РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «В царстве слов» для обучающихся 1 – 4 -х классов
Администрация городского округа Балашиха Московской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»
УТВЕРЖДАЮ
приказ № _____ от «____» сентября 2016г.
Директор МАОУ «Лицей»
___________________ Д.В. Белоусов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «В царстве слов» для обучающихся 1 – 4 -х классовна 2016/2017 учебный год
Составили учителя начальных классов:
Каракина Н.А. Терехина Н.В.
Логунова Н.В. Вягинен М.Г.
Чернощекова С.А. Башкирова Т.С.
Миронюк Л.Н. Томилина С.Б.
Степанова Е.Г. Большакова П.В.
Чакова М.В.
Балашиха, 2016 год
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “В царстве слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по кружку.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка “В царстве слов” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
II. Общая характеристика курса
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
III. Описание места кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Общий объем 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Результаты освоения программы во внеурочной деятельности
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
VI. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
VII. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VIII. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:
наличие лингвистических, орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических словарей;
карточек с играми и заданиями;
компьютер, интерактивная доска и проектор.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «В царстве слов» для учащихся 1-х классов на 2016-2017 уч.г.
«Путешествия по Стране Слов»
№ Дата Тема занятия Возможные виды деятельности
1 В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Прослушивание сказки «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
2 В страну слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Разыгрывание сценки «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
3-4 К тайнам волшебных слов. Прослушивание сказки «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
5 Выбор друзей в Стране Слов Прослушивание сказки «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
6 К несметным сокровищам Страны Слов. Разгадывание головоломки «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
7 Чудесные превращения слов. Прослушивание сказки А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
8-9 В гости к Алфавиту. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
10 К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
11 Встреча с Радугой. Прослушивание сказки «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
12 В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Разгадывание головоломки «Заколдованные слова»
13 В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
14 В Королевстве ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
15 В Страну Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
16 Неожиданная остановка в пути. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
17 В удивительном городе Неслове. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
18-19 Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
20 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов, головоломок. Инсценирование рассказов.
21-22 На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
23 В Театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
24 Конкурс знающих. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
25 Новое представление. Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
26 Слова наоборот. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
27 Следопыты развлекают гостей. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
28 В Клубе весёлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
29-30 К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
31 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
32 Полёт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
33 Итоговое занятие. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).Признаки гласных и согласных звуков.Буквы русского алфавита.Родственные слова. Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.Объединять слова в группы.Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Календарно-тематическое планирование занятий для учащихся 2-х классов на 2016-2017 уч.г.
«Секреты орфографии»
№ Дата Тема занятия Возможные виды деятельности
1 Как обходились без письма? Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
2 Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».
3 Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
4-5 Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
6-8 Для всех ли фонем есть буквы? Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
9-10 «Ошибкоопасные» места «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
11 Тайны фонемы Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
12-13 Опасные согласные Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
14 На сцене гласные Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
15 «Фонемы повелевают буквами» Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
16 Ваши старые знакомые Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
17-18 Правила о непроизносимых согласных Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
19 Волшебное средство – «самоинструкция» Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
20 Работа нашей памяти Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
21 Строительная работа морфем «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
22-23 Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
24-25 Поговорим о всех приставках сразу Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
26-27 Слова – «родственники» Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
28-30 Кто командует корнями? Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
31-32 «Не лезьте за словом в карман!» Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
33 «Пересаженные» корни Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
34 Итоговое занятие Олимпиада.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать НЕ с глаголами.Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Календарно-тематическое планирование занятий для учащихся 3-х классов на 2016-2017 уч.г.
«Занимательное словообразование»
№ Дата Тема занятия Формы работы. Возможные виды деятельности учащихся.
1 Сказочное царство слов Коллективная форма работы. Узнают о красоте и богатстве народной речи. Принимают участие в конкуре на знание пословиц и поговорок.
2-3 Путешествие в страну Слов. Коллективная форма работы. Знакомятся с тематическими группами слов. Читают и обсуждают рассказ Н.Надеждиной « Снежные слова». Составляют тематический словарь о грибах.
Групповая форма работы. Принимают участие в играх: «Слова- братья», «Эстафета», « Найди лишнее слово». Разгадывают загадки.
4 - 5 Чудесные превращения слов. Коллективная форма работы. Получают представление о превращении слов, учатся находить «сбежавшие» из слов буквы.
Групповая форма работы. Принимают участие в играх: «Найди заблудившуюся букву», «Грустные превращения». Разгадывают загадки, шарады.
