Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс (Макарова Н.В.)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № _______ от _________2015г.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс
на 2015-2016 г
Программа составлена на основе авторской: Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 – 11 класс).: Питер, 2010. Стр.116 - 126.
Составитель: учитель Шакуля М.А.
квалификационная категория: без категории
Тюменцево 2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9-11 классов составлена на основе
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (от 05.03.2004 №1089;
Примерной программы основного общего образования) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ.
Н.В.Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5-11 класс: Питер, 2010. Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 9-11 классах.
Актуальность
В период перехода к информационному обществу важным достижением любого человека является его умение оперативно и качественно работать с информационными системами, применять их для всестороннего анализа получаемой информации и результатов ее обработки, к принятию обоснованных и своевременных решений на основе результатов компьютерной обработки. Таким образом, учитель должен сформировать умение работы с техническими и программными средствами информационно коммуникационного направления; определить логическую и непрерывную последовательность изучаемого материала; создать соответствующие условия обучения в данном направлении. Основная цель обучения информатике и ИКТ по авторской концепции Н.В.Макаровой преподавание направлено на обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося. Эта цель может быть достигнута только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода, который способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.
Глубокие и прочные основы информационной культуры, сформированные на уроках по дисциплине «Информатика и ИКТ», обеспечат в дальнейшем быстрейшую адаптацию учащегося в обществе после окончания школы.
Цели обучения в 10 классах:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи обучения в 10 классах:
формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют система базовых знаний, знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе СДП;
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности.
Специфика:
Содержание данной программы согласовано с содержанием авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для средней школы 10-11 классы) автора Макаровой Н.В. Изменения относятся лишь к программному обеспечению, которое необходимо для выполнения практических работ и связано с использованием программного обеспечения Open Office.org.
Приемы:
По дидактическим целям используются методы приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Всестороннему, образному, чувственному восприятию учебного материала способствует применение мультимедийных средств и средств ИКТ.
Практические работы обеспечивают формирование практических умений и навыков работы со средствами ИКТ. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.
Дидактические игры позволяют моделировать изучаемый объект, явление, процесс с помощью компьютера.
Методы: метод проблемного обучения применяется при изучении теоретического материала по изучению моделей в среде Open Office. org.
Блочномодульное обучение используется в процессе изучения технической части, истории развития компьютерной техники, интерфейса программного обеспечения, применяемого при выполнении практических работ.
Предмет Информатика и ИКТ позволяет более широкому внедрению метода программированного обучения при проверке знаний.
формы изучения информатики и ИКТ в 10 классах:
Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Это вопросы, связанные с изучением аппаратной части компьютера и назначением отдельных ее блоков, логики их работы; программным обеспечением это операционной системы Windows, Open Office.org
Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.
Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их учебных и профессиональных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к литературе, истории, биологии и химии, физики, жизни школы, сфере их персональных интересов.
В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим направлениям применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную подготовку работы с офисным программным обеспечением.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые направлены на обеспечение индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.
Практические занятия для учащихся проходят в форме групповой работы со средствами ИКТ. Целью технологии обучения являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.
Педагогические технологии при изучении Информатики и ИКТ
Название
Цель
Сущность
Механизм
Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учениками познавательных задач, решая которые учащиеся активно усваивают знания
Поисковые методы; постановка познавательных задач из математики, физики, биологии, географии, ОБЖ.
Концентрированное обучение
Создание условий близких к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса
Глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки при изучении программного обеспечения различного назначения.
Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности школьников при работе в компьютерном классе.
Модульное обучение
Обеспечение гибкости, приспособление обучения к индивидуальным потребностям ребенка, уровню его базовой подготовки работы с средствами ИКТ.
Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной учебной программой
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей.
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию средствами ИКТ.
Вовлечение школьников в различные виды деятельности.
Дифференцированное обучение
Создание условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.
Усвоение программного материала в соответствии с планируемыми результатами.
Методы индивидуального обучения
Активное (контекстное) обучение
Организация активности учеников при изучении теоретического материала и выполнении практических работ
Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности.
Методы активного обучения
Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений изучения информатики и ИКТ.
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации с помощью средств ИКТ и сети Интернет
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения в процессе работы с средствами ИКТ.
Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов; осмысление; рефлексия.
