Программа внеурочной деятельности 2 класса социального направления «Азбука вежливости»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Улукулево
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор школы
_______________________ /Басырова Э.М/ __________________/Батталов Р.Р/
9.09.2015г Приказ №188
10.09.2015г
Программа
внеурочной деятельности 2 класса
социального направления
«Азбука вежливости»

Составитель программы:
Бабушкина Ольга Петровна
2015
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в начальной школе для 2 класса муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы д. Улукулево муниципального района Кармаскалинский района Республики Башкортостан.
Программа составлена в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010г;
Устав образовательного учреждения МОБУ СОШ Д.Улукулево
Положение о внеурочной деятельности МОБУ СОШ Д.Улукулево
Предлагаемая программа внеурочной деятельности реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель курса— формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Азбука вежливости» психологических занятий изучается во 2 классе по два часа в неделю (64 ч. В год).
Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. Е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Содержание программы
Раздел 1 «Школьный этикет-17ч »(понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Раздел 2 «Культура внешнего вида- 20 ч»
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Раздел 3 «Качества людей-31 ч»
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Учебно-тематический план
№ урока Тема урока Планируемые результаты освоения обучающимися раздела (темы) программы учебного предмета Дата по плану Дата по факту Примечание
Раздел 1 Школьный этикет 17 часов
Предметные
МетапредметныеЛичностные 1 Здравствуй школа! Дисциплина в школе и классе Вести и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
Готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения ,слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в классе, группе;
Использовать в речи слова вежливости.
Формирование социальной позиции учащегося, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Воспитание уважительного отношения к школе обучению
социальной позиции учащегося, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Воспитание уважительного отношения к школе обучению
4.09 2 Поход в школьную
библиотеку 8.09 3 Береги книги 11.09 4 Твоя школа – творческая работа 15.09 5 Твой класс –
творческая работа 18.09
6 Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе 22.09 7 Игра «Школьный этикет»
25.09 8 Сопереживание, помощь друзьям
29.09 9 Дал слово – держи его.
2.10 10 Поговорим по телефону 6.10 11 Викторина «Правила общения» 9.10 12 Учусь всё делать сам.
13.10 13 Диалоги со сверстниками
16.10 14 Учимся общаться 20.10
15 Взаимопомощь в школе
23.10 16 Взаимопомощь дома 27.10 17 Итоговое занятие «Праздник вежливости» 30.10 № Тема урока
Планируемые результаты освоения обучающимися раздела (темы) программ   учебного предмета Дата по плану Дата по факту Примечание
Раздел 2 «Культура внешнего вида » 20 ч
Предметные
Метапредметные Личностные 18 Береги результаты труда Определение и формулировка цели своей деятельности, решаемой
проблемы, поставленной задачи. Построение
предположения, прогнозирование круга возможных действий
Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств
для решения задач: готовность слушать собеседника, вести диалог. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Осваивают правила планирования, контроля способа решения
Строят понятные для партнера высказывания
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей и чувств
овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости
6.11 19 Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций 10.11 20 Зачем чистить зубы
13.11 21 Не хочу мыться
17.11 22 Моя причёска
20.11 23 Правила личной гигиены
24.11 24 Бережное отношение к своей одежде 27.11 25 Викторина «Культура внешнего вида»
1.12 26 Правила поведения в общественных местах 4.12 27 Игра «Мы в магазине игрушек»
8.12 28 Бережное отношение к природе
11.12 29 Игра « Я в лесу?»
15.12 30 Мы дети твои, дорогая Земля – творческая работа
18.12 31 Время надо беречь
22.12 32 Практическое занятие «Время надо беречь»
25.12 33 Слово лечит, слово ранит.
29.12 34 Я и мои друзья: справедливость, коллективизм 15.01 35 Труд кормит, а лень портит
19.01 36 Организация своего рабочего места 22.01 37
Итоговое занятие
«Мы культурные»
26.01
Тема урока
Планируемые результаты освоения обучающимисяраздела (темы) программ   учебного предмета Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Раздел 3 «Качества людей- 31ч
Предметные Метапредметные Личностные
38 Мы рады встрече
Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач. Формируют нравственные чувства и нравственное поведении, умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников
Договариваются и уважают разные мнения
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания.
29.01 39 Понимаем чувства другого»
2.02 40 Мы испытываем разные чувства
5.02 41 Люди отличаются друг от друга своими качествами 9.02 42 Хорошие качества людей
12.02 43 Самое важное хорошее качество
16.02 44 Кто такой сердечный человек
19.02 45 «Кто такой доброжелательный человек 26.02 46 Трудно ли быть доброжелательным человеком 1.03 47 Дарим добро
4.03 48 Вежливый человек
11.03 49 Отношение к старшим, к учителю 15.03 50 Трудно ли быть вежливым человеком 18.03 51 Я умею просить прощения
22.03 52 Я желаю добра ребятам в классе
5.04 53 Какими качествами мы похожи
8.04 54 Наши отличия
12.04 55 Очищаем свое сердце
15.04 56 «Какие качества нам нравятся друг в друге» 19.04 57 «Какие качества нам не нравятся друг в друге» 22.04 58 В каждом человеке есть светлые качества 26.04 59 В каждом человеке есть темные качества 29.04 60 Какой Я?
3.05 61 Мой внутренний мир
6.05 62 Какой Ты?
10.05 63 Копилка трудностей второклассника 13.05 64 Трудности на улице
17.05 65 Школьные трудности
20.05 66 Учимся учиться
24.05 67 Домашние трудности»
27.05 68 Итоговое занятие «Праздник чувств» 31.05 Ожидаемые результаты
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Список литературы
1. О.В Хухлаева Тропинка к своему я М 2009, генезис
2. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
4. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
8. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
9. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
11. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
12. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
13. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
16. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
17. ttp://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
18. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
19. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей
20. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования