Конспект занятия по ОБЖ на тему Улицы и дороги нашего города


Тема: Улицы и дороги нашего города
(для учащихся 2-3 класса)
(1 – й год обучения)
Программа: Ступени безопасности 3.
Цель: формировать представление учащихся о безопасности дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о понятиях: улица, дорога, проезжая часть, тротуар;
Развивающие:
- создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления, устной речи;
Воспитательные:
- воспитывать осторожное отношение к улице, дороге, проезжей части, тротуару.
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, пояснение.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Улицы и дороги нашего города».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, мы с вами продолжаем изучать правила дорожного движения. Давайте вспомним, для чего необходимо изучать ПДД?
Дети: Для того, чтобы не подвергать свою жизнь, и жизнь других людей опасности.
- Правильно. Давайте представим, что мы с вами решили пойти погулять. Мы выходим из дома, куда?
Дети: - На улицу.
- (слайд 1) Правильно, из дома, мы выходить с вами на улицу, которая полна неожиданностей. Тема нашего занятия: «Улицы и дороги нашего города».
- Скажите ребята, когда мы с вами выходим на улицу, что из живой природы мы с вами видим?
Дети: - Траву, цветы, деревья.
- Правильно, сегодня мы с вами, по ходу занятия вырастим красивое дерево - знаний. Каким образом мы вырастим дерево? А знакомясь с основными понятиями Правил дорожного движения.
2. Основная часть. Изучение нового материала.
- (слайд 2) Первый термин, с которым мы с вами познакомимся это термин ПДД.

ПДД – сокращенное название Правила дорожного движения. Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности. И первый листочек с понятием «ПДД», мы прикрепляем на наше дерево знаний.
19169031395149
- (слайд 3) Перед вами улица (на экране знакомая улица).

Улица включает в себя всё, что мы видим перед собой. А что мы видим перед собой?
Дети:- Дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины.
- Правильно. Листочек с понятием «улица», мы прикрепляем на наше дерево знаний.
23827881450233
- (слайд 4) На улице есть места, где может двигаться транспорт, могут идти пешеходы. На улице расположена дорога.

Дорога, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, тротуар. Листочек с понятием «дорога», мы прикрепляем на наше дерево знаний.
2104191844306
- (слайд 5) Проезжая часть, предназначена только для движения транспорта.

Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, велосипедах, роликовых коньках. Ребята, а где можно ездить на самокатах, велосипедах?
Дети: - В специальных отведенных местах.
- Правильно, молодцы. Листочек с понятием «проезжая часть», мы прикрепляем на наше дерево знаний.
34482491428199
(слайд 6) Следующее понятие, которое включает в себя дорога, это «Тротуар».

Для кого предназначен «тротуар»??
Дети: - Для пешеходов.
- Правильно. Тротуар, предназначен для движения пешеходов.
- (слайд 7) Он приподнят над проезжей частью.

Бордюрный камень отделяет тротуар от проезжей части дороги. Машины по тротуарам ездить не могут. А по бордюрному камню, нам с вами разрешено ходить?
Дети: - Нет.
- Правильно, нельзя, потому что мы можем споткнуться и упасть. Следующий листочек с понятием «Тротуар», мы с вами прикрепляем на наше дерево знаний.
37067161660907
- (слайд 8) Ребята, покажите на картинке, где расположена проезжая часть, тротуар?

- Правильно, ребята. Напомните, с какой стороны нам можно ходить по тротуару?
Дети: - С правой.
- (слайд 9) Правильно. Ходить по тротуарам нужно с правой стороны, что бы ни мешать движению других пешеходов. Но даже на тротуаре ходить нужно осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

- Ребята, а играть на тротуаре можно?
Дети: - Нет.
- Почему?
Дети:- Потому что мы можем споткнуться и упасть на проезжую часть, где движутся машины.
- (слайд 10) Правильно. А ещё играть на тротуаре нельзя - это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на роликах, велосипедах, можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, стадионах, дома, в помещениях.

И сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Мартышки». Все то, о чем говорится в стихотворении, вы должны все вместе повторять.
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
- Молодцы. Отдохнули немножко. Садитесь.
- (слайд 11) Когда, мы с вами выходим на улицу, мы сразу же становимся с вами пешеходами. Гуляем мы, и идем по пешеходной дорожке. Пешеходная дорожка- это часть дороги, предназначенная только для пешеходов. На данном участке устанавливают знак «Пешеходная дорожка».

- Ребята, а вы можете мне назвать названия улиц, где есть пешеходная дорожка?
Дети:- Олимпийская аллея.
- Совершенно верно, на Олимпийской аллее расположена «Пешеходная дорожка», где взрослые и дети могут гулять. Пополняем наше дерево знаний новым понятием «Пешеходная дорожка».
2181309893675
- Скажите, а если тротуар отсутствует, где пешеходы могут двигаться? Этот элемент дороги обычно находится загородом.
Дети:- Обочина.
- (слайд 12) Правильно, по обочине, но это опасно, потому что, на обочину могут заезжать машины. И поэтому нужно быть внимательным, и двигаться нужно, навстречу движущей машине. Понятие «Обочина» прикрепляем на наше дерево.
36054691284980
- (слайд 13) Следующее понятие, с которым мы с вами познакомимся, это перекресток.

Перекресток – это место, где пересекаются улицы. На перекрёстке большое движение. Со всех сторон мчатся машины, автобусы. Это самое опасное место. На перекрёстке и водители, и пешеходы должны быть особенно внимательны. И переходить дорогу только где есть светофор. И последнее понятие «Перекресток», мы с вами повесим на дерево.
20270731042609
- Таким образом, сегодня на занятии, мы с вами познакомились с основными понятиями, которые включает в себя дорога. Еще раз вспомнили, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно. Когда мы с вами идем гулять, мы должны соблюдать ПДД. Не выходить на проезжую часть, двигаться по тротуару и по пешеходной дорожке.
3. Закрепление.
- Предлагаю еще раз вспомнить, с какими понятиями мы с вами сегодня познакомились.
- Тротуар, проезжая часть, дорога, перекресток.
- Ребята, посмотрите, какое дерево у нас с вами получилось. А что бы наше дерево приносило плоды, на яблочках, которые я вам раздала, обозначены элементы дороги.
Задание 1. Вам нужно нарисовать элемент дороги, который указан на яблочке.
Задание 2. А теперь попрошу сначала выйти тех ребят, у кого дорожный элемент «Дорога», далее «Тротуар», «Пешеходная дорожка» и т.д. и прикрепить яблочко к названию элемента на дереве.
35914681108710
4251960122682027431691072684
3734435156146517626681406165
4. Подведение итогов, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Что нового мы сегодня с вами положим в нашу копилку знаний? Всем спасибо, до свидания.