Программа развития взаимных представлений о себе и других — Я глазами других людей


Программа развития взаимных представлений о себе и других –
« Я глазами других людей».
Программа предназначена для подростков14-15 лет, склонных к девиантному поведению.
Структура программы:
1.Цель программы: Коррекция неадекватного ожидаемого отношения других, отреагирование собственных эмоций, развитие рефлексии.
2.Задачи:
- формирование социального доверия
- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
- содействие в осознании каждым ребенком своих взаимодействий с другими людьми;
- обученние приемам позволяющим давать и получать обратную связь;
- прояснение взаимных представлений друг о друге;
3.Методы: Беседа, игра, групповая дискуссия, специальные приемы не игрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения и др.
4.Формы: Групповая.
Содержание программы:
Занятие №1.
1.Тема: Знакомство, налаживание связей, создание доверительной атмосферы.
2. Время: 55-60 мин.
Оборудование: Стулья, бумага, фломастеры, два набора карточек (см. упр. 4).
Помещение: Просторное, позволяющее свободно передвигаться.
3. Ход занятия:
3.1. Психолог рассказывает ученикам о цели занятий, их особенностях
3.2. Упражнение «Снежный ком с ассоциацией» (5-10 мин.).
Цель: знакомство, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы.
Ход процедуры: каждый участник должен придумать на начальную букву своего имени ассоциацию либо качество наиболее емко его характеризующую, например: «Маша – морская». Далее, каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя и характеристику повторяет все предыдущие, которые были названы перед ним.
3.3. Упражнение «Меняются те, кто в джинсах» (5 мин.).
Цель: Снятие защит, скованности, неуверенности; повышение общего тонуса группы.
Ход процедуры: Участники сидят в кругу. Один человек выбирается водящим. Он становится в центр. Его стул убирают из круга. Водящий должен занять стул. Сделать это он может только когда другие участники меняются местами. Для этого водящий придумывает повод для «обмена» местами, например, говорит: «Меняются те, кто в джинсах». Все кому подходит названный повод (в данном случае те, кто в джинсах) меняются местами. Повод для обмена может быть каким угодно. Меняться со своим ближайшим соседом нельзя. Каждый раз водящим становится тот, кто не успел сесть на стул.
3.4. Установка на работу группы: задачи и правила (20 мин.)
Психолог рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают. Проводится обсуждение и принятие правил работы.
3.5. Упражнение «Рисунок чувства» (20 мин.).
Цель: Посмотреть как иногда мы приписываем другим свои чувства, мысли, ассоциации.
Материалы: Бумага, фломастеры, два одинаковых по виду набора карточек, количество которых в каждом из них равно числу участников группы. Один набор пустой. Во втором - карточки, содержащие одинаковую информацию. Это может быть название какого–либо одного чувства или эмоции, например, неприязнь.
Ход процедуры: Психолог раздает группе чистые карточки просит написать на спех какое-нибудь чувство. Собрав заполненные карточки, психолог незаметно меняет один набор на другой. Затем он раздает бумагу, фломастеры и предлагает занять в комнате место удобное для рисования и объясняет что в течение 5 минут нужно будет нарисовать чувство, обозначенное на карточке. Далее ведущий раздает карточки из своего набора, объясняя одновременно, что их нельзя показывать друг другу иначе задание теряет смысл; что надписывать и подписывать рисунок не нужно; желательно обозначить верх рисунка. Собрав рисунки, психолог предъявляет их по очереди для обозрения. Каждый член группы должен высказать догадку о том, что там изображено. Авторы рисунков не должны сообщать правильный ответ до тех пор, пока все рисунки не будут просмотрены группой и пока про каждый рисунок не будут высказаны догадки. Затем «раскрываются карты» и проводится обсуждение.
3.6. Упражнение «Вспышка» (5 мин.).
Цель: Рефлексия, эмоциональное отреагирование, завершение занятия.
Ход процедуры: Участники по очереди высказываются о своем настроении в данный момент. Обсуждают что они получили на сегодняшнем занятии, делятся впечатлениями.
Занятие №2.
Тема: Развитие взаимного понимания и доверия.
2. Время: 50-57 мин.
Оборудование: стулья.
Помещение: просторное, позволяющее свободно передвигаться.
3. Ход занятия:
3.1. Упражнение «Вспышка» (5 мин.)
Цель: настрой на занятие, снятие тревожности.
Ход процедуры: Участники по очереди высказываются о своем самочувствии и настроении в данный момент. Высказывают ожидания (пожелания) в связи с предстоящим занятием.
3.2. Упражнение «Радость узнавания» (5-7 мин.).
Цель: Раскрепощение участников, сближение, установление контактов друг с другом.
Ход процедуры: Все участники закрывают глаза (договорившись не нарушать условий) и передвигаются на ощупь. Столкнувшиеся участники ощупывают друг друга и в слух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. Затем одновременно открывают глаза и поверяют свои предположения
3.3. Упражнение «Глаза в глаза» (5 мин.)
Цель: Установление доверительного контакта между членами группы.
