Занятие. Азбука права. Как у всех других людей, есть права у малышей. Мысли есть свои и взгляды — это взрослым помнить надо



Эпиграф «Закон управляет людьми, разум - законом »
Цели: расширять правовые знания учащихся, закреплять права человека, развивать навыки определения прав человека, умение работать в группах, воспитывать чувство человеческого достоинства, быть в ладу с собой и окружающим миром. Наглядный материал,
Оборудование : презентация, картины, дидактические карточки, рисунки.
Организационный момент
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - р ы ж е е п я т н о.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровилось со мной.
-Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость и хорошее настроение. И предлагаю вам поздороваться и подарить хорошее настроение друг другу.
(звучит песня «Солнечный круг» слайд «Солнышко»)
Воспитатель Дорогие друзья! Сегодня вы станете участниками увлекательной игры- конкурса «Я - человек, я имею право».
Знать свои права необходимо, чтобы сохранить человеческое достоинство, быть в ладу с собой и окружающим миром.
Представьте себе: Вы заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у вас компас, вы найдет дорогу. Нет этото надежного помощника - вам придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
(Участникам игры предлагается создать две команды, придумать оригинальное название)
«Родился – ты уже человек» ( слайд 4 из сказки о царе Салтане)
Статья 1, статья 7 (слайд5)
«Наши имена» ( слиидб)
Разминка
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»?
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая.
(«Гуси -Лебеди»)
Конкурс «Определи статью»
1.Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
(Кража)
2.Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
(Грабёж)
3.Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
(Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
4.Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера.
(Хулиганство, был наручней общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
5.Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.
(Вандализм)
6.Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.
(Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
Воспитатель. Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув на знакомые песни, мультфильмы, а также на произведения художественной литературы и живописи по-новому - Всеобщая Декларация прав человека ваша главная защита.
«Знакомые песни о главном»
Воспитатель. Каждой команде необходимо прослушать по две песни. В текстах песен утверждается ценность некоторых прав человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительные очки. На обдумывание ответа- 1мин. Жюри оценивает ответы по 5-бальной системе.
( слайд 9)
1.«Ничего на свете лучше нету...» (музыка Г.Гладкова, сл.- Ю.Энтина)- песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право па свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2.«До чего дошел прогресс» (муз,- Е.Крылатова, сл.- Ю.Энтина)- песня из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса)
3.«Чему учат в школе» (муз.- В. Шаинского, сл.- M. Пляцковского) (право на образование)4. «На крутом бережку» (муз. В. Шаинского, ел.-Л. Хайта)- песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(право на отдых)
«Твои права» (слайд 10-15)
«Права мультяшных героев»
Воспитатель: Каждой команде предстоит выполнить задание: просмотреть три фрагмента из мультфильмов, подумать о правах их героев и ответить на вопрос: каким правом человека они соответствуют. На обсуждение задания 1 минута, максимальная оценка- 5 баллов.
1.«Теремок» (каждые человек сам себе выбирает место жительства в пределах государства. Право на жилье)2.«Как львенок и черепаха пели песню» (право па жизнь. Право на отдых и досуг)3. «Чебурашка и крокодил Гена» (никто не может быть подвержен произвольному аресту, задержанию». Право на личную неприкосновенность)4. «Возвращение блудного попугая Кеши» (никто не должен подвергаться пыткам или уничтожающим его достоинство обращению и наказанию».Помоги героям сказки «Золотой ключик» (слайд 16)
«Пели нарушают твои права» (слайд 17-18)
«Художники о правах человека» (слайд 19- 24)
- Каждой команде предлагается по 5 репродукций известных картин. Ваша задача- определить, какие права человека в них отражены.
На выполнение задания командам дается 3 минуты.
Максимальная оценка за ответ- 3 балла
1.Решетников Ф. «Опять двойка» (право на образование)
2.Репин И. «Бурлаки на Волге» (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению)
3.Мочальский «Новоселы» (право на жилье)
4.Доктор Айболит. «Медсестры» (право на бесплатное медицинское обслуживание )5.Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану»
(право свободно выражать свои мысли)
6.Перов В. «Па привале» (право на отдых)
ФизминуткаКонкурс 1. Права человека
Командам раздают контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышления - 4 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
(личную неприкосновенность).
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
(получение бесплатного образования)
3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право….
(пользоваться учреждениями культуры).
44 Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право….
(иметь имущество в собственности).
5.Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили
его право на ……..(неприкосновенность жилища)
6.Когда Буратино и лиса Алиса, и кот Базилио отправлялись в Страну дураков, они воспользовались правом…..
(уехать из страны и вернуться на родину).
Как вы думаете?
Обстоятельства совершения преступления.
Команды получают карточки, на которых различные обстоятельства совершения преступлений. Необходимо разложить их в три строки:
1) смягчающие наказание за преступления; 2) усиливающие наказания;
3) не влияющие на наказание.
Время выполнение задания -4 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.
1.Оскорбил, но публично попросил прощения(1)
2.Украл во время землетрясения(2)
3.Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабеж (3)
4.Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд (1)
5.Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой (1)
6.Втроем договорились и обокрали склад магазина (2)
7.В пьяном виде приставал к гражданам (2)
8. После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников( 1)
9.11а суде, будучи подсудимым, назвал участником драки того, к то на самом деле драться о тказался (3)
10.Не знал, что данное заранее обещание хранить краденное является соучастием в преступлении(З)
11. Явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении (1)
Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал первою медицинскую помощь пострадавшему (1)
«Если нарушают твои права» (слайд27-31)
Воспитатель: Ребята, ваши права дают вам право на счастливое детство. ( слайд32)

«Твои права» (слайд33-34)
«Твоё право расти здоровым, красивым, сильным»
(слайд 35)
«Мы знаем свои права - выполняем свои обязанности»
(слайд36)
Рефлексия.