Виды деятельности
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных средств информационно-коммуникационных технологий (аппаратные и программное обеспечение), компьютерное моделирование;
формирование умений работы с техническим и программным обеспечением;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач с помощью средств ИКТ;
приобретение опыта работы с различными видами программного обеспечения, независимо от их назначения;
самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет, ее анализ и выводы.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение общения в сети Интернет. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, в том числе сети Интернет.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по Информатике и ИКТ являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: задачи, самостоятельные работы, тесты. Практические работы направлены на применение умений использования программного обеспечения в повседневной работе с компьютером. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела) или окончании выполнения практической работы. В учебно-тематическом плане приведены практические работы для проверки уровня усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения соответствующего программного обеспечения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов:
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
1. Знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
2. Уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Категории оценок по темам в 10 классе:
Оценка знаний учащихся по теме: 1. Информационная картина мира (18 час.)
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой:
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия информации; отличие информации от данных; свойства информации; понятие выборки данных; информационного процесса; восприятие и проявление информационного процесса в мире; информационной модели; отличие замкнутой информационной модели от разомкнутой; назначение типовых моделей; информационного объекта; отличие информационной технологии от материальной; отличие информационной технологии от информационной системы;
б) знает и может объяснить типы систем счисления, используемых в компьютере; правила перевода чисел, из одной системы счисления в другую; форматы представления в компьютере текстовой информации ASCII (КОИ-8) и Unicode; особенности растровой и векторной графики; форматы графических и звуковых файлов; графический интерфейс электронных таблиц CALC; особенности класса задач, ориентированных на моделирования в электронных таблицах; особенности класса задач, ориентированных на моделирования в электронных таблицах; этапы построения моделей для электронной таблицы; технологию моделирования в среде табличного процессора; этапы построения моделей для электронной таблицы; технологию моделирования в среде табличного процессора.
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- привел примеры свойств информации; определения объема информации в сообщении; основных свойств информации; информационных процессов из окружающей среды; сравнения информационных процессов, протекающих в природе и обществе; информационных объектов из окружающей среды; примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде; представления чисел в разных форматах, используемых в компьютере.
б) продемонстрировал знания основных понятий: информация и ее виды, представление различных видов информации с помощью компьютера, кодирование информации, единицы измерения информации; умение работы с электронными таблицами, использования формул, диаграмм и графиков в электронных таблицах.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Программное обеспечение информационных технологий. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Writer (4 часа).
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия текстового процессора; видов текстовых документов; назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов; особенности интерфейса среды текстового процессора Writer, объекты текстового документа; параметры основных объектов; как подготовить страницу для размещения в ней текста; технологию редактирования текста.
б) знает и может объяснить назначение графического интерфейса к программам Writer; особенности редактирования в среде Writer
умеет: создавать список и текстовый документ; форматировать текст; изменять начертания шрифта в любом месте документа; форматировать абзацы; оформлять титульный лист, используя разнообразные средства Writer; вставлять в текст объекты WordArt.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Информационно-коммуникационная технология работы в компьютерной сети (10 часов)
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия компьютерной сети, ее назначение и типовой состав компьютерных сетей (сервер, рабочие станции, свич; роутер, модем, витая пара); классификацию компьютерных сетей (локальной, корпоративной и глобальной сетей); состав сети Интернет (WWW, E – mail, FTP, UseNet, ICQ); некоторые образовательные ресурсы Интернет; сетевое общение (чаты, электронная почта, телеконференции) .
б) знает и может объяснить работу почтовой службы Mail.ru (регистрация, просмотр почты, пересылка сообщения, открытки, присоединенного файла); поисковые системы (Яндекс, Гугл, Рамблер, Апорт).в) освоил технологию поиска в Интернете: по URL адресам, по рубикатору поисковой системы, по ключевым словам, профессиональному поиску.
г) выполнил практическую работу «Поиск информации в Интернете» в полном объеме, согласно описанию.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Информационная технология в виде презентаций в среде Impresa (8 ч.)
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя назначение и функциональные возможности приложения программы подготовки презентаций Impresa; объекты и инструменты Impresa; назначение и виды шаблонов презентации; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации (текст, графика, фотоальбом, звук, видео, анимация).
б) Умеет: разрабатывать план презентации; выбирать шаблоны; корректировать план, в зависимости от темы; создавать и оформлять слайды; изменять настройки слайда.
в) В полном объеме выполнил практические работы: 1. «Создание презентации при помощи Мастера автосодержания», 2. «Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника»» согласно описанию.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Calc (12 ч.)
