Презентация по русскому языку на тему Литература родного края на уроках русского языка как средство формирования культуроведческой компетентности учащихся
Литература родного края на уроках русского языка
как средство формирования культуроведческой компетентности учащихся
Малая родина – это не только природа,
но еще и взаимоотношения, уклад и традиции
живущих. Это и язык, и мечты, и определенные
склонности, вынесенные из самой земли вместе
с ее солью. Это «родимые» пятна каждого
человека.
Валентин Распутин
Современное общество требует высокого уровня подготовки детей. Необходимость культуроведческого образования прочно входит в содержание практического обучения русскому языку и литературе, так как исторически сложившийся механизм общественного воспроизводства на основе базовых отечественных традиций воспитания сегодня переживает серьезные трудности в условиях «разгула» западно ориентированной массовой информации.
По мнению Н.Г.Дрондиной, соискателя кафедры культурологии Мордовского государственного университета, серьезную альтернативу «вестернизированным» культурным образцам может составить литературное краеведение. Литературные традиции, связанные с неповторимыми особенностями того или иного края, органически входят в общенациональную литературу. Литературное краеведение вместе с культуроведением и лингвистическим краеведением дает знания о культуре места, в котором человек живет. Краеведение может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве, ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас.
Основные направления литературного краеведения могут быть обозначены следующим образом.
Во-первых, исследование взаимоотношений писателя и края. Это направление литературного краеведения имеет особый смысл для современной региональной культуры, так как помогает учащимся лучше понять художественную правду произведений, красоту языка, глубину мысли и чувств.
Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачев утверждал, что понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.
Этому призвано помочь второе направление исследований особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Эта работа позволит не только ощутить свою причастность к литературному наследию края, но и почувствовать ответственность за сохранение и восстановление отечественной культурной традиции.
Третье направление в рамках взаимодействия культуры региона и литературного краеведения исследование литературной жизни в регионе. Здесь предметом исследования является не только литература, но и формы ее современного социального бытования (писательские объединения, газеты, журналы, альманахи, деятельность издательств, литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи)
Четвёртое направление –специально разработанный дидактический материал на уроках русского языка, включающий тексты произведений писателей родного края.
«Работу над языком, - говорил академик А.А.Шахматов, - необходимо поставить в теснейшую связь с соседними областями, доступными изучению учащихся, т.е. и с историей, и с литературой, и с отечествоведением». Учитель всегда ищет способы расширить границы урока. Широкое привлечение литературно-краеведческого материала на уроках русского языка делает их информативными, расширяет представление школьников о мире, жизни общества, истории народа и его культуре, мотивирует поисковую и творческую деятельность.
Привлечение произведений писателей родного края на уроках русского языка способствует решению задач по формированию культуроведческой компетентности, развитию читательской самостоятельности, наблюдению за использованием в художественном тексте богатейших возможностей родного языка для передачи разнообразных оттенков мысли, овладению выразительными средствами языка.
Едва ли не самой важной целью использования произведений писателей родного края на уроках русского языка является приобщение учащихся к сокровищнице Мордовии как части русской и мировой культуры. «Воспитать любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - очень сложная, но благородная задача. Любовь к родному краю – благодатная почва для воспитания юного гражданина. Наша задача – в занимательной форме показать, как величественна и прекрасна её история. Примеров тому множество: героические и исторические события; выдающиеся деятели – защитники земли, писатели, поэты, художники, учёные.
В МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа» в кабинете родного языка оформлен уголок о писателях родного края, имеются портреты, календарь памятных дат, устраиваются выставки и презентации книг.
Чтобы привить учащимся любовь к поэзии, на уроках русского языка для поэтических пятиминуток беру тексты мордовских писателей, говоря о красоте и выразительности речи. Например:
Милый край, Мордовия родная,(От) сынов тебе поклон земной,С каждым днм растшь ты и мужаеш(В)месте с нашей славною страной.
Задания:
1. Записать текст орфографически верно.
2. Объяснить расстановку запятых.
Читательская самостоятельность школьников является важнейшим
качеством личности и необходимым навыком учебного труда. Развивать этот вид деятельности нужно как можно раньше.
