Краткосрочная каникулярная общеразвивающая программа: Северный колорит



Краткосрочная каникулярная общеразвивающая программа

«Северный колорит»
для детей младшего и среднего школьного возраста

Срок реализации: 21 день



Автор: Няданги Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»


Пояснительная записка

Краткосрочная каникулярная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей разработана на основе модифицированной образовательной программы «Северный колорит».
Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей, расширение общего кругозора, удовлетворение их интереса к творчеству, рассчитана на 12 часов, срок реализации 21 день и предусматривает проведение занятий в летний каникулярный период в оздоровительном лагере. В учебные группы набираются дети младшего и среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1час 30 минут, с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Наполняемость групп 10 человек. Форма организации занятий - групповая (групповая в сочетании с индивидуальной работой). Программа предусматривает возможность использования традиционных и нетрадиционных форм занятий и способствует сохранению и возрождению художественных традиций народов Ямала, чтобы донести эти традиции до будущих поколений. Дети должны знать культуру, искусство народов, рядом с которыми они проживают.
Программа «Северный колорит» в пришкольном оздоровительном лагере позволяет реализовать стремление ребенка к творчеству, дает возможность испытать радость удовлетворение от процесса созидания. Дети учатся понимать ценность и неповторимость вещи, сделанной своими руками, приобретают опыт оценки своего труда и труда сверстников. Овладение основами художественного ремесла открывает ребенку перспективы профессионального мастерства. Это возможно реализовать в условиях детского объединения в детском оздоровительном лагере, где дети приходят по желанию, независимо от природных способностей и уровня подготовки.
Цель программы: создание условий для формирования художественно-эстетических и творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства в национальном колорите.
Задачи программы:
Образовательные:
- ознакомление с историей прикладного искусства народов Севера.
- формирование первоначальных знаний в области технологии работы с бумагой, ткани, кожи и меха с применением северного орнамента.
Развивающие:
- развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей формирование эстетического и художественного вкуса;
- развитие деловых качеств: самостоятельности, активности.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к изделиям национального декоративно-прикладного искусства;
- обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
Актуальность. Содержание программы по летнему отдыху детей составлено в соответствии лагерной тематики «Фестивальная палитра детского творчества» - творчество, спорт, дружба, радость.
Из поставленных целей и задач вытекает педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы, которая способствует привитию интереса и любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, развивает чувство красоты, соразмерности, прививает усидчивость, трудолюбие. Предлагаемые темы занятий программы, способы подачи учебного материала, формы организации работы помогут каждому ребёнку пройти путь созидателя от художественно-образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результата своего труда. Итог этого пути - усвоение детьми требуемого объёма знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, удовлетворение потребностей в созидательной и творческой деятельности.
Использование различных форм и методов работы, изготовление национальных поделок народов Ямала способствует мотивации самостоятельной деятельности детей, развитию интереса детей к декоративно-прикладному искусству, содержательному и интересному проведения досуга детей в лагере.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся, в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41.
Практическая значимость программы заключается в том, что она позволяет сохранять, развивать и внедрять национальную культуру народов Севера на основе декоративно-прикладного искусства.
Формы и методы обучения
Формы организации обучения:
- занятие-мастерская;
- практическое занятие;
- занятие коллективного творческого дела (КТД);
- выставка.
Методы обучения:
- словесный: объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, диалог, консультация;
- наглядно-демонстрационный: показ, демонстрация образцов, картин, рисунков,
фотографий, таблиц, схем, моделей, предметов;
- практический метод: практическая работа, творческая работа;
- метод наблюдения.
Ожидаемые результаты реализации программы
сформированность знаний и представлений об истории, национальной культуре, обычаях, традициях и творчестве коренных народов ЯНАО;
сформированность у детей основ художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; навыков самостоятельного изготовления национальных изделий из бумаги, бисера, меха и замши;
развитие мотивации у детей к практико-ориентированной деятельности;
развитие личностных качеств, таких как: любознательность, активность в познании окружающего мира, самостоятельность, креативность мышления, умение отстаивать свое мнение, планировать и оценивать свою деятельность, потребность в самообразовании, добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду, творческая индивидуальность каждого ребенка;
развитие информационно-коммуникативной культуры.
Механизм оценки получаемых результатов
Контроль знаний, умений и навыков у детей проводится в следующих формах:
практическая работа, самостоятельная работа, итоговая выставка творческих работ детей.
Критерии оценки эффективности освоения программы
На занятиях практикуются анализ поделок, самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.
Критерии:
- умение правильно пользоваться инструментами, клеем;
- знание правил техники безопасности при работе с инструментами;
- умение организовать рабочее место, выбирать инструменты и материалы;
- экономное расходование материала;
- знание о цветовых сочетаниях, умение «читать» схемы в бисеронизании;
- соответствие конечного результата творчества поставленной задачи и выбранному
художественному замыслу;
- владение навыками художественного оформления поделок.
Используемые методы: наблюдение, опрос.

