Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Мытищинский филиал







Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине

ЕН.02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

специальности 34.02.01 Сестринское дело





Автор (разработчик): Калинина Т.Н. - преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», высшей квалификационной категории.








2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов по специальности 34.02.01 (060501) Сестринское дело.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 38 часов.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
- практические умения и навыки:
умение оперировать данными на информационном рынке;
умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
умения обрабатывать информацию средствами информатики.
- учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- специальные учебные умения:
осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
организовывать работу на компьютере;
выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
излагать информацию средствами информатики.
Виды заданий для самостоятельной работы
Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач в MSExcel, создание презентации в MSPowerPoint, создание структуры базы данных MSAccess.
Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.
Формы самостоятельной работы
Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Исследовательская работа.
Составление информационных моделей объектов и их анализ.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:
контроль сообщений осуществляется на занятиях;
контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата;
проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально;
защита исследовательской работы осуществляется на занятиях и конференциях внутри колледжа.

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Номер раздела
Наименование темы
Виды самостоятельной работы
Время на выполнение СР (в часах)
Форма проверки

Раздел 1
Теоретические основы информационных технологий

Тема 1.2. Техническое и программное обеспечения информационных технологий
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №1
Тема: Терминология в информационных технологиях.
Форма работы – Кроссворд.
Содержание: Студентам предлагается составить кроссворд по материалу прослушанных лекций. Кроссворд должен быть оформлен по заданным правилам с возможностью использовать его для дополнительных заданий на занятиях. Необходимо обратить внимание студентов на то, что при выполнении этой работы особенно важно правильно формулировать определения для терминов кроссворда.
2
Проверка преподавателем,
оценка в журнал


Тема 1.3. Информация и ее обработка: измерение, кодирование, сохранение.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №2
Тема: Исторические системы счисления.
Форма работы – Доклад, сообщение.
Содержание: Студентам предлагается познакомиться с историей развития систем счета у разных народов. Можно использовать Интернет. Работа должна быть краткой, выбранный материал - интересным и понятным. Для этого студент сам должен полностью разобраться и владеть представляемой им информацией.
2
Сообщение
на уроке
(регламент -
5 минут),
оценка в журнал



Тема 1.4. Арифметические и логические основы ЭВМ
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №3
Тема: Профессиональные алгоритмы.
Форма работы – Письменная работа.
Содержание: По материалам дисциплины Основы сестринского дела студентам предлагается составить не менее трех алгоритмов выполнения медсестринских манипуляций в разных ситуациях (например, внутривенная инъекция, постановка компресса, дезинфекция инструмента и т.д.). Алгоритмы должны быть представлены в графической форме и быть разного вида (линейный, разветвляющийся, циклический).
2
Проверка преподавателем,
оценка в журнал


Тема 1.5. Информационная безопасность
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №4
Тема: Информационная безопасность.
Форма работы – Доклад, сообщение.
Содержание: Студентам предлагается подготовить сообщение «Необходимость защиты информации в современных условиях». Сообщение должно содержать материал об основных угрозах, которым подвергается информация в современном обществе, привести конкретные примеры.
2
Сообщение
на уроке
(регламент -
5 минут),
оценка в журнал


Раздел 2


Практические занятия: Технологии работы с Приложениями WINDOWS

Тема 2.2. Текстовый процессор MS WORD
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №5
Тема: Использование Текстового процессора MS WORD для создания рекламного листа колледжа.
Форма работы – Рекламный лист на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Студентам предлагается создать лист с информацией о колледже для абитуриентов. Ставятся задачи: подбор текста, рисунка (ов) или фотографии, размещение подобранного материала на одном листе. Желательно использование объектов WordArt, приемов форматирования рисунков и художественного сочетания текста и рисунка. Лист должен содержать необходимую информацию, выглядеть ярко и привлекать внимание.
2
Проверка преподавателем,
текущая оценка в журнал



Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №6
Тема: «Использование Текстового процессора MS WORD для создания готового к печати документа»
Форма работы – готовая статья на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Студентам предлагается выбрать тему для освещения в статье по любому специальному предмету. Ставятся задачи: подбор текста и иллюстраций, форматирование текста, оформление в виде газетных колонок, художественное оформление статьи.
2
Проверка преподавателем,
текущая оценка в журнал


Тема 2.3. Программа математических таблиц MS EXCEL


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №7
Тема: «Использование электронных таблиц для расчета лекарственных средств».
Форма работы – готовая таблица с расчетами на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Студентам предлагается выбрать пять любых лекарственных препаратов из одной фармакологической группы. Составить таблицу в программе Excel для расчета содержания активного вещества и вспомогательных веществ в препаратах (в частях или в граммах), используя данные из описания препаратов (дисциплина Фармакология).
2

Проверка преподавателем,
текущая оценка в журнал



Тема 2.4. Компьютерная графика. Программа MS PowerPoint
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №8
Тема: Презентация «Сделай выбор: вредные привычки или здоровье и долголетие».
Форма работы – готовая презентация на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Заданная для презентации тема остра и злободневна. Источников информации по данной теме много. Основным источником материала может стать, например, дисциплина Здоровый человек и его окружение. Студентам можно предложить подробно сосредоточиться на одном аспекте (курение, алкоголь, наркозависимость, беспорядочные половые связи, СПИД, ранние аборты,) или осветить всю проблему, кратко коснувшись каждого аспекта. Ставятся задачи: презентация должна содержать достаточно много иллюстраций, текст для комментариев, автоматическую смену слайдов, органичные с темой музыкальное сопровождение и анимационные эффекты. Время презентации – 5-7 минут для возможности просмотра и обсуждения готовых работ в аудитории на занятии.
2
Сообщение
на уроке
(регламент -
5-7 минут),
оценка в журнал





Тема 2.5.
Система управления базами данных MS ACCESS

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №9
Тема: База данных «Моя учебная группа»
Форма работы – база данных на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Студентам предлагается на основе информации учебного журнала составить базу данных своей учебной группы (или бригады). Данные выбираются самостоятельно (число, месяц, год рождения; место проживания - округ Москвы или Подмосковье; успеваемость – средняя оценка и т.д.). Созданная база данных должна обрабатывать запросы по введенным параметрам.
2
Проверка преподавателем,
оценка в журнал


Раздел 3

Информационные технологии в здравоохране-нии.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №10
Тема: Информационные системы
Форма работы – презентация в электронном виде (флэш, диск)
Содержание: Студентам предлагается найти информацию по конкретным действующим информационным системам, оформить эту информацию в виде короткой презентации и сделать сообщение на занятии.
4
Сообщение
на уроке
(регламент -
5-7 минут),
оценка в журнал


Раздел 5

Телекоммуникационные технологии.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №11
Тема: «Использование информационных технологий в медицине»
Форма работы – реферат, презентация, видеофильм
Содержание: В современной реальности осветить предложенную тему целиком - задача сложная. Поэтому студентам предлагается выбрать для освещения конкретные примеры использования информационных технологий в медицине. Таким образом, формулируются следующие темы для работы:
1) «Электронные базы данных»;
2) «Телемедицина»;
3) «Роботы в медицине»;
4) «Нанотехнологии в медицине»;
5) Другая тема (по выбору самого студента).
8
Сообщение
на уроке
(регламент -
7-10 минут),
оценка в журнал


Раздел 6

Глобальная сеть INTERNET
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов №12
Тема: «Создание домашней Web-страницы».
Форма работы – Web-страница на электронном носителе (флеш, диск).
Содержание: Студентам предлагается выполнить творческую работу по созданию домашней Web-страницы. При этом не задается тема, не ставятся ограничения по структуре и количеству страниц. Обязательным является соблюдение основных требований языка HTML и наличие гиперссылок.
7
Проверка преподавателем,
оценка в журнал


Требования к оформлению презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов

Стиль
необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон
для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты
нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации
следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты
для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.



Список литературы
Основные источники:
В. П. Омельченко, А. А. Демидова. Информатика. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.
Информатика [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
Информатика. Практикум [Электронный ресурс] / В. П. Омельченко, А. А. Демидова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
Информатика. Под общей редакцией П.П. Беленького. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для средних специальных учебных заведений.

Дополнительные источники:
Приказ Минздрав России № 364 от 28.04.2011 «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (в ред. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 348).
Информатика [Электронный ресурс]: учебник/Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - 3-е перераб. изд. - М.: Финансы и статистика, 2009.
Информатика. Под общей редакцией П.П. Беленького. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М:Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека медицинского колледжа ЭБС «КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА». Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Microsoft. Режимдоступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Комплексные медицинские информационные системы. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15