Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная информатика 5 класс
«Согласовано»
Руководитель МО учителей естественно – математического цикла
_________ /Юзвитскова Ю.А./
от «29» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/ Трушина Т.Н./
от «29» августа 2016г.
«Утверждено»
Директор школы
________ / Смирнов Н.М./
от «29» августа 2016г.
Рабочая программа
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Окская средняя школа»
муниципального образования - Рязанский
муниципальный район Рязанской области
Учителя информатики высшей квалификационной категории
Юзвитсковой Юлии Алексеевны
по внеурочной деятельности
«Занимательная информатика», 5 класс.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 7 от «29» августа 2016г.
2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-7 классов начальной общеобразовательной школы под редакцией Л.Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисци-плин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;
-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.Предметные результаты:
-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАИнформация вокруг нас (9 часов)
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Информационные технологии (17 часов)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации
Информационное моделирование (3 часа)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации (4 часа)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.
№
п/п Дата Тема урока Основные понятия Тип
урока ОУУН Цифровые образователь
ные ресурсы Компьютерный практикум
1 Информация — Компьютер — Информатика. информация, данные, информатика, компьютер комбинир. Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры получения различных видов информации человеком Презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности» Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
2 Как устроен компьютер. процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура комбинир.
Осознавать роль компьютера как устройства , облегчающего интеллектуальный труд человека. Называть и демонстрировать основные устройства компьютера Презентация «Компьютер и информация», презентация «Компьютер на службе у человека» Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
3 Ввод информации в память компьютера. устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш комбинир.
Осознавать роль клавиатуры как важнейшего устройства ввода информации. Приводить примеры устройств ввода Презентация «Знакомство с клавиатурой» Клавиатурный тренажер в режиме игры.
4 Основная позиция пальцев на клавиатуре. алфавитно-цифровая клавиатура комбинир.
Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку.
Презентация «Правила работы на клавиатуре» Клавиатурный тренажер в режиме игры.
5 Программы и файлы. программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл комбинир.
Понимать принцип программной обработки данных. Понимать принцип хранения данных виде файлов Клавиатурный тренажер в режиме игры.
6 Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. рабочий стол, значок, ярлык, кнопка комбинир.
Выполнять основные действия мыши: щелчок, двойной щелчок, перемещение Логическая игра «Пары» Освоение мыши
7 Запуск программ. меню, главное меню, окно, элементы окна комбинир.
Запускать программы из меню Пуск. Изменять размеры окна программы, перемещать окно по экрану Запуск программ. Основные элементы окна программы
8 Управление компьютером с помощью меню. раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления комбинир.
Уметь узнавать команды меню при помощи мыши Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;
файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc. Управление компьютером с помощью меню
9 Действия с информацией. Хранение информации. информация, оперативная память, внешняя память комбинир.
Приводить примеры различных видов информации, обрабатываемых при помощи технических устройств
Презентация «Хранение информации» Логическая игра (тренировка памяти)
10 Носители информации носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск комбинир.
Объяснять, что такое носитель информации. Приводить примеры современных носителей информации
Презентация «Носители информации» Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
11 Передача информации. источник информации, приемник информации комбинир.
Называть составляющие процесса передачи информации. Приводить примеры источника, приёмника информации и информационных каналов
Презентация «Средства передачи информации» Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений
12 Кодирование информации. условный знак, код, кодирование комбинир.
Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека Презентация «В мире кодов» 13 Формы представления информации. код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования
комбинир.
Приводить примеры информации, представленной в различной форме Игра «Морской бой» 14 Текст как форма представления информации. текст комбинир.
Осознавать , что текст – наиболее распространённая форма представления информации Презентация «Текс: история и современность» (часть 1) Логическая игра
15 Табличная форма представления информации. таблица, графа и строка таблицы комбинир.
Уметь применять таблицы при решении логических задач Презентация «Табличный способ решения логических задач» Игра «Морской бой»
16 Наглядные формы представления информации. схема, диаграмма комбинир.
Уметь систематизировать знания, умения и навыки при выполнении проверочной работы Презентация «Наглядные формы представления информации»,
интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml;
файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc. 17 Обработка информации.
информация, обработка информации комбинир.
Уметь выполнять несложные вычисления при помощи приложения «Калькулятор» Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
18 Обработка текстовой информации. текстовый редактор, текстовый процессор, документ комбинир.
Осознавать роль текстовых редакторов как средство обработки текста, уметь вводить текст при помощи клавиатуры, сохранять и открывать документ
Презентация «Текс история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. Ввод текста
19 Обработка текстовой информации. редактирование, вставка, замена, удаление комбинир.
Знать основные операции редактирования текста. Знать название и назначение клавиш редактирования
Ппрезентация «Текс: история и современность» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.
Редактирование текста
20 Редактирование текста. Работа с фрагментами. фрагмент, буфер комбинир.
Знать основные операции редактирования текста. Знать название и назначение клавиш редактирования
Презентация «Текст: история и современность» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf. Редактирование текста
21 Редактирование текста. Поиск информации. редактирование, поиск, замена комбинир.
Знать основные операции редактирования текста. Знать название и назначение клавиш редактирования
Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf. Редактирование текста
22 Изменение формы представления информации. Систематизация информации. информация, обработка информации, сортировка комбинир.
Иметь общее представление о систематизации как способе обработки информации. Уметь упорядочивать информацию в соответствии с заданным критериям 23 Форматирование - изменение формы представления информации. форматирование, выравнивание, шрифт, начертание комбинир.
Уметь форматировать документ, используя кнопки на панели инструментов Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf. Форматирование текста
24 Компьютерная графика. компьютерная графика, графический редактор комбинир.
Знать назначение графического редактора, уметь его запускать Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. Знакомство с инструментами рисования графического редактора
25 Инструменты графического редактора.
обработка информации, граф. редактор, инструменты комбинир.
Знать назначение графического редактора, уметь его запускать Образцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp. Знакомство с инструментами рисования графического редактора
26 Обработка графической информации. обработка информации, сканер комбинир.
Знать назначение графического редактора, уметь его запускать. Понимать назначение основных инструментов ГР Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;
интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;
файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.
Раскраска
27 Обработка текстовой и графической информации.
текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ комбинир.
Уметь вставлять рисунок в текстовый документ Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) Пригласительный билет. Создание комбинированных документов
28 Преобразование информации по заданным правилам. входная и выходная информация комбинир.
Иметь общее представление о разработке плана действий как способе обработки информации Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
29 Преобразование информации путем рассуждений. логические рассуждения комбинир.
Иметь общее представление о преобразовании информации путём рассуждений как способе получения новой информации Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. Работа с фрагментами рисунка
30 Разработка плана действий и его запись. план действий комбинир.
Иметь общее представление о разработке плана действий как способе обработки информации Логическая игра «Переливашки» Логическая игра «Черный ящик»
31 Разработка плана действий и его запись. план действий комбинир.
Иметь общее представление о разработке плана действий как способе обработки информации Логическая игра «Переливашки» Логическая игра «Переправа»
32 Создание движущихся изображений. сюжет, видео-сюжеткомбинир.
Иметь представление о программных средствах создания движущихся изображений Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;
файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания — презентация «Морское дно». Анимация (начало)
33 Создание движущихся изображений. анимация, ее настройка комбинир.
Иметь представление о программных средствах создания движущихся изображений Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». Анимация (завершение)
34 Итоговый мини-проект. комбинир.
Уметь вставлять рисунки на слайд, назначать ему эффекты анимации, запускать презентацию. Закрепить навыки создания изображений и анимации. создание анимации