Методическое и дидактическое обеспечение программы
В процессе работы по программе используются информационно-методические материалы, имеющиеся в методическом кабинете:
- методическая литература, детская литература, журналы;
- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и
рекомендации к практическим занятиям;
- развивающие игры, кроссворды, викторины;
- наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны, схемы, инструкционные карты,
таблицы, иллюстрации картин;
- раздаточный и дидактический материал.
Условия реализации программы
1. Учебное помещение.
2. Организационное обеспечение: столы, стулья, доска, выставочный комплекс,
наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме).
3. Материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, цветной гофрированный картон, клей ПВА, клей карандаш, клеёнка, ножницы, разноцветный бисер, разноцветные бусины, леска, проволока, салфетка, замша, полоска меха, ручка.
4.Знание правил техники безопасности, санитарно-гигиенических правила и их
соблюдение на занятиях.
5.Техническое обеспечение: медийное оборудование.
Что должны знать дети к концу освоения программы:
- название материалов, ручных инструментов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой;
- общие сведения о бумаге, способах ее обработки;
- понятие «орнамент» и виды орнамента;
- виды прикладного искусства народов
Уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами и бережно относиться к ним;
- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно пользоваться
клеем;
- организовать рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- правильно выполнять технологические операции;
- изготавливать плоские и объёмные поделки;
- проявлять творчество и фантазию в оформлении поделок, владеть навыками
художественного оформления.
Учебно-тематический план
№ Темы занятий Количество часов
теория практика Всего
1 Вводное занятие.
1 - 1
2 Аппликация из бумаги.
1 1 2
3 Бисеронизание на проволоке. 1 3 4
4 Национальные поделки из меха и бисера. 1 3 4
5 Итоговое занятие. Выставка творческих работ детей. 1 - 1
Итого: 5 7 12
Содержание программы
Вводное занятие. День знакомства. (1ч)
Теория: Знакомство детей с работой объединения, с расписанием занятий. Знакомство с программой деятельности. Показ образцов работ. Знакомство с названиями инструментов и материалами, необходимыми для работы. Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
Беседа: «Твои люди, Север!», «Орнамент и виды орнамента»
Форма занятия: вводное занятие.
Методы и приёмы: словесные методы обучения - объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, объяснительно-иллюстративный метод.
Дидактическое обеспечение: выставка образцов работ, таблица с правилами техники безопасности.
Формы контроля: собеседование, опрос.
Аппликация из бумаги. (2ч)
Теория: Повторение правила поведения в объединении, инструктаж по технике безопасности: общие правила ТБ, правила работы с ножницами, клеем. Общие сведения о бумаге. Из истории появления бумаги.
Беседа: «Аппликация, как предмет народно-декоративного творчества». Виды аппликаций. Сочетание различных техник в аппликации.
Познавательная беседа «Июль - макушка лета», загадки о растениях.
Практическая работа:
Аппликация: «Вот оно, какое наше лето». Вырезание деталей деревьев, куста, чума (жилище ненцев), собаки, нарты из цветной бумаги и полос из цветного гофрированного картона для рамки по шаблонам. Наклеивание деталей на картон по образцу.
Форма занятия: практическое занятие.
Методы и приёмы: словесные методы обучения - рассказ, беседа, диалог, объяснительно-иллюстративный метод.
Дидактическое обеспечение: образец работы.
Материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, гофрированный цветной картон, клей карандаш, ножницы, клеёнка, шаблоны. Формы контроля: наблюдение, опрос, мини-выставка.
Бисеронизание на проволоке. (4ч)
Теория: История бисерного рукоделия и его применение. Инструктаж по технике безопасности: общие правила ТБ, правила работы с проволокой, бисером. Техника низания на проволоке: плоское и объемное параллельное. Наращивание и закрепление проволоки. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Работа по схеме. Беседа: «Лесные жители Ямала»
Практическая работа:
Плоское параллельное низание на проволоке животных по выбору. Работа по схеме.
Объемное параллельное низание на леске насекомых по выбору. Работа по схеме.
Форма занятий: практическое занятие.
Методы и приёмы: словесные методы обучения - рассказ, беседа, наглядный, практический.
Дидактическое обеспечение: иллюстрации, образцы работ.
Материалы и инструменты: бисер разноцветный, бусы, стеклярус, леска, проволока, ткань, коробочки для бисера, схема.Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа, мини-выставка.
Национальные поделки из меха и бисера (4ч)
Теория: Инструктаж по технике безопасности: общие правила ТБ. Показ способов выполнения работы из меха и замши, техника низания цепочки из бусин для кулона в одну нить.
Беседа: «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала».
Практическая работа
Изготовление цепочки для кулона из бусин в одну нить.
Кулон из меха и замши. Выкройка деталей круга из картона и замши по шаблону. Выкройка северного узора из замши по шаблону и наклеивание на круг из замши. Наклеивание полоски меха на круг из картона. Склеивание цепочки и деталей между собой.
Форма занятия: занятие-мастерская, практическое занятие.
Методы и приёмы: словесные методы обучения - инструктаж, рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод.
Дидактическое обеспечение: образец работы.
Материалы и инструменты: картон, клей ПВА, кисточки, ручка, клеёнка, полоска меха, бусины, леска , замша, ножницы, шаблоны.
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа, мини-выставка.
Выставка творческих работ детей.
Итоговое занятие. Итоговая выставка творческих работ детей (1ч)
Итоговая выставка творческих работ детей проходит на базе СОШ №3 в фойе лагеря.
Представлены лучшие работы детей. Награждение победителей выставки.
Форма занятия: итоговое занятие.
Методы и приёмы: наглядно-демонстрационный: показ, демонстрация работ.
Дидактическое обеспечение: выставочный комплекс, фотоаппарат.
Формы контроля: итоговая выставка творческих работ детей «Фестивальная палитра детского творчества».



