Выступление на педсовете Домашнее задание
Домашние задания в рамках реализации ФГОС
(виды и формы)
Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания
1. Задание выписывается на доску.
2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).
4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями ФГОС.
В учебнике «Русский язык» В.П.Канакиной , В.Г.Гарецкого имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени. В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.
Виды домашних заданий
- Единое для всех учащихся.
- Групповое. Такая форма работы не только формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.
- Парное. Составление домашней работы для соседа по парте.
- Одна на весь класс
- Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных срезовых работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся
- Творческие домашние задания часто используются на начальной ступени обучения. Такие задания могут быть:
-по выбору; - по желанию; - обязательные, - добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
(НАПРИМЕР - найти сведения о писателе, составить отзыв о понравившемся произведении, составить кроссворд по теме, выполнить рисунок, закладку, марку.)
- Дифференцированное;
Три уровня домашних заданий.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;
направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
В школьной практике используют следующие формы домашней работы
- устные и письменные;
- репродуктивные и продуктивные (воспроизводящие, конструктивные (реконструктивно-вариативные), эвристические и творческие;
- обязательное и по желанию;
- общие, дифференцированные и индивидуальные;
- регламентированные и без установленного срока;
- комбинированные;
- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний
“Задание массивом” Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.
“Особое задание” Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычность»: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Творческие игры, которые с успехом можно использовать и для домашних заданий:
Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.
Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке и дома очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.
В практике учителей в рамках творческих заданий ученикам предлагаются кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, выполнение индивидуальных наблюдений и опытов, создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).
Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор заданий и игр к уроку.
Можно предложить детям составлять вопросники к изученному материалу, что помогает приводить в систему знания обучающихся и лучше подготовиться к контрольной работе.
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;
самостоятельное составление задач.
разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
редактирование учебного текста;
исправление допущенных ошибок;
подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.
выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
проектная деятельность;
подготовка к ролевой игре, деловой игре;
опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
Систематическое заполнение рабочих тетрадей на печатной основе даёт положительные результаты в формировании учебной мотивации и самостоятельности.
При обучении математике я успешно использую в своей работе “Дидактический материал к учебнику “Математика”. Пособие представляет собой набор заданий, которые предназначены для отработки математических умений (быстро и правильно вычислять, решать текстовые и занимательные задачи). Содержание и последовательность заданий соответствуют разделам учебника. Задания могут быть использованы для групповой и индивидуальной работы в классе и дома на этапе систематизации, повторения и обобщения ранее изученного. А также “Дидактический материал к учебнику “Русский язык”. Содержание упражнений пособия нацелено на формирование и закрепление знаний обучающихся. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально – групповой работы с учащимися на занятиях в школе, могут предлагаться ученикам разного уровня и в качестве домашних заданий.
Важно помнить об объеме домашних заданий. У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке. Существуют временные ограничения при выполнении домашних заданий:
1 класс – со II полугодия до 1 часа
2 класс – до 1,5 часа
3-4 классы – до 2 часов
5-6 классы – до 2,5 часов
7-8 классы – до 3 часов
9-11 классы – до 4 часов.
Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла. Существуют различные формы проверки домашних заданий:
Фронтальная – чаще всего используется. Это текстовые задания, письменный опрос, выполнение аналогичных заданий.
Самопроверка – часто используем на уроках русского языка. «Письмо по памяти». Учащиеся записывают по памяти, выученный дома стихотворный текст, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость.
Взаимопроверка– на уроках математики в начальных классах во время арифметического диктанта часто используем взаимопроверку. Так же на уроках развития речи во время работы над составлением предложения. На уроках английского языка при работе над техникой чтения и формировании монологической речи детям предлагается прослушать друг друга. Такая работа может проводиться как в парах, так и в группах.
Выборочный контроль– учитель выбирает сам кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.
Такая работа может быть организована по-разному. Учащихся можно пригласить к доске и дать задание по аналогии с домашним. Можно использовать карточки, перфокарты, другой различный материал.
Необходимо помнить о том, что домашнее задание важный этап учебной деятельности, которому нужно уделять серьезное внимание.
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.
Формы домашней работы учащихся.
1.Создаем таблицу, используя информацию в учебнике.
Пример.
Путешественник Маршруты путешествий Открытия
2.Написать сочинение «от имени реки, моря, горной вершины и др.» Можно написать в виде сценки, монолога.
3.Решить готовый или составить свой кроссворд по определенной теме.
4. Решить или составить «смысловые пропорции» по изученной теме.
Пример.
Верблюд-пустыня, зебра----
Мелкое-Чад, глубокое-------
Россия-русский язык, Египет-----
5. Решить или составить развивающий канон.
Пример.
прерия Северная Америка
? Евразия
пампа Южная Америка
Технология приема.
Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Наиболее эффективным будет устное решение канонов, когда учащиеся «проговаривают решение», находят слова-связки. Например: «Если в Северной Америке это называется прерия, а в Южной Америке – пампа, то в Евразии речь пойдет о степях.
Прием является одним из приемов, который развивает логическое мышление, учит делать выводы, продумывать алгоритм решения.
6. Создать презентацию к изучаемой теме.
7.Составить задание для викторины, интегрированное с содержанием других школьных предметов.
8. Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с географией, рассказать о целях и задачах профессии, исторических этапах её развития, способах деятельности, востребованных этой профессией, описать систему знаний, требующихся для осуществления профессиональной деятельности в настоящее время, указать, где эти знания и навыки можно приобрести.
Пример: презентация таких профессий, как: метеоролог, гидролог, геолог, геодезист, эколог, почвовед, этнограф, картограф, лимнолог и др.9.Собрать, оформить и описать коллекцию.
Пример.
1. Коллекция горных пород своей местности.
2.Коллекция национальных костюмов ( в виде рисунков, фотографий)
10.Составить развернутый план текста параграфа.
11.Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке.
12.Решить «магический квадрат»-найти . которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.
Пример.
пу и с т
о йо л о
а м е с к
рт ьу в
у с к ра
13.Принять участие в «конкурсе шпаргалок»
Конкурс шпаргалок - форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию». Проводится конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома « шпаргалке», если:
1. «Шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2.В шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками.
3. количество слов и других единиц информации соответствуют принятым условиям (например, на листе должно быть не более 10 слов, 3 уловных знаков, 5 стрелок и т.д.)
14.Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты, сделать вывод.
15.Создать рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, о профилактике пожаров в лесу и т.д.
16.Составляем суждения по тексту параграфа (цифровой диктант).
Пример: к теме «Океаны»
1. Третья буква в названии предмета круглой формы, на котором нарисованы материки и океаны. (О)
2. Первая буква в названии растения с колючками, растущего в пустыне. (К)
3.Первая буква в названии самого большого материка. (Е)
4. Первая буква в названии части света, открытой Колумбом. (А)
5.вторая буква в названии самого холодного материка. (Н) Ответ: океан.
17.Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой теме.
18.Решить задачу с географическим содержанием на основе изученных алгоритмов.
Пример: Рассчитайте падение и уклон реки Волга.
19.Подготовить публичное выступление по определенной теме.
Пример « Мое турагентство»
В ходе выступления учащийся должен осветить следующие вопросы:
1. Название турфирмы.
2.Способы доставки туристов к месту и способ их перемещения.
3.продолжительность туров.
4.Описание маршрута и основных достопримечательностей.
5.Место ночлега, если продолжительность тура более одного дня.
6.стоимость экскурсии с обоснованием.
20.Написать реферат по определенной теме.
21. Составить и провести виртуальную экскурсию по городу региону, стране. Можно использовать карту, ПК, художественную литературу.
22.Спроектировать символический знак, герб для определенной страны, острова, города, области.
23.Составить и оформить тест по изучаемому параграфу.
24. Провести анкетирование или опрос, записать результаты, проанализировать, сделать выводы.
25.Собрать и оформить тематический сборник.
Пример: сборник пословиц и поговорок, стихов, песен, связанных с культурой какой-либо страны, сборник произведений о погоде(картины, посвященные погоде, народные приметы о погоде и т.д.
26. Написать и оформить отчет по экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.
27. Составить синквейн по пройденной теме.