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя назначение и функциональные возможности программы табличного процессора Calc; объекты и инструменты Calc; понятия абсолютной и относительной ссылки и их применение в формулах; умеет автоматизировать процессы вычисления в таблицах, применяя различные математические и логические формулы; строить графики и диаграммы на основе данных таблицы; применять табличный процессор для решения исследовательских задач по математике, биологии, физике, химии.
в) В полном объеме выполнил практические работы: 1. «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм», 2. «Технология накопления данных и их обработка в Calc», 3. «Автоматизированная обработка данных с помощью анкет» согласно описанию.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Информационная технология разработки проекта (10 ч.)
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия проекта, дерево целей проекта, структура продукта, матрица ответственности; виды пректов по сфере деятельности, продолжительности, сложности и масштабу; знает: основные этапы разработки проекта; четко представлять структуру проекта – как его информационные модели, для решения повседневных и исследовательских задач по математике, биологии, физике, химии. б) В полном объеме выполнил практические работы: 1. «Разработка социального проекта «Жизнь без сигареты»», 2. «Информационная технология создания проекта «Жизнь без сигареты»» согласно описанию.
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка знаний учащихся по теме: Основы программирования в среде Turbo Pascal (5 часов).
а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия математической модели, программы, операторов ввода и вывода, Условия; знает общий вид структуры программы Turbo Pascal, операторы Readln, Writeln, :=, If then else ; умеет решать задачи по математике, физике и химии на применение этих операторов. б) В полном объеме решил задачи: 1. Определение суммы квадратов цифр, входящих в любое трехзначное число. 2. Определение максимального значения для любых трех чисел. 3. Входит ли введенное значение в заданный промежуток
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
При изучении всех тем
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий (компьютера и программного обеспечения) для формирования функциональной грамотности, социализации учеников, последующей деятельности выпускников, повышения эффективности в освоении других учебных предметов. Для усиления мотивации, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационно-коммуникационных технологий для решения практически значимых для школьников задач.
Организация проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств в их профессиональных версиях (Операционные системы: MS Windows, Linux; прикладные: Блокнот, Paint, Open Office.org ) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.
Изучение базового курса в средней школе ориентировано на использование учебно- методического комплекта:
Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с
Информатика и ИКТ. Учебник. 10-11, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9./ Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 384 с.
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 – 11 класс)..: Питер, 2010. Стр.116 - 117.
Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке в течение 20 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.
Место предмета
По «Программе по информатике и ИКТ» Н.В.Макаровой на изучение предмета в 10 классах отводится по 2 часа неделю, итого 68 часов за учебный год в каждом классе. По учебному плану школы на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов.
Из них: зачетные занятия- 2 часа, практические работы в количестве 39 часов в 10 классе.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Содержание авторских программ Макаровой Н.В. «Программе по информатике и ИКТ» соответствует всем разделам стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана.
Распределение учебных часов по разделам программы в 10 классе
Информационная картина мира (17 час.)
Информационные процессы, модели, объекты.
Программное обеспечение информационных технологий (55 часов)
Из них:
Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Writer (5 часов).
Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети (10 часов).
Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Impresa (8 часов).
Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Calc (12 часов)
Информационная технология разработки проекта (10 часов).
Основы программирования в среде Visual Basic (10 часов)
Компьютерная поддержка курса
Электронный калькулятор Операционная система Windows
Файловый менеджер Total Commander Windows-CD
Архиватор WinRAR Windows-CD
Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus, Avast
Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
Программа разработки презентаций Impresa из Open Office.org
Дистрибутив Open Office.org
Электронные таблицы Calc из Open Office.org
Система управления базами данных, входящая в Open Office.org
Текстовый редактор Writer из Open Office.org
Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD
Среда программирования Visual Basic.
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№ урока
Тема урока
элементы содержания
Планируемые результаты
знания
умения
навыки
1
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информация и данные. Свойства информации.
правила техники безопасности, информация, данные, свойства информации
краткую характеристику каждой информационной революции;понятие информационного процесса;понятие информационной карты мира;типы систем счисления используемы на компьютере; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемы на компьютере и наоборот.понятие информационного объекта;что вкладывается в понятие «отчужденности» от объектаоригинала.понятие модели и цель ее создания;какую роль играет информация при создании модели;понятие информационной модели и цель ее создания;понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.характерные черты индустриального общества;характерные черты информационного общест-ва;суть процесса информатизации.
