлка» 2. «Наливные яблочки» 3. «Цыплятки-жёлтые ребятки» 4. «Цветы на поляне»
4
15.01.17 г. 21.01.17 г. 22.01.17 г.
28.01.17 г.
9.
Рисование ладошкой 1. «Солнышко-колоколнышко» 2. «Разноцветные рыбки» 3. «Осьминожки» 4. «Сказочная птица»
4
29.01.17 г.
04.02.17 г. 05.02.17 г. 11.02.17 г.
10.
Рисование пальчиками 1. «Украсим матрёшек» 2. «Зима» 3. «Озорные горошки на чайной чашке» 4. «Артисты цирка»
4
12.02.17 г. 18.02.17 г. 19.02.17 г.
25.02.17 г.
11.
Ниткография 1. История возникновения ниткографии; приёмы и способы работы по технологии ниткография. 2. «Салют» 3. «Тюльпаны»
4. «Бусы»
4
26.02.17 г.
04.03.17 г.
05.03.17 г.
11.03.17 г.
12.
Рисование по мокрому листу 1. «Цветы в вазе» 2. «Натюрморт с фруктами» 3. «Веточка мимозы» 4. «Цветы и бабочки» 5. «Украсим салфетку цветами»
5
12.03.17 г. 18.03.17 г. 19.03.17 г. 25.03.17 г. 26.03.17 г.
13.
Рисование тычком 1. «Моя любимая игрушка» 2. «Ёжик под ёлочкой» 3. «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!» 4. «Белоствольная береза» 5. «Весенний пейзаж» 6. «Грачи прилетели» 7. «Орешки для белочки»
7
01.04.17 г. 02.04.17 г. 08.04.17 г.
09.04.17 г. 15.04.17 г. 16.04.17 г. 22.04.17 г.
14.
Набрызг 1. «Звёздное небо» 2. «Этот День победы!» 3. «Ночной город» 4. «Конфетти»
4
23.04.17 г. 06.05.17 г. 07.05.17 г. 13.05.17 г.
15.
Оттиск печатками из ластика 1. «Зелёное деревце» 2. «Весенние листочки» 3. «Барбарис» 4. «Украсим посуду» 5. «Бабочки»
5
14.05.17 г. 20.05.17 г. 21.05.17 г. 27.05.17 г. 28.05.17 г.
Всего:
72
3. Содержание образовательной программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Цели и задачи. Правила техники безопасности, гигиены. Знакомство с техниками рисования. Материалы и инструменты.
Раздел 2. «Пластилинография».
Цель: расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 3. «Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
Раздел 4. «Кляксография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 5. «Акварель и восковые мелки».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Раздел 6. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Раздел 7. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Раздел 8. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Раздел 9. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 10. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Раздел 11. «Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 12. «Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной тканью, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
Раздел 13. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
Раздел 14. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Раздел 15. «Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
4. Методическое обеспечение образовательной программы
I. Учебно-методический комплекс.
1). Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).
2). Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
II. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля.
5. Список литературы
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87.
Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-kljaksochka-dlja-detei-3-7-let.html
13PAGE 15
13PAGE 14215
15