Ход процедуры: Психолог говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт.
3.4. Упражнение «Былинка на ветру» (10 мин.)
Цель: Повышение доверия к группе.
Ход процедуры: Группа стоит в кругу, плотно прижимаясь друг к другу плечами, вытянув вперед руки. Один человек – в центре круга. Он закрывает глаза и падает в любом направлении. Стоящие в круге ловят его и толкают в обратном направлении.
После проводится обсуждение:
как вам было в центре?
каково быть ловящим?
3.5. Упражнение «В кругу симпатий» (20-25 мин.).
Цель: Развитие навыков выражения и принятия позитивных чувств и симпатий.
Ход процедуры: Желающий выходит в центр круга. Остальным предлагается рассказать что-то приятное (действительно существующее) о нем. После того как все желающие побывали в центре, проводится обсуждение:
каково было находиться в кругу?
какие были ожидания?
какие впечатления?
каково было выражать симпатии?
3.6. Упражнение «Вспышка» (5 мин.).
Цель: Развитие рефлексии, эмоциональное отреагирование, завершение занятия.
Ход процедуры: Участники по очереди высказываются о своем настроении в данный момент. Обсуждают что они получили на сегодняшнем занятии, делятся впечатлениями.
Занятие №3.
1.Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей.
2.Время: 70-85 минут.
Материалы: Стулья, бумага, авторучки, «волшебный ящик».
Помещение: просторное, позволяющее свободно передвигаться.
3. Ход занятия:
3.1. Упражнение «Вспышка» (5 мин.)
Цель: настрой на занятие, снятие тревожности.
Ход процедуры: Участники по очереди высказываются о своем самочувствии и настроении в данный момент. Высказывают ожидания (пожелания) в связи с предстоящим занятием.
3.2. Упражнение «Путанница» (5 мин.).
Цель: Разминка, снятие напряжения, усиление групповой сплоченности.
Ход процедуры: Один участник водящий. Он отворачивается и закрывает глаза. в это время все остальные встают в круг, взявшись за руки. А затем, не отпуская рук, начинают ходить, поворачиваться, переступать через руки друг друга – запутываться. Задача водящего – распутать получившийся «клубок».
3.3. Упражнение «Ассоциации» (15 мин.).
Цель: В мягкой ассоциативной форме получить представление о том «как меня видят со стороны».
Ход процедуры: а) По желанию выбирается один водящий. Остальные по очереди называют свои ассоциации с этим человеком. Например: все говорят с каким предметом ассоциируется у них водящий.
б) Один частник выбирается водящим. Он выходит из комнаты, а в это время остальные загадывают кого-то из участников группы. Задача водящего отгадать, кто был выбран, задавая вопросы ассоциативного характера о нем:
- С каким животным ассоциируется у тебя этот человек?
- На какое растение похож?
И т.п. Вопросы могут быть самые разнообразные и зависят от фантазии ведущего. После игры можно провести обсуждение:
- Когда легче было угадывать: когда отвечал тот кого загадали или кто-то другой?
- С чем это связано?
- Есть ли различие между тем, какими мы представляемся сами себе и какими – другим людям?
- Что вы чувствовали когда загадывали вас, удивили ли вас ассоциации группы?
3.4. Упражнение «Волшебный ящик» (20-25 мин.)
Цель: посмотреть на сколько собственное представление о себе совпадает с представлениями других людей.
Материалы: бумага, авторучки, «волшебный ящик» – коробка.
Ход процедуры: Учащимся предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какими по их мнению их видят окружающие:
- Мне хорошо когда….
- Мне грустно когда…
- Я чувствую себя глупо когда…
- Я сержусь, когда…
- Я чувствую себя неуверенно, когда…
- Я горжусь собой, когда…
Листочки не подписываются и складываются «волшебный ящик». Каждый список зачитывается в слух, и участники стараются отгадать кому оно принадлежит. Если участник хочет он заявляет, что он автор. По желанию автор может получить «обратную связь». В конце проводится обсуждение значения собственного представления о себе и представления других людей, их совпадения и несовпадения.
3.5. Упражнение «Подарки» (20-30 мин.)
Цель: Развитие взаимного понимания и прояснение взаимовосприятий.
Материалы: Бумага, авторучки.
Ход процедуры: Все члены группы анонимно дарят друг другу вооброжаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве. на единицу меньшем числа участников. Затем психолог объявляет, что начат сбор подарков для игрока Р. Все записысывают свои дары. Дарители не подписываются. Ведущий собирает подарки и складывает их отдельной пачкой, не передавая адресату до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех желающих. Затем подарочные наборы раздаются. Далее можно провести соревнование между игроками на выявление самого проницательного. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка. Выигрывает угадавший наибольшее число подарков. в конце игры можно обменяться впечатлениями.
3.6. Упражнение «Вспышка» (5 мин.).
Цель: Развитие рефлексии, эмоциональное отреагирование, завершение занятия.
Ход процедуры: Участники по очереди высказываются о своем настроении в данный момент. Обсуждают что они получили на сегодняшнем занятии, делятся впечатлениями.