приводить примеры систем, подсистем; выполнять поиск данных.переводить числа из одной системы счисления в другую, использовать различные варианты представления информации; строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; построение структурной модели; представлять формы алгоритма: блок-схему, учебный алгоритм, язык программирования
организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе.Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект.
2
Информационный процесс
понятие информационного процесса
3
Информационная модель объекта
модель, объект, информационная модель
4
Информационнная модель объекта. Представление об информационном объекте.
модель, объект, информационная модель
5
Представление числовой информации в компьютере. Соотношения систем счисления.
Понятие числовой информации, системы счисления
6
Представление числовой информации в компьютере. Соотношения систем счисления.
Понятие числовой информации, системы счисления
7
Представление числовой информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере.
формат числа, системы счисления, графическая информация
8
Представление числовой информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере.
формат ASCII, Unicode
9
Моделирование в электронных таблицах
Электронные таблицы, моделирование в электронных таблицах
10
Моделирование задачи расчёта геометрических параметров объекта.
Геометрические параметры задачи, этапы моделирования
11
Практическая работа № 1 «Решение задачи расчёта геометрических параметров объекта»
Технология решения задач путем моделирования в электронных таблицах
12
Проектирование таблиц, визуализация данных.
проектирование, визуализация. Моделирование ситуации
13
Практическая работа № 2 «Проектирование таблиц, применение условного форматирования». Т.б.
Технология решения задач путем моделирования в электронных таблицах
14
Практическая работа № 3 «Визуализация данных в среде табличного процессора. Использование функций». Т.б.
Технология решения задач путем моделирования в электронных таблицах
15
Обработка массивов данных.
массивы данных, обработка массивов
16
Практическая работа № 4 «Автоматизированная обработка данных в среде табличного процессора»
технология решения задач в среде табличного процессора
17
Моделирование биологических процессов
понятие биологических процессов
18
Практическая работа № 5 «Решение задач с помощью консолидации данных».
технология решения задач в среде табличного процессора
19
Практическая работа № 6 «Форматирование объектов текста».
технология работы с текстовым процессором, форматирование объекта
назначение и типовой состав компьютерных сетей;основные системы гло-бальной сети Интернет и их назначение;понятие этики сетевого общения;назначение поисковых систем и особенности профессионального поис ка;назначение программы- браузера; технологию поиска по адресам; тех-нологию поиска по руб-рикатору поисковой сис-темы; технологию поиска по ключевым словам; какие виды поиска информации существуют в Интернете;назначение метапоиско-вых систем. правила общения в ча-тах, по электронной поч-те, в телеконференцияхправила формирования адреса информационного ресурса Интернета.классификацию компью-терных сетей;понятие сетевой и ин-формационно-коммуникационной тех-нологий и их различия
рассказать о различиях между сервером и рабо-чей станцией;привести характеристику каждой системы Интер-нет;меры информационной безопасности при работе в сети;программные и аппарат-ные средства для обеспе-чения безопасности ин-формации.объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет -ресурсадать характеристику ло-кальной, корпоративной и глобальной сетей.
пользоваться электрон-ной почтой: просматри-вать почту, пересылать сообщения, отправлять открытки;искать информационный ресурс по URL–адресу; выполнять основные ор-ганизационные меры ин-формационной безопас-ности;производить автоматиче-ское обновление антиви-русных программ;соблюдать рекомендации по получению достоверной информации.искать информационный ресурс по рубрикатору; искать информационный ресурс по ключевым словам;формировать сложныйкритерий поискаработать в почтовой сис-теме открытого доступа; работать в среде про-граммы удаленного дос-тупа HiperTerminal.корректно общаться в сети;организовывать телекон-ференции и соблюдать этику общения;анализировать электрон-ные письма с точки зре-ния этики сетевого обще-ния;использовать сокращен-ные словоформы по не-обходимости.
20
Практическая работа № 7 «Создание и редактирование графических и табличных объектов»
графические и табличные объекты
21
Практическая работа № 8 «Установка параметров страницы».
технология работы с текстовым процессором, установка параметров страницы
22
Практическая работа № 9 «Изменение структуры текстового документа».
технология работы с текстовым процессором, структура документа, изменение структуры документа
23
Зачетное занятие №1
24
Разновидности компьютерных сетей.