Список литературы для педагога
Аверьянова К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов.-СПб.: ООО «Миралл», 2006.-56с.
Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной
отделки традиционных изделий ненцев.: Пособие для учителя.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».- 128с.
3. Борко Т.И.,Галкин В.Т… Культура народов Ямала.- 2-е изд., исправ.Тюмень, 2008.-352с.
4. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2005.-192с.
5. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО– ПРЕСС», 2009. – 64с.
6 . Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.- М.: ЦГЛ,Ставрополь: Сервисшкола, 2005.-304 с.
7. Самойлов Е.Н. «Сказки народов Севера», филиал издательства «Просвещение» 2002-134с.
8. ОкотэттоЕ. Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. С -П., 2002г.
9. Тюрина Н.Е. «Чудо-кожа».- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -112с.
10. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учебное
Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 160с.

Список литературы для детей
Геронимус Т. Урок труда. Мои помощники – инструменты. 1-4 класс. Учебный
комплект для начальной школы, №2, М.,1998.
Геронимус Т. Урок труда. Бумажное царство. 1-4 класс. Учебный комплект для
начальной школы, №3, М.,1998.
Геронимус Т. Урок труда. Правила безопасной работы. 1-4 класс. Учебный комплект для начальной школы, №5, М.,1998г.
Гусакова М.А.«Подарки и игрушки своими руками», Москва 2001г
Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги».- Ярославль, 1998
Лындина Ю. «Фигурки из бисера».- М.2003
Лыкова И.А. Мастерилка - Чики-чики. Учебно-методическое пособие, 2004.
Лыкова И.А. Мастерилка - Жики-жики. Учебно-методическое пособие, 2004.
Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам.- М.:Айрис – пресс, 2004.-192с.

Словарь специальных терминов

Аппликация – произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозным отверстием для низания.
Бусины – всегда крупнее бисера. Бусины бывают самых разнообразных форм и расцветок, могут быть изготовлены из стекла, металла, пластмассы, натуральных камней, дерева, кости.
Иглы – должны быть достаточно тонкими, чтобы свободно проходить через отверстия в бусинках. Если игла проходит туго, можно подточить ушко наждачной бумагой.

Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.
Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Нитки – используют любые нити из натуральных или синтетических волокон, леску, тонкую проволоку.
Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Пайетки – плоские разноцветные металлические кружочки
Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используются для украшения одежды и интерьера. Бывает различной формы, цвета и размеров. Главный размер стекляруса – его дина в сантиметрах.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру.