Методическая разработка Практико — ориентированный подход в обучении математике


государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Практико-ориентированный подход в обучении математике
Подготовила:
Е.П. Юрочкина – учитель математики
Кемерово
2015

"Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому –
и я научусь"
Конфуций
Практико-ориентированный подход в обучении математике
Атуальность рассматриваемой темы:
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Реализация этого требования предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществления практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению школьного курса математики, поскольку универсальность математических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой. Это определяет значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека.
Цель изучения учебного предмета «Математика»:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
- воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных учёных-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Практико-ориентированный подход в обучении математике – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических (практико-ориентированных) задач.
Практико-ориентированные задачи – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.
Школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Часто у школьников возникает мысль, что задачи бывают прикладные, т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не понадобятся. Для устранения таких ошибок целесообразно использовать любую возможность демонстрации того, что абстрактная задача может быть связана с прикладными.
Решение практико-ориентированных задач тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов (Приложение 1).
Однако в школьных учебниках математики и в методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых задач подобного рода – весьма актуальная проблема.
Так как основным анализатором учащихся со слуховой депривацией является зрительный, то необходимо широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков и т.д., что делает уроки более разнообразными и эмоционально насыщенными (Приложение 2).
В старших классах необходимо включать задачи профессионально- ориентационной направленности, которые решаются при помощи математических знаний и умений. Изучение сложного математического материала становится  более интересным,  если учащиеся видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности.
 Решение задач с производственной направленностью способствует формированию у учащихся способностей находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под  математическое понятие, использовать его в новых условиях.       В процессе решения  предусматривается совершенствование рационального  применения теоретических знаний к решению практических задач, развития пространственного воображения и вычислительных навыков учащихся,  организации  самостоятельной работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой. Видение возможности реализации приобретаемых знаний способствует развитию мотивации к обучению и достижению успеха. Таким образом, решение задач профессионального характера на уроках способствует развитию интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики. Учащиеся понимают, что математика – важный предмет в их образовании. Любая конструкция, любой технологический процесс требует расчетов, порой содержащих больше математики, чем техники (Приложение 3).
Обучение с использованием практико – ориентированных задач способствует более прочному усвоению информации, так как они вызывают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих задач (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) призвана повысить интерес учащихся к предмету; развивает их любознательность, творческую активность, логическое и ассоциативное мышление, обеспечивающие развитие личности (наблюдательность, умение воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы); образное и аналитическое мышление; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов.
Приложения
Приложение 1
(«Нумерация «Наш город»)
Кемеровский театр драмы
1) 1 ноября 1934 года - дата рождения театра драмы.
Сколько лет театру?
2) Спектакли показывают в двух залах большом и малом. В большом зале 597 мест, в малом зале 60 мест.
Сколько всего мест в двух залах театра?
Приложение 2
(«Умножение и деление «Математика вокруг нас»)
МАГАЗИН

Мука

В 1 мешке 46 кг муки. Сколько муки в 6 таких мешках?
Рис

В 7 мешках 294 кг риса. Сколько риса в 1 таком мешке?
Что тяжелее? Что легче? На сколько килограммов?
Приложение 3
(«Элективный курс «Решение практических задач»)
№ п/пОсновные этапы учебного исследования Этапы учебного исследования по теме
«Длина окружности»
Мотивация.
Мотивирующей (исходной) задачей может служить следующая задача: «Радиус земельного участка круглой формы равен 50 метрам. Найдите длину изгороди этого участка»
Формулирование проблемы Учащиеся выполняют чертеж согласно условиям задачи, формулируют проблему – нужно найти длину окружности по известному радиусу.

Сбор фактического материала, его систематизация и анализ. На данном этапе можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся с помощью линейки и сантиметровой ленты измерить радиусы и длины окружностей предметов имеющих форму круга. Вычислить диаметры этих окружности. Результаты заносятся в таблицу.
r D C
1 2 3 Затем найти отношение C к D.
Выдвижение гипотез. Учащимся предлагается выразить формулой зависимость между диаметром и длиной окружности, зависимость между радиусом и длиной окружности. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.
Доказательство истинности гипотез После установления зависимости между радиусом и длиной окружности эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т. е. выводится формула зависимости длины окружности от радиуса этой окружности.