6 -7 В гостях у слов- родственников. Коллективная форма работы. Знакомятся с разными группами родственных слов Подбирают родственных слов с заданным корнем. Закрепляют знания отличительных признаках слов – родственников.
Парная форма работы. Читают стихотворение «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлова, выбирают из стихотворений слов- родственников.
8- 9 Добрые слова. Коллективная форма работы. Узнают о богатстве лексики русского языка, знакомятся с «добрыми словами».Слушают и обсуждают стихотворение
В. Коркина «Доброе утро».
Групповая форма работы. Инсценируют на тему «Умеете ли вы здороваться?». Работают с текстами на данную тему.
10 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Коллективная форма работы. Знакомятся со словами- историзмами и архаизмами. Групповая форма работы. Выбирают из текста древние слова. Творческая работа. Объясняют устаревшие слова.
11- 12 Новые слова в русском языке. Коллективная форма работы. Слушают рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Знакомятся с неологизмами в русском языке.
Групповая форма работы Находят неологизмы в текстах . Принимают участие в игре «Угадай-ка».
13 Встреча с зарубежными друзьями. Коллективная форма работы. Знакомятся с заимствованными словами . Слушают рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы».Принимают участие в игре «Шесть и шесть».
14- 15 Синонимы в русском языке. Коллективная форма работы. Знакомятся со словами- синонимами. Обсуждают стихотворение А. Барто «Игра в слова».
Парная форма работы. Нахождение слов-синонимов в тексте.
16 Слова- антонимы. Коллективная форма работы. Знакомятся со словами – антонимами. Учатся употреблять антонимы в своей речи. Выделяют антонимы из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Слушают рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Групповая форма работы Читают стихотворение В. Орлова «Спор». Участвуют в игре «Подбери нужные слова».
17 Слова- омонимы. Коллективная форма работы. Знакомятся со словами – омонимами и их ролью в русском языке. Обсуждают рассказ И. Туричина «Есть».
Групповая форма работы. Участвуют в игре «Докажите…». Читают рассказ
Н. Сладкова «Овсянка».
18 Крылатые слова. Коллективная форма работы. Дискутируют о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбирают «крылатые выражения» для текстов.
Парная форма работы. Читают стихотворения Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера», отвечают на вопросы.
19- 20 В королевстве ошибок. Групповая форма работы Участвуют в играх: «Исправь ошибки», « Произноси правильно». Исправляют орфографические ошибки в тексте. Инсценируют произведение П. Реброва «Кто прав?»
21-22 В стране Сочинителей. Коллективная форма работы. Дискутируют о рифмах .Групповая форма работы. Отгадывают загадки. Сочиняют собственные загадки по заданным рифмам. Участвуют в конкурсе загадок в рисунках. Сочиняют сказки о дружбе, о добре и зле.
23-24 Искусство красноречия. Коллективная форма работы. Знакомятся с понятием «красноречие». Читают образцовые тексты и их анализируют. Пересказывают.
Групповая форма работы. Упражняются в создании разных речей.
25 Праздник творчества и игры. Групповая форма работы. Выполняют творческие задания для формирования орфографической зоркости. Участвуют в дидактических играх, направленных на развитие познавательного интереса к русскому языку.
26- 27 Трудные слова. Коллективная форма работы. Знакомятся с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполняют упражнения для запоминания правописания слов. Парная форма работы. Читают тексты художественной литературы и произведений устного народного творчества, выполняют задания.
28- 29 Анаграммы и метаграммы. Коллективная форма работы. Знакомятся с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Составляют анаграммы и метаграммы (Милан- налим, актер- терка).
30- 31 Шарады и логогрифы. Коллективная форма работы. Знакомятся с происхождением шарад и логогрифов. Групповая форма работы. Составляют и разгадывают шарады и логогрифы.. Иллюстрируют слова- ответы.
32 Откуда пришли наши имена. Коллективная форма работы. Знакомятся с происхождением имен.
Групповая форма работы. Выполняют творческую работу «Нарисуй свое имя». Участвуют в дидактической игре «Составь имя».
33 Занимательное слообразование. Групповая форма работы. Участвуют в дидактических играх на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?», разгадывают шарады.
34 КВН по русскому языку. Групповая форма работы Участвуют в соревновании на проверку знаний по русскому языку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).Главные члены предложения.Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.Разбирать предложения по членам предложения.Обозначать на письме интонацию перечисления.Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать правильно слова с удвоенными согласными.Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.Определять число, время глаголов.Писать НЕ с глаголами.Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.Составлять рассказы по картинке.
Календарно-тематическое планирование занятий для учащихся 4-х классов на 2016-2017 уч.г.
