Конспект итогового урока-игры по зоологии «Это мы: самые красивые, самые сильные, самые умные» (“Класс Пресмыкающиеся”)

Номинация 2. Разработка группового занятия
Итоговый урок после прохождения темы: “Класс Пресмыкающиеся” в виде игры: «Это мы: самые красивые, самые сильные, самые умные»
Формы и методы активного обучения. Работаю учителем биологии и с помощью проектов стараюсь сформировать из учеников самостоятельных исследователей, способных трансформировать себя и выработать собственную рабочую теорию. С этой целью ученик должен сделать две презентации своей работы в начале и в конце четверти. По требованиям презентации каждый ученик на протяжении 7-10 минут раскрывает свое видение проблемы или ее решения и т.п.
В процессе дискуссии в работе с малыми группами на уроках биологии иногда возникает потребность в конкретных задачах-проектах, которые получает каждая группа учеников. Формулирую проблему, контролирую разные подходы и их аргументацию в решении каждого предложенного варианта. Готовясь к занятию с групповой формой обучения, начинаю со следующего:
*Главное правильно выбрать активный метод для конкретного урока, что определяется целью урока, особенностями материала, который изучается.
* Правильно сформировать группу учеников.
* Тщательно продумать структуру урока с использованием групповых форм учебной деятельности.
* Избрать проблему для решения и наметить пути ее решения.
* Важно продумать и интерьер класса.
Ученики должны иметь возможность достаточно свободно двигаться в классе, объединяться в группы. Поэтому нужно выяснить, есть ли возможность в классе передвинуть столы, стулья и т.п..
Вот лишь некоторые типы активных практических уроков биологии, которые, на мой взгляд, смогут проиллюстрировать применение активных форм и методов на уроках биологии. На этих занятиях, отрабатываются коммуникативные, дискуссионные умения, которые необходимо усвоить на уроках биологии.
На уроке-конференции «Экологические проблемы в Еткульском районе» ученики “превращаются” в исследователей по конкретной проблеме, которая указана в планах к занятию (большей частью пять-шесть вопросов). Ученики распределяются на исследователей-докладчиков (пять человек), оппонентов (пять человек), участников конференции - большинство учеников. Как учитель, в зависимости от цели занятия, могу быть ментором или координатором - наблюдателем.
Занятия и предусматривает развитие именно этих навыков. Группу учеников разделяю на авторов исследовательской работы (пять-шесть человек), рецензентов (пять-шесть человек), оппонентов (пять-шесть человек), членов комиссии, которая оценивает выступления.
Урок-диспут. Эта форма работы на уроке биологии, как и предыдущие, связана и с мотивацией деятельности учеников, предусматривает развитие их коммуникативных умений. Чтобы усовершенствовать умение вести дискуссию, научный диалог с оппонентами, рецензентами, корректно задавать вопрос исследователям, четко и логически на них отвечать.
Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, для успешной работы в проектной группе ученики должны владеть основами работы с компьютером, навыками поисковой работы в Интернете, создания мультимедийных презентаций и т.п. Во-вторых, довольно трудно постоянно использовать для работы на уроках биологии кабинет информатики без продолжительных перемен расписания. Именно поэтому целесообразно соединить обычную работу по формированию базовых компетентностей учеников с созданием проектной группы для самостоятельной работы над проектом "Зимующие птицы села Шибаево".
Для тесного взаимодействия частей класса во время урока, необходимо комбинировать и объединять работу проектной группы с деятельностью остального ученического коллектива с использованием методов и форм активного взаимодействия сформированных групп. Что касается формирования проектной группы, то оно может осуществляться на основе предыдущего анкетирования и анализа деятельности учеников по усвоению предыдущих тем курса с использованием мультимедийных средств.
Сформированная проектная группа получила задачи по созданию проекта "Зимующие птицы села Шибаево", конечными продуктами которого будут буклет "Зимующие птицы села Шибаево"и ученические мультимедийные презентации соответственно тематике занятий.
Кроме проектной, необходимо использовать и другие формы и методы активного обучения. Каждый учитель имеет право избирать такие активные формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.
Формы и методы активного обучения, являются наиболее актуальны на сегодняшний день, поскольку они позволяют решать не только дидактические задачи, но и дают возможность формировать коммуникативные навыки, умение работать в “команде”, распределять роль в соответствии со способностями и желанием учащихся.
Разработка группового занятия по теме:
“Это мы: самые красивые, самые сильные, самые умные»
Цель урока: на основе ранее полученных знаний скорректировать, расширить и углубить представления учащихся о классе рептилий.
Задачи урока:
- формирование навыков работы в группе;
- формирование умения работать с источниками информации и научными текстами;
- формирование навыка работы по заданному алгоритму;
- формирование навыка составления плана и работы с ним;
- формирование мыслительных процессов синтеза и анализа, развитие логики.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: игровая.
Предварительная подготовка
В начале прохождения темы: “Класс Пресмыкающихся” с учащимися заранее обсуждается форма проведения итогового урока в виде игры: “Это мы, самые красивые, самые сильные, самые умные»
Учащиеся делятся на три группы.
Внутри каждой группы избираются координатор, ученики, которые готовят презентацию (1-2), ученики, которые подбирают вопросы (1-2), спикер, генератор идей.
Заранее определяем с учащимися конкурсные задания и критерии их оценивания.
Периодически по требованию группы провожу консультации как для группы в целом, так и для отдельных её членов.
Группам по жребию достаются темы: “Отряд крокодилы”, “Отряд черепахи”, “Отряд чешуйчатые”.
Из числа учащихся первого уровня учитель назначаю одного или двух помощников, ведущего (ведущий-учитель), определяю им роли секретаря или эксперта (экспертом может быть учащийся старших классов).
Сюжет игры
В Клуб Авторских Прав Природы (КАПП) поступают заявления от представителей отрядов черепах, крокодилов, чешуйчатых о признании их самыми красивыми, самыми сильными, самыми умными, то есть самыми эволюционно продвинутыми в рамках своего класса Рептилий. Председатель клуба (ведущий), секретарь и эксперт (1-3) принимают решение провести ряд соревнований между претендентами. Каждое соревнование оценивается определенным количеством баллов, набравшие - наибольшее количество баллов признаются самыми-самыми.
Ход урока
Действия учителя
Действия учащихся

