Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Макаренко Галина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63
город Владивосток
Дифференцированный подход в обучении как средство развития
познавательной активности младших школьников
на уроках математики
Содержание:
Информация об опыте …………………………………...................................3
Технология опыта………………………………………………………..….…..7
Результативность опыта…………………………………………………..…...17
Библиографический список………………………………..…………………..20
Приложение к опыту…………………………………………………………….21
Тема опыта «Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики».
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Автор опыта работает учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением китайского языка города Владивостока». Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом обучающихся, так как в микрорайонах, прилегающих к нему, наблюдается малая миграция населения. Близость расположения таких культурных центров, как музыкальная и художественная школы, Центр детского творчества Советского района, наличие парковой зоны благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Социальная среда населения микрорайонов школы достаточно разнообразна. Учитель работает в классе, в котором 62% детей воспитываются в полных семьях, 50% родителей имеют высшее образование, 11% - неполное высшее образование, 39% - средне - специальное образование. Как следствие, учащиеся имеют различный уровень интеллекта, коммуникативных и познавательных способностей.
Предварительная диагностика учащихся «Оценка уровня познавательной активности», основанная на опроснике Ч.Д.Спилберга [12], выявила, что в классе с высоким уровнем познавательной активности – 25% обучающихся, средним уровнем – 40%, низким уровнем- 35%.
По результатам диагностики автор осуществляет деление детей не на «слабых» и «сильных», а относит их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Показатели диагностики заставили задуматься о системе работы по повышению уровня познавательной активности младших школьников.
Решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея дифференцированного подхода в обучении как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Актуальность опыта
Модернизация начального образования ориентирована на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образовательного процесса, определяющая становление и развитие личности младшего школьника. Вместе с тем одной из стратегических задач является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Решение данной задачи невозможно без формирования у каждого обучающегося устойчивой познавательной активности, постоянного стремления углубляться в область познания.
Как показывает опыт, в условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.
Среди множества задач, стоящих перед школой, выделим те, которые на наш взгляд напрямую соотносятся с опытом работы:
совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
сформировать систему социально- ценностных отношений школьника посредством включения его в активную деятельность.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие познавательную активность учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоречия в современном процессе обучения младших школьников:
между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования;
между большим потоком учебной информации для учащихся и необходимостью быстрого усвоения учебного материала;
между отсутствием эффективности системы подачи учебной информации разного рода сложности и необходимостью использования заданий с учётом личностных особенностей ребенка.
Одним из путей разрешения противоречий является использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором учитель строит учебный процесс с учётом особенностей группы обучающихся. Такой подход делает работу учителя более результативной, позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех обучающихся класса. При сочетании эмоционального и рационального в обучении формируется стойкая познавательная активность.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития познавательной активности в учебно-познавательном процессе обучающихся через использование комбинации методов дифференцированного обучения на уроках математики.
Длительность работы над опытом 3 года.
I этап длился с сентября 2012 года по октябрь 2012 года и включал в себя обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, сбор и анализ материалов по теме исследования;
II этап длился с октября 2012 года по апрель 2013 года. На данном этапе проходила апробация технологии, в основе которой лежали идеи кандидата педагогических наук Фирсова В.В. [15], методы Щукиной Г.И. [16], Кагана М.С.[16].
III этап длился с апреля 2015 года по май 2015 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта.
Выработана единая система уроков по математике.
Теоретическая база опыта
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не
только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко
ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.
Познавательная активность - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний.
В исследовании рассматриваются три компонента структуры познавательной активности школьников: 1) мотивационно - ценностный (мотивы и цели обучения; потребность в саморазвитии, самоактуализации; отношение к себе и другому человеку) – основа познавательной активности (По М.С. Кагану) [16]; 2) содержательно- процессуальный (знания о фактах, законах, теориях и способах деятельности; особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности);
3) эмоционально- волевой (наличие эмоциональной реакции переживания учения; способность к рефлексии, доработке, переделке и совершенствованию своих возможностей и способностей; самооценка; коммуникативные способности).
Показателями развития познавательной активности являются:
1) устойчивая, сбалансированная и гармоничная мотивационная сфера; 2) цели, которые ставит и реализует школьник в процессе обучения; 3) знания о фактах, законах, теориях и способах деятельности; 4) преобладающий характер учебной деятельности;
5) особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности; 6) степень самостоятельности и поведение школьника при затруднениях;
7) эмоции школьника;
8) способность к рефлексии;
9) коммуникативные способности.
Дифференцированный подход как один из способов достижения познавательной активности обучения изучается и применяется в педагогической практике достаточно давно.
В последние годы в связи с многообразием типов учебных заведений, многовариантностью их учебных планов, правом школ на выбор статуса, наметились новые возможности реализации дифференцированного подхода в школьной образовательной среде.
По мнению Г.К. Селевко [11], дифференциация обучения – это: создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. В.В. Фирсов [15] считает, что дифференциация – это средство индивидуализации обучения создании оптимальных условий для выявления задатков, формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей - один из ведущих принципов дидактики.
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития обучающихся и способствует более качественному их обучению. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики.
В своей работе автор опыта использует идею В.В.Фирсова [15] (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов), создаёт условия для развития познавательной активности, вводит в урок элементы дифференциации, занимательности; использует различные формы работы, игровые моменты, творческие задания.
Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.
Дифференциация учебных заданий предполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разного уровня сложности. В данном случае важным является то, что выбор уровня учебных заданий предоставлен самим учащимся: ученик сам выбирает, задания какого уровня он готов сейчас решать.
Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой, пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность.
Новизна данного опыта характеризуется комбинированием методик Щукиной Г.И. [16], Кагана М.С. [16] (формирование познавательной активности обучающихся) и Фирсова В.В. [15] (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов). Кроме этого, автором опыта создана система применения дифференцированного обучения с инновационными образовательными технологиями, нацеленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.Доступность опыта заключается в том, что он приемлем на любом этапе урока, для всех предметов и в любой программе общеобразовательной школы.
Раздел II
Технология описания опыта
Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики познавательной активности младших школьников, посредством использования системы приёмов и методов дифференцированного подхода в учебно-образовательном процессе на уроках математики.
Цель будет достигнута, если будут решены следующие задачи:
выявить наиболее оптимальные подходы к развитию познавательной активности обучающихся на уроках математики;
ввести в педагогическую практику методы и приемы, активизирующие познавательную активность обучающихся;
организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы;
увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие;
развивать логическое мышление, интерес, любознательность.
Организация учебно-воспитательного процесса
В основу организации учебно-воспитательного процесса положена ориентация на развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Образовательный процесс автор опыта организовывает так, чтобы каждый обучающийся испытывал необходимость в преодолении трудностей, чтобы у него возникала настоящая потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, чтобы учебная деятельность приносила ребенку радость и уверенность в своих знаниях.
Основными принципами взаимодействия учителя с обучающимися являютсяпринципы:
от творчества учителя к творчеству ученика;
предупредить, а не наказать незнание;
мотивация, а не констатация;
ученик должен испытать успех;
обучать школьников на эмоциях радости;
развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;
сделать главной заповедью своей педагогической деятельности: «Не навреди».
Автор опыта считает, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В опыте представлены способы дифференциации, которые автор использует в начальной школе на уроке математики:
Дифференциация по уровню творчества;
Дифференциация по уровню сложности заданий;
Дифференциация по объёму учебного материала;
Дифференциация по степени самостоятельности;
Дифференциация по характеру помощи обучающимся;
Дифференциация по форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов и т.п. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений (Приложение №1).
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Обучающимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Автор опыта предлагает следующие виды продуктивных заданий:
Форма урока Этапы урока Приёмы Описание Результат познавательной активности
Урок-путешествие Закрепление нового материала Поиск закономерностей 1 уровень. Найди закономерность, по которой записан ряд чисел. Продолжи его.
10, 15, 20, 25,…,…,…,…,…,…,..............
2 уровень. Найди закономерность, по которой записан ряд чисел. Продолжи его.
10, 17, 20, 27, 30,…,…,…,…,….
Выбери из записанного ряда такие пары чисел, разность которых равна 50, 57, 60, 67
Назови верные равенства.
3 уровень. Найди ошибку, допущенную при составлении ряда чисел. Запиши его правильно.
А) 5, 15, 25, 35, 50;
Б) 50, 43, 36, 29, 21;
В) 10, 15, 30, 35, 50, 55, 80, 85.
г) Найдите в каждой строчке лишнее число:
а) 1, 9, 4, 14, 6, 2;
6) 15, 11, 18, 14, 35;
в) 17, 35, 56, 62, 44.
– Почему оно лишнее?
–Измените эти числа, чтобы закономерность не нарушалась. Внимание, логическое мышление
Классификация математических объектов Даны выражения:
72-49+17 500+100+200-10081:9-3 300+400+20-1006•3+8•3 54:6-12:6-574-9-7 57+6•3-64:81 уровень. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.2 уровень. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.3 уровень. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы. Логическое мышление, память
Преобразование математического объекта в новый 1 уровень 2 и 3 уровни
Найдите значения
выражений:
526 +333 454-212
526 + 337 554 - 249
764 - 124 371 +218
764 - 126 473 + 518 Найдите значения выражений:
526 + 337 654 – 239
764-126 473+518
В каждом выражении измените одну цифру так, чтобы действие выполнилось без перехода через разряд. Найдите значения этих выражений.
Дополнительное задание для 3 уровня: найдите несколько разных решений.
