Программа физкультурно-оздоровительного направления Олимпийцы


Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительной направленности
«Олимпийцы» для обучающихся 1-4 классов
Введение
Рассматривая Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», обратим внимание на основные направления развития общего образования, а это переход на новые образовательные стандарты и сохранение и укрепление здоровья школьников.
На основании выше сказанного, с учетом требований к знаниям, умениям к обучающимся, программа внеурочной деятельности «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» учащихся 1 – 4 классов направлена на достижение главной цели – укрепление здоровье и решает следующие основные задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта - баскетбол;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа внеурочной деятельности, так же как и образовательная программа направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью внеурочной деятельности (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности;
соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся во внеурочное время с 1 по 4 класс, 2 раза в неделю, 72 часа в год.
Задача педагога на занятиях направить деятельность на развитие способностей детей самостоятельно осваивать несложные двигательные действия с использованием словесных или письменных рекомендаций с последующим анализом значения упражнения; выявление групп мышц, работающих в данном упражнении; выполнять задания, представленные в схемах, таблицах, рисунках, описании двигательного действия; использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте.
Обучающиеся должны уметь: - использовать рациональные способы выполнения того или иного задания;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять главного-существенного из представленного материала в различных его видах;
- применять знания и умения в новых условиях;
-сравнивать, проводить аналогии, обобщать и классифицировать;
- вести познавательную деятельность в группе, команде, сотрудничать при решении учебных задач.
Для этого используются основные методы направлены на диагностирование метапредметных способностей и развития, такие как:
-метод экспертных оценок
-метод педагогического наблюдения
-тест «выделение существенных признаков»
-метод педагогического наблюдения,
-метод самооценки
-методика «Сложные аналогии»
-тест «Исключение лишнего» (вербальный вариант)
На занятии применяются следующие формы контроля:
1.      Этапный контроль, цель которого – оценка и нормирование этапных состояний организма.
2.      Текущий контроль, его задача – определение и нормирование текущих колебаний в состоянии организма.
3.      Оперативный контроль, имеющий целью экспресс-коррективы состояния организма.
4.      Опыт подсказывает, что в физкультурной работе следует практиковать еще одну – четвертую форму контроля. Это опережающий, профилактический контроль, назначение которого – «предвидеть и подготовиться» к возможным в самостоятельном физкультурном образе жизни негативным ситуациям и случайностям.
Организация занятий
Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части занятия (до 15 минут) учащимся предлагается работа на развитие выносливости: ходьба, сочетания ходьбы и бега, ходьбы и прыжков; бег трусцой с увеличением расстояния или с сохранением скорости. Постепенно дистанция увеличивается. Также в подготовительной части проводятся общеразвивающие упражнения одного из комплекса по профилактике заболеваний. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе в сочетании с упражнениями на расслабление. В основной части занятия (25 – 30 минут) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, развитие основных физических качеств через подвижные игры с элементами гимнастики, легкой атлетики или спортивных игр. На каждом занятии 10 – 15 минут уделяется специальной подготовке.
В заключительной части (5 – 10 минут) проводятся упражнения на расслабление и восстановление организма, и практические закаливающие процедуры или теоретический курс «Валеологии».
При проведении занятий обращается особое внимание на соблюдение норм санитарно – гигиенического состояния мест занятий. Занятия «Групп здоровья» проводятся на открытом воздухе при соблюдении соответствующих температурных норм.
Содержание материала
Программа содержит следующие разделы: «Я и мое здоровье», «Подвижные игры», «Специальная подготовка», «Корригирующая гимнастика».
В раздел «Я и мое здоровье» входят блоки: 1. практические занятия по видам закаливания; обучение рациональному дыханию; овладение дыхательной гимнастикой для профилактики простудных заболеваний. 2. теоретические сведения из цикла «Валеология». Занятия по закаливанию проводятся 2 раза в месяц; по обучению дыхательной гимнастикой 1 раз в месяц; теоретическим сведениям в виде кратких бесед 1 раз в месяц.
Задачами раздела «Я и мое здоровье» являются: познакомить с видами закаливания, правилами и требованиям к закаливающим процедурам; ознакомление с комплексом упражнений для профилактики различных заболеваний; улучшения функции дыхания; увеличения резервных возможностей за счет изменения частоты и глубины дыхания; увеличения жизненного объема легких; сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью.
