Статья Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся


Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся
Идея патриотического, духовно-нравственного воспитания, ее актуальность являются одним из главных направлений воспитания в любом государстве. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают как человека, общество, так и государство. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает внутренний мир человека.
Необходимо развивать гибкость  интеллекта, осваивать новые технологии. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей Родины, а это значит любить и уважать свою землю, дом, родителей, друзей и близких, культуру народа и т.п. Воспитывать в себе и в своих детях чувства высокой ответственности за свои дела, поступки, жить мудро и поступать нравственно. Позитивный процесс воздействия на личность человека имеет целью научить его делать правильный выбор между добром и злом, истиной и ложью, прекрасным и безобразным, сформировать человека высоконравственного, трудолюбивого, красивого в своих поступках и делах, достойного и нужного обществу.
Духовно-нравственное воспитание – предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов, моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями общества, развития творческих способностей, формирования активной жизненной позиции, творчества и инициативы. Духовно-нравственное воспитание связано с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает приобщение детей и молодежи к прекрасному через освоение мировых художественных ценностей эпох и народов через призму национального и общечеловеческого, проявлять себя в общении с миром культуры для выражения своей индивидуальности и творческой деятельности.
Не игнорируя принципы светского государства, в воспитательной работе необходимо уделять внимание изучению, разъяснению роли религии в современном мире и жизни отдельного человека. Необходимо развивать такие качества личности как уважительное отношение к людям другой культуры, религиозных верований, чувства ответственности, совести, долга, веротерпимости, добрососедства, сотрудничества, взаимопомощи и др. Мировая история убеждает, что любая цивилизация создавалась и развивалась, основываясь и на религиозные принципы, религия является важным фактором культуры в целом.
Вместе с тем, работа в данном направлении предполагает разъяснение сущности и активной деятельности в современном мире экстремистских религиозных организаций, различного рода миссионеров, разрушительно действующих на сознание и психику, несущих деструктивный характер в отношении человека, культуры, мирового сообщества в целом, в своей нетерпимости доходящих до актов террористической деятельности.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, всей образовательной среды начальной и средней школы при единстве различных факторов духовно-нравственного воспитания.
Таким образом, основная работа учителей в целях духовно-нравственного воспитания личности должна быть направлена на формирование и восстановление тех духовных ценностей, которые ярко обозначены духовной традицией народа. Один из путей предотвращения нравственной и духовной деградации учащихся в сегодняшнем состоянии общества нам видится в национальном воспитании, являющимся основой общей системы воспитания. Для активной реализации духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо помнить наставление из книги притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».
Литература
Федеральный закон от 29 декабря 1012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2011 гг.: Отечеств.ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2011. - C. 31.
 Парменов А.А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. – Ч.2. – М.: ИПК и ПРО, 2000. –  С. 54-62.
Тарусин М. Реальная страна: Элита и духовность // Фома, № 11 (55) ноябрь, 2007. с. 10
Хейзингa Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М., 2008. С.24-25.
http://www.yspu.yar.ru