Организационный момент. Напоминание порядка проведения игры
(слайд 1)

Председатель КАПП напоминает собравшимся представителям отрядов кл. Пресмыкающихся о поданных ими заявлениях, представляет своих помощников. Напоминает условия соревнований и их оценивание. Далее председатель предоставляет слово своему помощнику, который анализирует тексты заявлений (тексты были отданы ему заранее)
Учащиеся рассаживаются по группам. На столе у каждой группы отпечатанный порядок проведения конкурсов, критерии оценивания и копия текста их заявления в КАПП.
Помощник вносит первые результаты в таблицу оценок отрядов.

Проведение и оценивание основных конкурсов

Председатель просит эксперта или помощника перечислить для присутствующих основные признаки класса Пресмыкающихся.
Далее председатель напоминает, что представители каждого отряда должны были подготовить презентацию, рассказывающую об основных достоинствах своего класса.
Председатель и его помощники оценивают выступления групп в соответствии с заранее объявленными критериями и выставляют оценочные баллы в таблицу. Итоги сообщаются присутствующим.
Эксперт или секретарь перечисляет основные признаки класса:
(слайд 2)
1) сухая кожа, лишённая желёз;
2) появление трех зародышевых оболочек в яйце и развитие яйца вне воды, на суше;
3) усложнение во всех системах органов, связанное с жизнью в наземно-воздушной среде.
Представители каждой группы учащихся, согласно жребию, демонстрируют свои презентации, сопровождая их рассказом.
(слайд 3,4,5, « Отряд крокодилы»);
(слайд 6 -13, «Отряд чешуйчатые»);
(слайд 14 - 16,“Отряд черепахи”)