Раздел «Подвижные игры» решает такие задачи как: освоение основных двигательных умений и навыков; воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой; формирование координационных способностей. Особенностью раздела является то, что общая физическая подготовка учащихся осуществляется через специально подобранные игры, игровые упражнения, эстафеты с элементами гимнастики, легкой атлетики, волейбола, футбола, пионербола, баскетбола, ручного мяча. Обучение лыжной подготовки так же проходит в игровой форме. Такая система позволяет учащимся хорошо овладеть естественными движениями, развивать мускулатуру, быстроту и легкость, координацию и ловкость, меткость, предупреждает утомление и потерю интереса к занятиям физическими упражнениями.
В разделе «Специальная подготовка» выделен один из видов спортивных игр – баскетбол. В этом разделе более глубоко раскрывается тактика и техника игры в баскетбол. Задачи предусматривают: освоение учащимися техники передач мяча, ведения, бросков по корзине; воспитания чувства командности; формирование пространственных ориентировок; развитие физических качеств. На 1 – 2 году обучения техника дается в игровых упражнениях и эстафетах. На 3 – 4 году обучения – начальный курс баскетбола.
Раздел «Корригирующая гимнастика» предусматривает коррекцию и профилактику нарушений осанки; заболеваний опорно-двигательного аппарата; начальной формы плоскостопия, заболеваний органов зрения, слуха, центральной нервной и дыхательной системы под воздействием пальчиковой гимнастики и комплексов Л.Ф.К., а так же с помощью рационального дыхания во время бега. Особое место отведено занятиям в бассейне (36 часов)
Примерное распределение часов
«Я и мое здоровье»
«Подвижные игры»:
с элементами туристической подготовки
с элементами легкой атлетики
с элементами гимнастики
с элементами спортивных игр
с элементами лыжной подготовки
«Специальная подготовка»
«Корригирующая гимнастика»
Плавание
Всего: - 10’ на каждом занятии в течение года
6 ч
8 ч
- 6 ч
- 6 ч
10 ч
10’ на каждом занятии в течение года
10’ на каждом занятии в течение года
36 часов
72 часа.
1 год обучения
«Я и мое здоровье».
Режим дня. Осень, как я одеваюсь. Питание – необходимое условие для жизни. Грипп. Как избежать осложнения. Драгоценные клады внутри нас. Как человек движется. Сердце. Как устроен мой глаз. Спорт и я – хорошие друзья. Растирание тела сухим полотенцем. Обмывание тела холодной водой. Ходьба босиком. Соответствие одежды погоде. Надувание воздушных шаров. Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний. Рациональное дыхание при ходьбе. Гимнастика вдоха.
«Подвижные игры».
С элементами легкой атлетики: «Рывок за мячом», «Челнок», «Мяч через сетку», «Посадка картошки», «Челночный бег», «Рыбак и рыбки», «Два мороза».
С элементами гимнастики: «Придумай сам», «День и ночь», «Болото», «Не намочи ноги».
С элементами туристической подготовки: «Защита моста», «Эстафета кроссменов», «Найди предмет».
С элементами спортивных игр: «Салки с футбольным мячом», «Из круга вышибало», «Достань мяч», «Ловишки с мячом», «Мяч через сетку», «Гонка мячей», «Мяч ловцу».
Зимние подвижные игры: «Палка – снег», «На санях», «Пробей круг», «Гонки с шайбой», «Эстафеты на санях», «Метко в цель!», «На санки!», «Собери флажки».
«Специальная подготовка»
Держание мяча, ведение мяча на месте, игровые упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча, перемещения с мячом, передачи на месте, «Прокати и догони», «Передал – садись», «Мяч капитану», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему», «Круговая эстафета».
«Корригирующая гимнастика»
Ходьба с равномерной скоростью от 2 до 6 минут, комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики простудных заболеваний, комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики заболеваний головного мозга, Л.Ф.К. при нарушении осанки, Л.Ф.К. при начальной форме плоскостопия О.Р.У. с мячом.
Плавание: «Сухое плавание» или упражнения на суше. Упражнения в воде по овладению техникой плавания. Игры в воде. Произвольное плавание. «Морской бой». «Сосчитай». «Надень круг». «Весы». «Кто прыгнет выше». «Самая быстрая пара». «Самая быстрая тройка». «Торпеды». «Этафета с мячом». «Рыцарский турнир». «Верхом на дельфине». «Борьба».