понятие компьютерной сети, виды сетей
назначение и типовой состав компьютерных сетей;основные системы гло-бальной сети Интернет и их назначение;понятие этики сетевого общения;назначение поисковых систем и особенности профессионального поис ка;назначение программы- браузера; технологию поиска по адресам; тех-нологию поиска по руб-рикатору поисковой сис-темы; технологию поиска по ключевым словам; какие виды поиска информации существуют в Интернете;назначение метапоиско-вых систем. правила общения в ча-тах, по электронной поч-те, в телеконференцияхправила формирования адреса информационного ресурса Интернета.классификацию компью-терных сетей;понятие сетевой и ин-формационно-коммуникационной тех-нологий и их различия
рассказать о различиях между сервером и рабо-чей станцией;привести характеристику каждой системы Интер-нет;меры информационной безопасности при работе в сети;программные и аппарат-ные средства для обеспе-чения безопасности ин-формации.объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет -ресурсадать характеристику ло-кальной, корпоративной и глобальной сетей.
пользоваться электрон-ной почтой: просматри-вать почту, пересылать сообщения, отправлять открытки;искать информационный ресурс по URL–адресу; выполнять основные ор-ганизационные меры ин-формационной безопас-ности;производить автоматиче-ское обновление антиви-русных программ;соблюдать рекомендации по получению достоверной информации.искать информационный ресурс по рубрикатору; искать информационный ресурс по ключевым словам;формировать сложныйкритерий поискаработать в почтовой сис-теме открытого доступа; работать в среде про-граммы удаленного дос-тупа HiperTerminal.корректно общаться в сети;организовывать телекон-ференции и соблюдать этику общения;анализировать электрон-ные письма с точки зре-ния этики сетевого обще-ния;использовать сокращен-ные словоформы по не-обходимости.
25
Практическая работа № 10 «Представление о сервисах Интернета»
интернет, сервисы интернет, веб-страницы
26
Информационная технология передачи информации через Интернет. Этика сетевого общения.
передача информации, буфер обмена, соц.сети, этика общения
27
Практическая работа № 11 «Пересылка информации через Интернет».
передача информации, буфер обмена, соц.сети, этика общения
28
Информационная технология поиска информации в Интернете.
понятие браузера. Поиск информации, адрес URL
29
Практическая работа № 12 «Поиск по адресам URL. Поисковые системы».
технология работы с поисковыми системами
30
Практическая работа № 13 «Поиск по рубрикатору поисковой системы».
рубрикатор, поиск по рубрикатору
31
Практическая работа № 14 «Поиск информации по ключевым словам»
ключевое слово, поиск по ключевым словам
32
Практическая работа № 15 «Профессиональный поиск. Формирование сложных запросов»
сложные запросы, фильтры
33
Информационная безопасность сетевой технологии работы.
информационная безопасность, защита информации, антивирусное ПО
34
Возможности программной среды подготовки презентаций.
программная среда подготовки презентации, инструментарий программной среды
назначение и функцио-нальные возможности приложения Power Point; основные объекты пре-зентации; назначение и виды шаблонов презен-тации; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации. объекты и инструменты Power Point; технологию настройки Power Point.
оперировать раз-личными видами инфор-мационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; соблюдать правила техники безопасности и ги-гиенические рекоменда-ции при использовании средств ИКТ; использо-вать приобретенные зна-ния и умения в практиче-ской деятельности и по-вседневной жизни для эффективного примене-ния информационных образовательных ресур-сов в учебной деятельно-сти, в том числе самооб-разовании. вставлять в презентацию звук и видеоклип; на-страивать эффекты ани-мации.
создавать и оформлять слайды; изменять на-стройки слайда; выби-рать и настраивать ани-мацию текста, картинки;
35
Практическая работа № 16 «Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания». Т.б.
технология работы в приложении Power Point
36
Практическая работа № 17 «Выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания». Т.б.
37
Практическая работа № 18 «Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой». Т.б.
38
Поиск материалов в Интернете. Заполнение презентации.
39
Практическая работа № 19 «Создание элементов управления презентацией».
40
Практическая работа № 20 «Оформление экспресс-теста. Настройка анимации».
41
Практическая работа № 21 «Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников».
42
Статистическая оработка массива данных и построение диаграмм
БД, СУБД, картотеки, справочники, массивы
назначение и правила формирования логиче-ских и простейших статистические функций;представление результатов статистической обра-ботки в виде разнотипных диаграмм;технологию создания интерактивных оболочек;правила формирования логических формул;методы построения таблиц;правила создания диаграмм;технологию обработки данных; понятие макроса и технологию его создания, область использования.