Председатель объявляет конкурс “Расскажу вам о себе” (слайд 17) По условию соревнования о себе может рассказать любой из присутствующих членов отряда. Его основная задача представить свою особь в наиболее выгодном свете, подчеркнув адаптивные признаки, красоту и целесообразность внешней формы. Представители правления КАПП подводят итоги конкурса, выставляют баллы
Учащиеся заранее, по желанию, избрали себе тех представителей отряда, о которых будут рассказывать. Те, кто не принимал участия в конкурсе, могут сдать свои рассказы в письменном виде.
Приблизительный план рассказа:
1. Систематическое положение.
2. Среда обитания.
3. Самые яркие адаптации.
4. Значение в экосистеме и для человека.
Время выступления – две-три минуты.

Председатель КАПП объявляет конкурс на самый интересный вопрос и напоминает его условия.
Председатель подводит итоги и оценивает качество вопросов совместно со своими помощниками
Представители каждого отряда задают соперникам по одному вопросу, касающемуся класса рептилии в целом или непосредственно отряда соперников.
Пример: у каких представителей класса рептилий болят зубы и почему?

Председатель КАПП объявляет заключительный конкурс в программе состязаний “Рожденный ползать может взлететь” (слайд 18) Участникам состязаний предлагается обсудить в своей группе, какие мутационные изменения должны произойти во внешнем и внутреннем строении рептилий, чтобы они превратились в птиц. Высказать предположение, какая именно группа пресмыкающихся дала начало классу птиц.
Каждая группа должна предоставить рисунок предполагаемой промежуточной переходной формы между пресмыкающимися и птицами.
(слайд 19)
Учащиеся обсуждают внутри групп задания и определяют основное направление мутационного процесса:
1. Предположительно, птицы произошли ок.500 млн. лет назад от первоптиц, которые, вероятно, были прямыми потомками ящеротазовых динозавров. К появлению первоптиц могли привести следующие мутации
- видоизменение роговых пластинок в перо;
- появление полых костей;
- вытягивание верхней и нижней челюстей и исчезновение зубов;
- изменение костей передней конечности и превращение её в крыло;
- появление 4-камерного сердца, редукция одной дуги аорты;
- возникновение теплокровности;
-усложнение дыхательной системы;
- упрочение позвоночника, особенно в нижней его части;
- увеличение объема переднего мозга и появление коры и т.д.
(слайд 18)
2. Рисунок, предоставленный группами, должен напоминать археоптерикса.

Председатель КАПП и его помощники подводят итоги конкурсов. Пока секретарь производит подсчет баллов, председатель задает вопросы участникам состязаний:
1. Какой отряд, на ваш взгляд, проявил более глубокие знания?
2. Какой из конкурсов был для вас наиболее сложным?
3. О каких интересных фактах из жизни пресмыкающиеся вы узнали сегодня впервые? (слайд 20)
Секретарь оглашает итоги конкурсов и объявляет победителя.
Представители отрядов отвечают на вопросы.

Подведение итогов
Учитель проводит краткий анализ работы групп и сообщает, какие оценки будут выставлены ученикам. В случае неудовлетворенности выставленной оценки группа может попытаться оспорить свой результат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005. - 208 с.
2.Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 176с.
3. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 - 11 классы: дидактические материалы. М.: Вентана - Граф, 2009. - 192 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с.
5. Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А..: Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ М: Интеллект-Центр, 2012. - 99 с.
6. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика, 2000. --№ 7.-С. 12-18.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. - 198 с.
Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2007. - 280 с.
8. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологи. М.: Педобщество России, 2000. - 98 с.
9. Никишов, В.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы [Текст] / В.И. Никишов. - М.: Дрофа, 1996. - 401 с.
10. Ярошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. К.: Партнер, 1997. - 193 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315