К концу первого года обучения учащиеся должны знать: правила поведения во время игр; с помощью какой игры развиваются определенные физические качества; как подготовиться к занятиям на улице; виды закаливания и дыхательных упражнений.
Уметь: выполнять команды учителя; выполнять О.Р.У. в определенном ритме; чередовать ходьбу и отдых; метать мяч с места; выполнять игровые упражнения на санях; целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя; сочетать вдох и выдох во время выполнения упражнений; принимать правильную осанку; выполнять правила закаливания.
2 год обучения
«Я и мое здоровье»
Гигиена одежды, обуви. Настроение плохое и хорошее. Витамины. Я справлюсь с любой болезнью. В человеке все должно быть прекрасно. Мышцы, кости и суставы. Какое сердце у меня. Кто охраняет мой рот. Движение – это жизнь. Растирание подошвы догоряча. Обливание. Теплые ванны. Полоскание рта холодной водой. Пускание воздушных пузырьков в воду. Дыхательная гимнастика для профилактики заболеваний дыхательной системы. Рациональное дыхание при беге. Дыхательные упражнения для расслабления организма.
«Подвижные игры».
С элементами легкой атлетики: «Наступление», «Перемена мест», «В горизонтальную мишень», «Кто быстрей», «Хоккеисты», «Мышеловка», «Хвост».
С элементами гимнастики: «Мостик и кошка», «Море волнуется раз», «Полоса препятствия», «По кочкам и пешечкам».
С элементами туристической подготовки: «Следопыты», «Шагомеры», «Борьба за флажки».
С элементами спортивных игр: «Забери мяч», «Охотники и утки», «Футбол у стены», «Квинта», «Перенеси мяч», «Борьба за мяч», «Мини – футбол».
Зимние подвижные игры: «Снежный тир», «Ловишки», «Лыжная победа», «Скользни дальше», «День и ночь», «Быстрые упряжки», «Трамвай», «защита укрепления».
«Специальная подготовка»
Вырывание мяча, ведение мяча в движении, игровые упражнения с ударами о пол и стену, остановка в два шага, передача мяча от плеча одной рукой, передача по полу, бросок мяча от плеча одной рукой, эстафеты с элементами баскетбола, «Мяч капитану».
«Корригирующая гимнастика» Ходьба в сочетании с прыжками, ходьба от 2 до 6 минут, комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей; комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики нарушений слуха; Л.Ф.К. при нарушении осанки, Л.Ф.К. при начальной форме плоскостопия; О.Р.У. со скакалкой.
Плавание: «Сухое плавание» или упражнения на суше. Упражнения в воде по овладению техникой плавания. Игры в воде. Произвольное плавание Водолазы. Карлики – Великаны. Мяч за черту. За мячом в воду. Качели. Пятнашки. Дельфины. Кто быстрее? Парное плавание. Караси и карпы.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать: правила игр, положение частей тела во время ходьбы, бега, акробатических заданий, при ловле и бросках мяча; форма для занятий на улице; как правильно дышать во время ходьбы и игр.
Уметь: выполнять простые исходные положения; выполнять О.Р.У. и комплексы пальчиковой гимнастики; чередовать ходьбу и прыжки; метать мячи в цель; передвигаться и поворачиваться на лыжах; выполнять правила общественного порядка и правила игр; не задерживать дыхание во время выполнения упражнений; принимать правильную осанку; выполнять закаливающие процедуры.
3 год обучения
«Я и мое здоровье»
Личная гигиена. Мои чувства. Здоровая пища для всей семьи. Грипп опасен осложнениями. Уважай самого себя. Скелет человека. Как работает сердце ребенка. Мои уши. В спорте есть свои «+» и «-». Обтирание влажным полотенцем. Контрастный душ. Холодные ванны. Закаливание ветром. Дыхательная гимнастика для профилактики заболеваний центральной нервной системы. Рациональное дыхание при работе с мячом. Дыхательные упражнения для восстановления организма.
«Подвижные игры».
С элементами легкой атлетики: «Гонка с выбиванием», «Кто выше?», «Рикошет», «Поезда», «Круговая эстафета», «Салки с выручалкой», «Чехарда».
С элементами гимнастики: «Салки с препятствиями», «Кто дальше», «Медведь и пчелы», «Перелет птиц».
С элементами туристической подготовки: «Кто первый», «Салки в лесу», «Два города».
