Рабочая программа по информатике и ИКТ. 11 класс. УМК Семакин И.Г. (10-11 класс) Базовый уровень.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо информатике и ИКТ .(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
среднее общее образование, 11 класс .(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68 часов
Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна . (ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ И.Г. Семакина, Е. К. Хеннер / Сборник примерных программ по учебным предметам для среднего (полного) общего образования. Информатика. – БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012. .
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2016г
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2016 г.
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №112 от 26.08.16г.)
5. Учебный план МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №99 от 14.06.16)
6. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253) (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
7. Положение о рабочей программе, утвержденное приказом от 12.01.2015 №12
8. Примерная программа среднего общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)
9. Авторская программа под редакцией И.Г.Семакина, Хеннера Е.К.
Основные цели и задачи изучения предмета
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
образовательные:
освоение основ программирования;
закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;
практическое применение изученного материала;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации.
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие способности логически рассуждать, делать выводы;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитательные:
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Информатика» направлен на освоение обучающимися широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, являющихся значимыми как для формирования их функциональной грамотности, социализации, так и для повышения эффективности освоения общеучебных умений в условиях информатизации образования.
За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.
Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей обучающихся и их родителей, цели МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12. Рабочая программа разработана на основе программы под редакцией И.Г.Семакина, Хеннера Е.К. Учебник «Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов» для изучения на базовом уровне курса информатики и ИКТ в 11 классе общеобразовательной школы соответствует федеральным компонентам Государственного стандарта общего образования по информатике и обеспечивает необходимым учебным и дидактическим материалом. Учебники успешно прошли экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.
Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и лабораторно-практическую работу на компьютере. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно учебно-тематического плана выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей.
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю). С привлечением вариативного компонента БУП за счет образовательного учреждения по выбору обучающихся и их родителей это количество часов может быть увеличено. Типичной ситуацией для ряда общеобразовательных школ является увеличение учебного времени в 2 раза, т.е. до 140 часов (2+2 урока в неделю в течение всего учебного года). Настоящая программа составлена в расчете на такой вариант учебного плана. Итого: 68 ч. информатики и ИКТ в год в 11 классе.
Из них праздничные дни 23.02, 24.02, 8.03, 1.05, 8.05, 9.05 согласно учебному календарю школы, расписанию уроков. Уплотнение программы планируется за счет повторения пройденного материала в конце учебного года.
Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
IV. Содержание учебного предмета
Введение (3 часа).
Повторение курса «Информатика и ИКТ, 7-10». Контрольная работа (входной контроль).
Программирование для ЭВМ (продолжение) (8 час.)
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Данные. Типы данных. Выражения. Операнды. ОперацииВеличина и ее характеристики. Что такое операция, операнд и их характеристики; принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. Логические выражения и входящие в них операнды, операции и функции. Основные операторы языка Паскаль. Организация ввода вывода. Линейные программы. Условный оператор. Составные условия. Вложенный условный оператор. Составление программ с применением условного оператора. Оператор безусловного перехода. Оператор выбора. Операторы цикла. Вложенные циклы. Понятие массива.
Глава 5. Технологии использования и разработки информационных систем (36 часов)
Понятие и типы информационных систем.
Компьютерный текстовый документ как структура данных.
Интернет как информационная система. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.
Геоинформационные системы.
Глава 6. Технологии информационного моделирования (14 часов)
Моделирование зависимостей между величинами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
Модели статистического прогнозирования.
Модели корреляционных зависимостей.
Глава 7. Основы социальной информатики (4 час.)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Итоговое повторение курса информатики и ИКТ (3 часа).
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 полугодие 2 полугодие Год Итого
Административный контроль ЗУНовКоличество плановых контрольных работ 3 3 6 6
практических работ 3 12 (13 час.) 15 (16 час.) 15 (16 час.)
лабораторных работ экскурсий V. Тематическое планирование
Разделы программы Количество часов
Вводное повторение. 3
Программирование для ЭВМ (продолжение). 8
Технологии использования и разработки информационных систем. 36
Технологии информационного моделирования. 14
Основы социальной информатики. 4
Повторение. 3
Годовой график прохождения программного материала
Полугодие Примерные сроки Тема программы Количество часов Номер урока
1 01.09 – 08.09 Вводное повторение. 3 1–3
08.09 Контрольная работа (входной контроль). 1 3
10.09 – 06.10 Программирование для ЭВМ (продолжение). 8 4–11
01.10 Практическая работа по теме «Программирование для ЭВМ». 1 10
06.10 Контрольная работа по теме «Программирование для ЭВМ». 1 11
08.10 – 24.12 Технологии использования и разработки информационных систем. 21 12‒32
15.10 Практическая работа по теме «Гипертекстовые структуры». 1 14
08.12 Практическая работа по теме «Web-сайт – гиперструктура данных». 1 27
17.12 Контрольная работа за I полугодие. 1 30
2 14.01 – 01.03 Технологии использования и разработки информационных систем (продолжение). 15 33–47
21.01 Практическая работа «Знакомство с СУБД MS Access». 1 36
26.01 Практическая работа «Создание базы «Приёмная комиссия»». 1 37
28.01 – 02.02 Практическая работа «Самостоятельная разработка информационной системы»» 2 38–39
11.02 Практическая работа «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». 1 42
16.02 Практическая работа «Создание отчёта для БД». 1 43
01.03 Контрольная работа по теме «Технологии использования и разработки информационных систем». 1 47
03.03 – 28.04 Технологии информационного моделирования. 14 48–61
10.03 Практическая работа «Получение регрессионных моделей в MS Excel». 1 49
29.03 Практическая работа «Прогнозирование в MS Excel». 1 52
31.03 Практическая работа «Получение регрессионных зависимостей». 1 53
07.04 Практическая работа «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel». 1 55
12.04 Практическая работа «Корреляционные зависимости». 1 56
21.04 Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel». 1 59
26.04 Практическая работа «Оптимальное планирование». 1 60
28.04 Контрольная работа по теме: «Технологии информационного моделирования». 1 61
04.05 – 12.05 Основы социальной информатики. 4 62–65
13.05 – 21.05 Итоговое повторение курса информатики и ИКТ. 3 66–68
17.05 Итоговая контрольная работа. 1 66
VI. Календарно-тематическое планирование
Информатика и ИКТ. 11 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 68 час.)
№ п/пДата проведения Наименование (содержание урока) темы Коли-чест-во часов Формы и методы организации образовательного процесса, вид познавательной деятельности обучающихсяОборудование Виды контроля
план факт 1 01.09 Техника безопасности на уроках информатики. Вводное повторение. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники. 2 06.09 Вводное повторение. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники. 3 08.09 Контрольная работа (входной контроль). 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
Программирование для ЭВМ (продолжение) (8 ч)
Цель – Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных. Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль. Развитие алгоритмического мышления учащихся. Формирование навыков грамотной разработки программ. Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны:
знать: основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
уметь: разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде.
4 13.09 Программирование линейных алгоритмов. 1 Информационные, операционные. УМК, демонстрационный материал, электронные учебники. 5 15.09 Программирование ветвящихся алгоритмов. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 6 20.09 Программирование циклических алгоритмов. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 7 22.09 Работа с одномерными массивами. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 8 27.09 Работа с двумерными массивами. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, цифровые образовательные ресурсы, тренировочные упражнения, электронные учебники. 9 29.09 Подпрограммы. Обработка строк. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 10 04.10 Практическая работа по теме «Программирование для ЭВМ». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР11 06.10 Контрольная работа по теме «Программирование для ЭВМ». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
Глава 5 «Технологии использования и разработки информационных систем». (36 ч)
Цель – освоение системы базовых знаний об информационных системах, локальных и глобальных компьютерных сетях, службах Интернета, основных понятиях WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны:
знать: назначение информационных систем; состав информационных систем; разновидности информационных систем; что такое гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки); назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение; какие существуют средства для создания web-страниц; в чем состоит проектирование web-сайта; что значит опубликовать web-сайт; возможности текстового процессора по созданию web-страниц; что такое ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС; приемы навигации в ГИС; что такое база данных (БД); какие модели данных используются в БД; основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;
уметь: автоматически создавать оглавление документа; организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе; работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей; создать несложный web-сайт с помощью MS Word; осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС; создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access); реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
12 11.10 Информационные системы. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 13 13.10 Гипертекст. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, цифровые образовательные ресурсы, тренировочные упражнения, электронные учебники. 14 18.10 Практическая работа по теме «Гипертекстовые структуры». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР15 20.10 Интернет как информационная система. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 16 25.10 Интернет как информационная система. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 17 27.10 World Wide Web – всемирная паутина. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 18 08.11 Системы компьютерных коммуникаций. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 19 10.11 Системы компьютерных коммуникаций. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 20 15.11 Web – страница. Гиперссылка. Гипертекст. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 21 17.11 Web – сайт. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 22 22.11 Средства поиска данных в интернете. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 23 24.11 Средства поиска данных в интернете. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 24 29.11 Средства создания Web-страниц. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 25 01.12 Проектирование Web-сайта. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 26 06.12 Размещение Web-сайта на сервере. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 27 08.12 Практическая работа по теме «Web-сайт – гиперструктура данных». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР28 13.12 Геоинформационные системы. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 29 15.12 Геоинформационные системы. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 30 20.12 Контрольная работа за I полугодие. 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
31 22.12 База данных – основа информационной системы. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 32 27.12 База данных – основа информационной системы. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 33 28.12 Проектирование многотабличной базы данных. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 34 12.01 Проектирование многотабличной базы данных. Инструктаж по ТБ. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 35 17.01 Создание базы данных. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 36 19.01 Практическая работа «Знакомство с СУБД MS Access». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР37 24.01 Практическая работа «Создание базы «Приёмная комиссия»». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР38 26.01 Практическая работа «Самостоятельная разработка информационной системы»». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР39 31.01 Практическая работа «Самостоятельная разработка информационной системы»». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР40 02.02 Запросы как приложения информационной системы. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 41 07.02 Запросы как приложения информационной системы. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 42 09.02 Практическая работа «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР43 14.02 Практическая работа «Создание отчёта для БД». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР44 16.02 Основы логики. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 45 21.02 Решение задач по теме «Основы логики». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 46 22.02 Решение задач по теме «Основы логики». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 47 28.02 Контрольная работа по теме «Технологии использования и разработки информационных систем». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
Глава 6 «Технологии информационного моделирования». (14 ч)
Цель – освоение системы базовых знаний о моделировании зависимостей между величинами. Понять назначение и принципы работы электронных таблиц. Изучить модели статистического прогнозирования и модели корреляционных зависимостей.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны:
знать: основные виды классификации моделей; основные типы информационных моделей; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
уметь: используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
48 02.03 Моделирование зависимостей между величинами. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 49 07.03 Практическая работа «Получение регрессионных моделей в MS Excel». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР50 09.03 Модели статистического прогнозирования. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 51 14.03 Модели статистического прогнозирования. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 52 16.03 Практическая работа «Прогнозирование в MS Excel». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР53 17.03 Практическая работа «Получение регрессионных зависимостей». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР54 21.03 Модели корреляционных зависимостей. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 55 04.04 Практическая работа «расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР56 06.04 Практическая работа «Корреляционные зависимости». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР57 11.04 Модели оптимального планирования. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 58 13.04 Модели оптимального планирования. 1 Комбинированный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 59 18.04 Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР60 20.04 Практическая работа «Оптимальное планирование». 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. ПР61 25.04 Контрольная работа по теме «Технологии информационного моделирования». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
Основы социальной информатики (4 час.)
Цель – освоение системы базовых знаний об информационной цивилизации, информационных ресурсах общества, информационной культуре, этических и правовых нормах информационной деятельности человека, информационной безопасности. Научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны:
Знать: проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных.
Уметь: определять основные компоненты информационной культуры человека.
62 27.04 Информационные ресурсы. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 63 02.05 Информационное общество. 1 Проблемно-поисковая. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 64 04.05 Правовое регулирование в информационной сфере. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 65 11.05 Проблема информационной безопасности. 1 Объяснительно-иллюстративный. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. Повторение (3 час.)
Цель - Систематизировать знания по пройденным темам.
66 16.05 Итоговая контрольная работа. 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями (тест). КР
67 18.05 Повторение. Основы программирования. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, электронные учебники. 68 23.05 Повторение. Технологии использования и разработки информационных систем. 1 Информационные, операционные. УМК, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, ЦОР, электронные учебники. VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект включает в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Методическое пособие для учителей И.Семакин «Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 класс»; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике и ИКТ.
Методическая и дополнительная литература :Примерные программы по учебным предметам. Информатика. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.
Материально-техническое обеспечение уроков: ПК, проектор, интерактивная доска, плакаты.
Компьютерное обеспечение уроков предусматривает применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, цифровые образовательные ресурсы, открытые мультимедиа системы, презентации, включающие разработки уроков, фронтальные работы, компьютерные тесты и математические диктанты, электронные учебники.
Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.mon. gov.ru (Официальный сайт Министерства образования и науки РФ)
http://window.edu.ru (Информационная система «Российское образование»)
http://www.edu.ru (Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»)
http://fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://www.ege.edu.ru (Официальный информационный портал ЕГЭ)
http://collections.edu.ru (Электронные коллекции для средней школы)
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
http://fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://window.edu.ru/ (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://www.openclass.ru (Открытый класс)
Программные средства:
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.
VIII. РезультатыТребования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе
В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся должен знать/понимать
объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространённых средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционной системы;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в БД;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике и ИКТ
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийсяправильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3;
ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если обучающийсявыполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий;
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка практических умений обучающихся
При работе на компьютере учитывается:
Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Умения выбирать и загружать нужную программу.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».
Умения выполнять основные операции управления файлами.
Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS
Отметка «5»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен правильный результат.
Отметка «4»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен правильный результат.
Отметка «3»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен неправильный результат.
Отметка «2»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Результат не получен. Не владеет умением работы на компьютере.
Контрольно-измерительные материалы
Нормы оценивания контрольных работ, рекомендуемые к использованию для классов со средней успеваемостью:
до 30% объема работы – 2
30%-50% - 3
50%-80% - 4
80% и далее – 5
В любой момент можно изменить свои критерии, например, для более сильных классов.
08.09 Контрольная работа (входной контроль).
06.10 Контрольная работа по теме «Программирование для ЭВМ».
Задание № 1. Составить блок-схему для вычисления величины Z=F(x,y,a). Выделить целую и дробную части величины Z.
Задание № 2. Составить программу для вычисления величины Z=F(x,y,a). Выделить целую и дробную части величины Z.
17.12 Контрольная работа за I полугодие.
01.03 Контрольная работа по теме «Технологии использования и разработки информационных систем».
28.04 Контрольная работа по теме: «Технологии информационного моделирования».
17.05 Итоговая контрольная работа.