обрабатывать массивы данных;строить различные виды диаграмм по расчетным данным;обрабатывать результаты тестирования;настраивать формы ввода данных;создавать шаблон для регистрации данных в виде анкет;работать с несколькими страницами книги;использовать формы для внесения данных в таблицу;создавать макросы.
самостоятельно обрабатывать массивы данных;строить различные виды диаграмм по расчетным данным;анализировать результаты тестирования;настраивать формы ввода данных;создавать шаблон для регистрации данных в виде анкет;работать с несколькими страницами книги;использовать формы для внесения данных в таб-лицу;создавать макросы.
43
Практическая работа № 22 «Статистическая обработка массива данных».
технология работы с БД и СУБД
44
Практическая работа № 23 «Технология обработки статистических данных».
45
Практическая работа № 24 «Технология обработки результатов тестирования».
46
Представление об основных этапах разработки проекта.
стандартные и индивидуальные информационные модели. Приложение MS Access
назначение и функцио-нальные возможности приложения Power Point; основные объекты пре-зентации; назначение и виды шаблонов презен-тации; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации. объекты и инструменты Power Point; технологию настройки Power Point.
оперировать раз-личными видами инфор-мационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; соблюдать правила техники безопасности и ги-гиенические рекоменда-ции при использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресур-сов в учебной деятельно-сти, в том числе самооб-разовании. вставлять в презентацию звук и видеоклип; на-страивать эффекты ани-мации.
искать информационный ресурс по URL–адресу; выполнять основные организационные меры ин-формационной безопасности; производить автоматическое обновление антиви-русных программ;соблюдать рекомендации по получению достоверной информации.искать информационный ресурс по рубрикатору; искать информационный ресурс по ключевым словам;формировать сложный критерий поиска, корректно общаться в сети; использовать сокращенные словоформы по необходимости.
47
Базовые информационные модели проекта.
Понятие базовой информационной модели
48
Разработка информационных моделей проекта.
Этапы разработки информационной модели
49
Анализ социальной проблемы. Составление плана работы.
планирование, анализ социальной проблемы, создание отчета
50
Практическая работа № 25 «Структура продукта. Матрица ответственности».
технология работы в приложении MA Access
51
Практическая работа № 26 «Информационная технология создания социального проекта».
52
Практическая работа № 27 «Поиск материалов в Интернете. Заполнение презентации».
53
Практическая работа № 28 «Обработка материалов исследований, опросов в среде табличного процессора».
54
Практическая работа № 29 «Представление результатов проекта».
55
Практическая работа № 30 «Организация молодёжного форума в Интернете».
56
Зачетное занятие №2
57
Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic
среды Visual Basic и ее характеристики. События, методы, управляющие переменные, метки
характеристики среды Visual Basic, события и методы, назначения и формы, назначение и виды управляющих переменных, области определения переменных, синтаксис процедуры, синтаксис функции
создавать процедуры с параметрами и без параметров, использовать в программах стандартные функциипрограммно изменять свойства формы, использовать различные способы управления окнами
самостоятельно изменять состав разработки проекта, применять графический метод Line, писать программы обработки различных событий, создавать и использовать метки для отображения текстовой информации
58
Практическая работа № 31 «Технология работы с формой: задание свойств, их редактирование».
Технология и этапы работы в среде Visual Basic
59
Практическая работа № 32 «Технология работы с графическими методами; назначение и синтаксис».
60
Практическая работа № 33 «Понятие переменной и её значения в программе. Оператор присваивания».
61
Практическая работа № 34 «Синтаксис оператора ввода данных».
62
Практическая работа № 35 «Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка».
63
Практическая работа № 36 «Технология создания меток, текстовых окон и написания программы с управляющей кнопкой».
64
Практическая работа № 37 «Процедуры и функции: понятие, синтаксис, примеры оформления». Т.б.
65
Практическая работа № 38 «Использование процедур и функций с параметрами».
66
Практическая работа № 39 «Использование процедур и функций с параметрами».
67
Зачетное занятие №3
68
Зачетное занятие №4
Всего за учебный год:
68
Литература
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М. 2004.- 266с.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. - М.- 2004 - 12 с.
Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9 – 11 класс./ Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2007.- 384 с.
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 – 11 класс).- СПб.: Питер, 2010 128 с.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СШ: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для. учителей. Основы алгоритмизации и программирования. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2007.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММУ
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715