С элементами спортивных игр: «Пробей стенку», «Перестрелбол», «Пробей круг», «Передача мяча», «За мячом», «Мини – футбол», «Не давай мяча».
Зимние подвижные игры: «Снежный обстрел», «Игра парами», «Футбол на снегу», «Лыжный змей», «Догони и коснись», «Гонка санок», «Пробей и не задень», «Поймай предмет».
«Специальная подготовка»
Выбивание мяча; ведение мяча с изменением направления, скорости; бросок в корзину; остановка прыжком; передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча в движении; взаимосвязь игроков защиты; «мини – баскетбол».
«Корригирующая гимнастика»
Ходьба в чередовании с бегом от 4 до 8 минут; комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики и коррекции нарушений опорно–двигательного аппарата; комплекс пальчиковой гимнастики для коррекции нарушения зрения; Л.Ф.К. при начальной форме плоскостопия; О.Р.У. в парах.
Плавание: «Сухое плавание» или упражнения на суше. Упражнения в воде по овладению техникой плавания. Игры в воде. Произвольное плавание. Плавание втроем. Фонтан. Кто дальше? Водяные жмурки. Поплавки. Невод. Маятник. Качели для двоих. Дуй вовсю! Гидроволан. По дну на руках. Удочка.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: правила командных игр, положение тела во время ходьбы, бега, акробатических заданий, при ловле и броске мяча; технику безопасности при лыжной подготовке и при работе на санках; как правильно дышать во время бега, игровых упражнений с мячом.
Уметь: принимать команды учителя; выполнять О.Р.У. с элементами дыхательной гимнастики; чередовать ходьбу и бег; метать мяч в цель; самостоятельно играть в простые игры под руководством учителя; правильно выбирать лыжи и форму одежды для занятий на улице и лыжах; определять глубину вдоха; пользоваться комплексами Л.Ф.К.; выполнять закаливающие процедуры в соответствии с требованиями.
4 год обучения
«Я и мое здоровье»
Вредные привычки. Моя красивая осанка. Раздельное питание. Волшебные точки. Драться или не драться. Внутренний мир человека. Влияние движений на работу сердца. Кто всему голова. Спорт – средство отдыха. Обтирание мокрым полотенцем. Контрастное обливание. Водяные ванны в сочетании холодных и горячих. Закаливание солнцем. Максимальный вдох. Дыхательная гимнастика для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Рациональное дыхание при занятиях на улице. Очистительное дыхание.
«Подвижные игры».
С элементами легкой атлетики: «Догнать-обогнать», «Пушки и мортиры», «Встречная эстафета», «Большой круг», «Чай, чай, выручай».
С элементами гимнастики: «Тараканьи бега», «Вызов номеров», «Бой петухов».
С элементами туристической подготовки: «Борьба за вымпел», «Погоня за лисицей», «Охотники – спортсмены».
С элементами спортивных игр: «Ногой и головой через сетку», «Волейбол с выбыванием», «Скейтбол», «Два круга с мячом», «Пионербол», «Котел», «Снайперы».
Зимние подвижные игры: «Бобслей на снегу», «Снежная крепость», «Ручной мяч на снегу», «Все по местам», «Завладей палкой», «Попади в цель», «Через препятствие», «Поменяй флажок».
«Специальная подготовка»
Перехват мяча, ведение мяча с изменением высоты отскока, бросок в корзину после ведения, поворота, передача мяча двумя руками от груди в движении; встречная передача; бросок мяча двумя руками от груди; бросок мяча после двух шагов; взаимодействие игроков при нападении; учебная игра «Баскетбол».
«Корригирующая гимнастика»
Бег от 4 до 8 минут; комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики заболеваний внутренних органов; комплекс пальчиковой гимнастики для профилактики нарушений центральной нервной системы; Л.Ф.К. при сколиозе; Л.Ф.К. при начальной форме плоскостопия; О.Р.У. на осанку.
Плавание: Упражнения в воде по овладению техникой плавания. Игры в воде. Произвольное плавание. Морской бой. Собачки. Рыба в сети. Бой на воде. Эстафета вплавь. Попади в круг. Бой всадников. Рыбаки. На берегу . Собачки
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать: правила и тактические приемы командных игр, распределение центра тяжести во время игровых упражнений; что входит в лыжный инвентарь; как выбрать лыжи и палки по росту; виды закаливания и дыхательных упражнений для профилактики различных заболеваний.