Специально разработанные карточки для индивидуальной и групповой работы интересны не только своим содержанием, но и оформлением: портреты писателя, изображение обложки книги, иллюстрации.
Занимательные формы использования художественного текста на уроках русского языка: фрагментарное цитирование и пересказ, обрывающийся на самом интересном месте – способствуют самостоятельному чтению; рубрика «К памятной дате», которую целесообразно включать на этапе смены вида деятельности на уроке, позволяет возбудить интерес к истории или творчеству того или иного писателя.
Можно использовать такие приёмы, как слушание (текст читает учитель или подготовленный ученик) и устный анализ текста. В последние несколько десятилетий историки пришли к выводу, что художественные произведения иногда свидетельствует об эпохе гораздо полнее и точнее, чем собственные исторические источники, и часто сообщают неизвестные факты и сведения. Дело в том, что литературное произведение отражает образ человека, тип мышления, ментальность, образ жизни, то есть всё то, что составляет историко-культурный смысл эпохи, её человеческое лицо.
Один из приёмов использования краеведческого материала на уроках русского языка – комплексная или орфографическая работа над текстом об известных людях – земляках, знаменитых однофамильцах учеников, знакомых местах родного края. Например, на уроке по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью «Ь» и на уроке по теме «Правописание числительных» – работаем с отрывком из романа И.М.Девина «Трава-мурава», выписываем слова с изученной орфограммой и ставим проблемный вопрос: «Правильно ли, с точки зрения русской орфографии, написано название села
·Урань? Что означает ?»
«Село Урань – большое село, больше пятисот дворов в нем. В сельсовете, правда, в налоговых документах есть такая цифра – шестьсот сорок три» (ч.1., гл.1). Урань – маленький островок, возрождающейся большой страны. Люди переживали и надеялись, и ждали, устремившись помыслами в светлое будущее. Большие были потери: «Уцелевшие фронтовики возвращались домой все лето Пятьдесят восьмой И лицо его при этом делалось печальным Восемьсот семьдесят восемь – сколько мужиков и парней ушли из Урани туда» (ч.1, гл.3). Задушевные картины родной природы, яркие этнографические подробности точно описаны автором. Национально-самобытные характеры индивидуально-колоритно изображены в романе. Неиссякаемая любовь к матушке – земле, к родному краю: «Эх, мать честная, Урань ты моя!.. Трава ты шелковая!.. «Травка – муравка» (ч.1, гл.3). Все это и есть основная тема романа: «Земля и на ней Человек». Человек – творец на земле. Сохранить, сделать жизнь счастливой – таковы основные направления авторской поэзии в романе.
Не требует доказательства тот факт, что основой связи русского языка с литературой являются различные образцы художественного стиля, примерами которых оказываются, как правило, произведения русских писателей. Но для развития интереса к истории и творчеству писателей родного края целесообразно использовать краеведческий материал.
Выбор лексики, образных средств, особенностей синтаксического строя, наконец, интонационных средств в рамках единого публицистического стиля различён и обусловлен особенностями личности говорящего. Так, включая на уроке отрывки из з произведений мордовских писателей Чудаева, Абрамова мы отметим гражданскую позицию писателей, знатоков и ценителей истории и культуры родного края.
«Минин перекрестился. Мордвин нахлобучил остроконечную меховую шапку на лоб, уперся ногами в землю, схватил Минина. Тот мягким неторопливым движением обнял его через плечо.Началась борьба. Вначале ни тот, ни другой не нападал; топтались на месте, упершись друг в друга.Из буяновского дома повылезли ополченцы. Тут и Гаврилка, и Алешка, и Осип, и нижегородские гонцы и Пуртас, и многие другие все с любопытством втиснулись в толпу.Пляски и песни утихли. Всем хотелось посмотреть на единоборство Козьмы с мордвином, славившимся в ополчении сказочною силою.Кто кого поборет? Одни говорили - мордвин, другие - староста.Нижегородцы пришли в большое беспокойство: неужели мордвин повалит Козьму?Мордвин был моложе и легче Минина. Он ловко вырывался из его объятий, а вырвавшись, снова со всего размаха бухался своим огромным телом в бок Минину, стараясь сбить с ног. Минин вздрагивал, но не падал, а с яростью набрасывался на мордвина, сильно сжимая его, гнул к земле. Но мордвин тотчас же опять вырывался.Долго боролись они яростно, отчаянно, изодрали на себе кафтаны, но ни тому, ни другому выйти победителем так и не удалось. Кончилось вничью.Минин обнял мордвина, облобызал его и, обратившись к толпе, сказал с улыбкой:- Видите? А я думал, что я - самый сильный... Ан и посильнее меня нашлись. И дай бог, чтобы и побольше таких-то!Он взял мордвина за руку и повел с собой в дом" (Чудаева О.И., 1957: 52).