«Занимательная лингвистика»
№ Дата Тема занятия Возможные виды деятельности
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1 Что такое орфоэпия? Познакомятся с нормами литературного произношения. Расширят знания и представленияо литературном языке. Познакомятся с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучатся правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
2 Что такое фонография или звукозапись? Познакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
3 Звуки не буквы! Познакомятся с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Будут слушать рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составлять транскрипции.
4 Звучащая строка. Познакомятся с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание», с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».Будут развивать фонематического слуха.
5 Банты и шарфы. Познакомятся с наукой орфоэпия, с нормами произношения, с произношением слов банты и шарфы. Будут разыгрывать ситуаций с этими словами.
6 «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжат знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Познакомятся с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион», с правильной постановкой ударений в словах.
7 Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. Познакомятся с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями,с образованием звукоподражаний. Будут сравнивать звукоподражание разных языков, развивать культуру речи. Выполннятьзаданиия по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
8 Имена вещей. Познакомятся с термином « лексика», и лексическим значением слов, с толковыми словарями русского языка. Будут обогащать словарный запас.
9 О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Познакомятся с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Научатся сравнивать энциклопедический и лингвистический словари. Обучатся умению пользоваться различными словарями.
10 В царстве смыслов много дорог. Познакомятся с многозначными словами, словами- омонимами. Будут рассматривать способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
11 Как и почему появляются новые слова? Будут продолжать знакомиться с лексическим значением слов, работать с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
12 Многозначность слова. Познакомятся со свойством « многозначности слова», со строением словарной статьи толкового словаря. Научатся выделять отличительные признаки многозначности и омонимии. Будут работать с толковыми словарями. Поиграют в «Прямое и переносное значение слов».
13 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Будут работать с различными этимологическими и историческими словарями, определять первоисточники слова.
14 Об одном и том же - разными словами. Будут изучать особенность синонимического ряда слов, работать со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
15 Как возникают названия. Развивать речевые умения. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Научатся работать с этимологическими и историческими словарями.
16 Слова – антиподы. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Научатся работать с пословицами и поговорками, со «Словарем антонимов русского языка».
17 Фразеологические обороты. Изучают особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседуют о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Учатся находить фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
18 Словари «чужих» слов. Рассматривают особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работают со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
19 Капитан и капуста. Научатся работать с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенник, со словарем, сравнивать значения слов.
20 «Он весь свободы торжество». Исследуют языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Учатся находить строки народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
21 Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Учатся находить афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работают по обогащению словарного запаса учащихся.
22 Слова, придуманные писателями. Продолжают работать над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Находят индивидуально- авторские неологизмы в произведениях А. С. Пушкина.
23 Слова уходящие и слова – новички. Рассматривают виды неологизмов и виды архаизмов. Изучают особенности устаревших слов- архаизмов. Знакомятся со словами- новичками.
24 Словарь языка Пушкина. Рассматривают особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомятся с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседуют о значении этого словаря. Работают со словарем.
25 Смуглая Чернавка. Рассматривают особенность древнерусских имен. Знакомятся с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Узнают значение древнерусских имен.
26 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Знакомятся с понятием «паронимы». Рассматривают виды паронимов и способы их образования. Беседуют о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Знакомятся с явлением межъязыковойпаронимии. Рассматривают виды паронимов и способы их образования.
28 Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомятся со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов, способами образования паронимов. Работают над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
29 Словарь- грамотей. Знакомятся со словарной статьей орфографического словаря. Беседуют о значении орфографического словаря. Работают с орфографическим словарем.
30 Научная этимология. Знакомятся со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривают значение этимологического словаря, историю происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работают с этимологическим словарем.
31 Какие бывают имена? Знакомятся с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматривают способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работают со словарями.
32 Древнерусские имена. Знакомятся с историей образования древнерусских имен. Работают с этимологическим словарем.
33 Отчество и фамилия. Беседуют об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомятся с наукой «антропонимика». Объясняют происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
34 Надо ли останавливаться перед зеброй? Знакомятся со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Используют уже имеющиеся названия предмета. Знакомятся с понятием «метафорическаяноминация».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Перечень учебно – методического обеспечения:
наборы картинок по разным темам
таблицы по определённым темам;
алфавит;
ноотбук;
мультимедийный проектор;
рабочие тетради;
картинки со сказочными персонажами;
Cписок литературы:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Согласовано
На заседании кафедры начального образования Протокол № 1 от «31 » августа 2015 г.
Согласовано
Зав. директора по УВР_____________ Логунова Н.В.