Уметь: подавать команды; чередовать бег и отдых, метать мяч в цель правой и левой рукой; координировать движения рук и ног при перемещении на лыжах; самостоятельно играть в командные игры; выполнять правила и технику игры в «Баскетбол»; определять глубину и частоту дыхания; пользоваться комплексами пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, Л.Ф.К. при различных заболеваниях. Выполнять закаливающие процедуры.
Планируемый результат.
К окончанию ознакомления с курсом обучающиеся должны обладать Универсальными компетенциями:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы в разделе «Я и мое здоровье» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
В разделе «Подвижные игры»:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
В разделе «Специальная подготовка»:
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
В разделе «Лечебная физическая культура»:
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Библиографический список.
1. Айзман Р.И. Здоровье ребенка – эпицентр современного образования/Валеологические аспекты образования. – Барнаул, 1996.- с.12
2. Апанасенко Г.Л.Здоровье: методология и методика комплексной оценки / Мат. Всесоюз. конф. «Здоровье и функциональные возможности человека».-М., 1985 – 21 с.
3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: Методическое пособие. Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Под научной ред. Э.М.Казина, Н.А. Заруба; Ред. Коллегия: О.А.Никифорова, А.И.Федоров, Т.А.фральцова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003г.98 с.
4. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): Методическое пособие для учителей / под ред. Н.П.Абаскаловой. Новосибирск: ООО изд. компания «Лада», 2000 – 292 с.
5. Леонтьев Д.А. Проблема личностного здоровья /Горизонты психологии личности: Лекции в КемГУ – Кемерово, 2000
6. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. /Пер. с сербского. – М.: Гуматин. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г.- с.45
7. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. Образования Администр., ОблИУУ, обл. психолого – валеологический центр, КемГУ; Под ред. Э.М.Казина, Т.С.Паниной, В.П.Казначеева, Г.А.Кураева. – Кемерово, 1997.- 109 с.
8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд. Владос – пресс, 2002.- 240 с.
9. Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта «Школа Здоровья» в детских домах и школах – интернатах / Под ред. И.В.Кузнецовой М.: Полиграф сервис, 2001
10. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы /под ред. В.Н.Касаткина. – М.: Линка – пресс, 1998.
11. Учитель: здоровье и профессиональное развитие: Материалы региональной научно – практической конференции «Здоровье учителя в аспекте ресурсного обеспечения образования». 2000г. /Ред. Коллегия: И.И. Трубина, Н.А. Заруба, Л.П. Вашлаева, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: Изд –во ОблИУУ, 2001. 80 с.
12. Щедрина Н.Г. Понятие индивидуального здоровья как центральная проблема валеологии /Валеологические аспекты образования. – Барнаул, 1996. – с.9.
Приложение № 1
Игры на воде.
«Морской бой». Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.
«Сосчитай». Встать парой друг против друга. Один, приседая, погружается в воду и открывает глаза. Другой показывает ему под водой (на расстоянии 30—40 см от глаз) разное количество пальцев. Поднявшись из воды, отгадывающий говорит, сколько пальцев он увидел. Затем отгадывает партнер.
«Надень круг». Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову.
«Весы». Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги.
«Кто прыгнет выше». Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку.
«Самая быстрая пара». Разбиться на пары (первые и вторые номера) и занять место на старте. Вторые номера встают за первыми.
«Самая быстрая тройка». Разбиться на тройки. Двое держат палку (длиной около метра) за концы, третий, стоящий позади, — за середину. По сигналу двое крайних начинают шагать по дну вперед, третий ложится на воду и работает ногами кролем. Выигрывает тройка, первой достигшая финиша. Итог подводят после трех попыток, чтобы все участники смогли поменяться местами.
«Торпеды». Исходное положение на финишной прямой для скольжения на груди. По сигналу сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем.
«Этафета с мячом». Выстроить две команды в колонну по одному, на 2— 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах — 1 шаг, положение ног—шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитана наклониться и передать между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе колонны.
«Рыцарский турнир». Разделиться на две команды, попарно, с учетом физической подготовленности игроков. Каждая пара — «конь» и «всадник». Всадник сидит на плечах своего партнера, а тот руками прижимает к себе его ноги.
По сигналу команды начинают единоборство. Задача «всадника» — сбросить противника с «коня» в воду. Захваты разрешаются только за руки. Сброшенный «всадник» вместе с «конем» выбывают из игры.
«Верхом на дельфине». Играющие садятся на надувные резиновые подушки, круги или мячи и по сигналу начинают двигаться вперед, делая гребковые движения руками. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша. Не сумевшие удержаться на «дельфине» из игры выбывают.
«Борьба». Играющие, захватывая противника за туловище и руки, стараются оторвать его ото дна, а затем окунуть с головой. Побеждает тот, кто из пяти схваток выиграет не менее трех. Запрещается удерживать противника под водой.
Водолазы
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.
Карлики – Великаны
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
За мячом в воду
Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Качели
Пловцы держатся за руки (лицом друг к другу). Первый играющий, сделав вдох, опускается вертикально вниз под воду с открытыми глазами. В момент погружения он обхватывает руками колени второго играющего и тянет его под воду. Это дает возможность первому играющему подняться над поверхностью воды и сделать вдох. В свою очередь, пловец, которого погрузили в воду, тянет своего партнера за ноги вниз, а сам всплывает на поверхность. Попеременное погружение играющие проделывают 4 - 6 раз.
Пятнашки
Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.
Дельфины
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.
Морской бой
Инвентарь: надутые тракторные камеры большого размера, например от тракторов "К-700" или "Т-150".Место проведения: водоем со слабым или отсутствующим течением, например пруд или озеро.Минимальное количество игроков: 6.Вид: командная.Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.На каждой камере-корабле размещается по 3-6 игроков. Их задача – перевернуть вражеское "судно" или столкнуть всех членов его команды вводу. Когда играющих много, то можно играть команда на команду, или каждому "кораблю" сражаться саму за себя.Иногда прямому столкновению предшествовала перестрелка заранее заготовленными снарядами. Например, легкими камушками керамзита. Попадание в такой перестрелке не выводит игрока из игры, а просто разжигает боевой пыл игроков.
Собачки
Инвентарь: нет.Место проведения: водоем с обширной отмелью.Минимальное количество игроков: 4.Вид: с водящим.Развивает: выносливость, быстроту, ловкость.Играют на обширной отмели. Как и в обычных салочках, водящий старается осалить кого-то из остальных игроков. Можно убегать, нырять и плавать, но запрещено перемещаться на место, в котором глубина больше, чем по шею игроку. Нарушивший считается осаленным и меняется местами с водящим.
Рыба в сети
Выбирают двух ведущих. Игроки заходят по пояс в воду и расплываются недалеко в разные стороны. По сигналу вожатого, ведущие, держась за руки, начинают "ловить рыбу", т.е. пытаться поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, их становится на 1 больше, размер сети увеличивается. Заканчивается игра тогда, когда вся "рыба" будет поймана.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.
Эстафета вплавь
В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.
Попади в круг
Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.
Кто быстрее?
По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.
Парное плавание
Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.
Караси и карпы
Две команды с одинаковым количеством участников. Водящий командует: «Караси», названная команда убегает. Осаленные пересчитываются. Самыми ловкими объявляются не осаленные и команда , поймавшая большее количество рыбешек.
Бой всадников
Глубина по грудь. В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".
Рыбаки
Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.
На берегу
Эту игру проводят там, где берег покатый, ровное песчаное дно. На берегу выстраиваются в шеренгу команды на расстоянии 6-8 шагов. Не нарушая строя, игроки заходят в воду по пояс и поворачиваются лицом к берегу. Ведущий отмечает между командами интервал 2-мя палками. Напротив этих палок, на берегу, тоже ставят две палки. Расстояние между игроками и ведущим должно быть не более 20 шагов. Ведущий бросает 2 мяча игрокам, которые стоят около меток в воде. По сигналу каждый из них выбегает на берег к ведущему, бросает мяч игроку своей команды, который стоял рядом с ним, а сам отходит в сторону. Следующий игрок ловит мяч и тоже выбегает на берег. Игроки каждой команды передвигаются к метке, заполняя место ушедшего игрока. Побеждает команда, которая быстрее выйдет на берег.
Собачки
Инвентарь: мяч.Место проведения: водоем с обширной отмелью.Минимальное количество игроков: 4.Вид: с водящим.Развивает: тактические навыки, координацию.Водящий ("собачка"), старается отнять мяч у остальных игроков или перехватить их передачи. Если собачка завладела мячом, то она меняется местами с тем, у кого мяч отобран. Если игроков больше 6-7 человек, то собачке может быть несколько. Идеальное сочетание: 1 собачка на 3-4 игрока.
Плавание втроем
Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему.Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.
Фонтан
Участники игры, взявшись за руки, становятся в круг и расчитываются на первый - второй. Вторые номера ложатся спинами на воду и начинают бить ногами по воде, образуя фонтан. Вторые номера могут ложится головами к центру круга. Тогда фонтан будет объемнее. Первые номера остаются в вертикальном положении и слегка придерживают вторых номеров.
Кто дальше
Глубина должна быть по пояс. Задача игры - Научить детей ложиться на воду. Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде руководителя игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, "скользят" по воде к берегу. Побеждает тот, кто проскользил дальше.
Водяные жмурки
Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов... Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.
Поплавки
Зайди в воду по грудь, сделай глубокий вдох и присядь на дно. Если теперь ты соберешься в комочек: прижмешь голову к коленям, обхватишь ноги руками, ты превратишься в легкий поплавок. Не веришь? Оттолкнись слегка от дна - и всплывай, раскинув руки. У кого это лучше получается? Давайте устроим трехминутное состязание, а победит в нем тот, кто за эти минуты сумеет большее число раз побыть поплавком - уйти под воду и, конечно, всплыть.
Невод
В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя!). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.
Маятник
Эта забава — для троих. Двое, войдя в воду по грудь, становятся друг против друга на расстоянии примерно метра. Третий стоит между ними — он-то и будет исполнять роль маятника, падая боком то в одну, то в другую сторону и уходя с головой под воду. (Последнее, впрочем, не обязательно.) А партнеры принимают его поочередно на руки и отталкивают ладонями. Так он и качается из стороны в сторону. Когда ему надоест быть маятником, на его место встанет кто-то из тех, кто его раскачивал.
Качели для двоих
Вода — по пояс. Двое стали друг против друга, взялись за руки и присели, упершись ступнями. Головы у обоих пока над водой. Но вот кто-то из них, вдохнув хорошенько, первым откидывается назад, приседает поглубже. Голова его оказывается в воде, зато он приподнял второго. Теперь черед того делать глубокий вдох и погружаться под воду, вытягивая наверх первого, а то ему уж и дышать нечем. Вот так и раскачиваются они, по очереди исчезая в воде и появляясь из нее. Пока не надоест.
Дуй вовсю!
Сейчас тебе придется передвигаться в воде, гоня перед собой легкий воздушный шарик. Гоня не руками, не лбом, а своим дыханием. (А если коснешься шарика — проиграл сразу.) Умеете плавать — плывите. Не умеете еще — двигайтесь, опираясь на дно руками и ногами (или только руками — каков уговор будет). Дистанцию заранее отмерьте. Шарики, чтобы их не спутать, возьмите разноцветные (и конечно, круглые). Впрочем, на них можно номера написать, если все они окажутся одного цвета.
Гидроволан
Пластмассовый волан в воде не намокает, а вот ракетки, которыми мы играем в бадминтон, могут испортиться; поэтому возьмем самодельные (фанерные или из пластмассы). Попробуем перебрасывать друг другу волан, стоя в воде по пояс, по грудь. Оказывается, здесь еще труднее, чем на лужайке, успеть отбить коварный удар!
По дну на руках
Место для этой игры надо найти совсем неглубокое: воды должно быть по колено; дно - чистое (песчаное, из мелкой гальки). Отмерьте дистанцию - метров 10. Играть можно по-разному. Сначала пусть и ноги помогают. Вставай на четвереньки - твой соперник (или соперники) поступит так же. Сигнал- побежали наперегонки на четвереньках; голова поднята над водой. Научились так бегать? Теперь посложнее задача - лицо нужно будет опустить в воду и держать так до финиша. Конечно, перед тем как пуститься в путь, надо будет сделать вдох поглубже. Выдохнуть-то в воду можно будет, а вот если поднимешь голову над водой, чтобы вдохнуть, - дальше бежать и не стоит: все равно ты уже проиграл. А теперь самое трудное: ноги надо вытянуть, о дно опираются только руки, голова над водой - марш на руках к финишу!
Удочка
Стоящий в центре водящий раскручивает на веревке мяч, а остальные, расположившись по кругу, должны вовремя окунуться, чтобы мяч пролетел над головой, не задев ее. Кто попался на удочку, тому водить.