«Выставка стала для Степана настоящим триумфом. Знакомства с ним стали искать известные искусствоведы, критики, журналисты. Газеты, выходящие в Ницце, напечатали подробные отчеты о выставке, в которых то и дело мелькало имя Степана, перечень его работ. Выставка оказалась интернациональной не только по участвующим в ней художникам, но и по составу посетителей: население Ниццы в зимний курортный сезон - это пестрая смесь различных национальностей обоих полушарий; кроме того, было много людей, приехавших специально на выставку из Италии, Швейцарии, Германии. В числе русских эмигрантов из Женевы, как передавал Степану Бутов, приехал «сам Георгий Валентинович Плеханов».После выставки у Степана впервые появились деньги. «Тоску» и «Попа» приобрел для своего музея муниципалитет города Ниццы, «Философа» купила одна из мюнхенских художественных галерей. За скульптуры ему хорошо заплатили, и он впервые узнал стоимость своих работ. А сколько он их раздарил и роздал просто так своим случайным знакомым в то время, когда сам находился в стесненных обстоятельствах, а то и совсем сидел без куска хлеба...Сразу же изменилось отношение к Степану со стороны аристократических друзей Лидии Александровны, которые раньше, посещая ее, делали вид, что не замечают бедного скульптора. Теперь каждый из них старался обязательно познакомиться с ним и непременно заглянуть в его сарай-мастерскую, где он творит чудеса. А князь Голицын нанес специальный визит, сообщив, что он уломал-таки церковный совет, и заказ на иконы остается в силе. Пусть-де Эрьзя не беспокоится, ему хорошо заплатят. «Черта с два, не буду я вам малевать иконы!» - решил про себя Степан и, как мог, тактично отказался от возобновления заказа. Он теперь, как никогда, был полон грандиозных замыслов, и ему было не до княжеских икон» (Абрамов, 1981: 195 – 196).
В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины: «Урал», «Сахалин», «Байкал». В связи с использованием этих текстов привлекаю дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Мордовия», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи и произведения мордовских писателей о родном крае. (Н. Эркая, К.Тангалычева, Хади Такташа, Шариф Камала, Габдурахмана Абсалямова и др.)
Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф.В.Сычкова, В.А.Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться культурой родного края, увидеть красоту нашей родины, открыть ее для себя, полюбить. Не менее интересны и школьные мероприятия. Это литературные конкурсы, викторины.
На уроках русского языка мы с детьми пишем творческие работы о традициях села, района, края, о знатных людях родного края. Изучаем мордовские пословицы, выражения на русском языке, анализируем их, проводим параллель с русскими пословицами и крылатыми выражениями.
Где как не на уроке учитель раскрывает ребенку истинную красоту родной земли, ее богатство, ее неповторимость. Поэтому я стремлюсь материал о Мордовии включать в содержание уроков.
На уроках русского языка используем различные тексты для контрольного списывания, изложения, диктантов. Например: (контрольное списывание в начале 5 класса)
На родине Сычкова.
Село Качелаево. Белоствольные березы по колено в цветах. Высокие синие облака. Бревенчатые дома смотрят в чистое озеро. Дом Сычковых на вершине холма. Скромная изба. Это дом – музей замечательного художника Федота Васильевича Сычкова.
Словесность родного края несет огромный интеллектуальный и воспитательный потенциал, тесно связана с общероссийской и должна занять достойное место в школе. Сочетание знаний учащихся по литературному краеведению (литературе) и русскому языку представляется нам весьма перспективным: такое сочетание развивает интеллект, повышает общую и речевую культуру, а это является одной из насущнейших проблем современной школы.