Интерес
Задания с недостающими или лишними данными 1 уровень. Решите задачу: В магазин привезли 36 кг огурцов. В пакетах было 15 кг огурцов, в сетках в 2 раза меньше, чем в пакетах, а остальные огурцы были в ящиках. Сколько килограммов огурцов было в ящиках?2 уровень. Найдите в задаче лишние данные: В магазин привезли 36 кг огурцов в двух пакетах, в двух сетках и трёх ящиках. В пакетах было 16 кг огурцов, в сетках в 2 раза меньше, чем в пакетах, а остальные огурцы были в ящиках. Измените условие задачи и решите её.3 уровень. Измените условие и вопрос задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество огурцов стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее. Логическое мышление, интерес
Выполнение заданий разными способами, поиск наиболее рационального способа решения 1 уровень 2 и 3 уровни
Решите удобным
способом:
46 + 88 + 4+ 2
5 + 17+15 + 3
35 + 8 + 5 + 32
9 + 3 + 41 + 97 Решите удобным способом:
45 + 48 + 5 + 2 + 25
6 + 17+24 + 3 + 34
35 + 8 + 5 + 22+32
9 + 3 + 41 + 97+11
Найдите еще один удобный способ решения для каждого выражения.
Логическое мышление
Самостоятельное составление задач, математических выражений 1 уровень 2 уровень 3 уровень
Найдите значения выражений:
80 - 20 60 + 10 70 - 60
20 + 60 70 - 10 70-60 Найдите значения выражений:
80 - 20 60 + 10 70 - 60
20 + 60 70 - 10 70-60
Определите, сколько всего чисел использовано в полученных равенствах. Используя числа 80,20,10, 70,60, составьте и запишите верные равенства.
Внимание
Нестандартные и исследовательские задания Пример 1.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
А) 5555 77777
5005 7907
Б)4433
+ 345
8122
+213
В) 5566
+ 656
7566
+ 656 Прочитайте задание для 3-й группы. Подумайте, подходят ли для решения этого задания выражения, данные 1-й группе. Исправьте неверно составленные выражения. Найдите значения выражений. Догадайтесь, какими цифрами можно заменить каждую букву, чтобы получилась верная запись:
а) ААААА
- АББА
АБААБ
б) ААББ
+ БАЕ
АГГВ
в) ААББ
- БАБ
БИТ
Пример 2.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Найдите значения выражений.
321
+ 447
863
-217 Найдите и запишите пропущенное число.
***
+ 303
687
5*3
-25*
3*4 Составьте примеры по схемам и решите их.
+
-
Любознательность
Дифференцированная работа организуется автором опыта различным образом: обучающимся с низким уровнем обучаемости (1группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости - творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Автор опыта предлагает следующие виды усложнения заданий для обучающихся:
усложнение материала;
Пример 1.
1 группа 2 группа 3 группа
Сравните числа:
74+8 и 81
63+7 и 70
43+4 и 49 Сравните выражения:
74+7 и 74+4+2
63+9 и 63+4+5
43+0 и 43-0 Сравните величины:
57 см и 5 дм 7 см
58 мин и 1 ч
3 см 2 мм и 32 мм
На этапе устного счёта автор использует интересные задания, включенные в урок с учётом возрастных особенностей: дидактическая игра с мультимедийным сопровождением ко Дню Защитника Отечества (Приложение №2).
Познавательная игра Описание игры Дифференцированные задания Результат
«Военная игра» Игра проводится во время устного счёта и позволяет закрепить навыки письменного сложения и вычитания двузначных чисел.
Цель: дети учатся работать в группе, контролировать свою работу и работу своего товарища, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
Класс разделён на 3 группы (по уровням). У каждой группы своё задание. 1 группа (1 уровень) – «Причаль лодку». На море высадился десант и каждой лодке нужно причалить к своей пристани. Обучающиеся 1 группы выходят к доске, выбирают ответ и отправляют лодку к пристани. Если ответ неверный, лодка стоит на месте, а дети решают пример заново.
2 группа (2 уровень) – «Точно в цель». Учащимся нужно точно попасть в цель. На мишени необходимо выбрать то число, которое будет являться ответом данного примера.
3 группа (3 уровень – повышенной сложности) - «Помоги десантнику». Каждый десантник должен приземлиться на ту площадку, где находится проверка данного примера.
Интерес, любознательность
Использование условных символов («сказочных цифр», букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
Пример 1.
1 и 2 группы. Сравните числа:
29 и 6 53 и 54
8 и 41 96 и 66
3 группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
АВ и Д СЗ и С4
В и ОР 9Т и 6Т
Пример 2.
1 и 2 группы.
Задача: Длина картины (диорамы) «Огненная дуга» 67 метров, а ширина – 15 метров. Найдите площадь и периметр картины.
3 группа.
Задача: Длина картины (диорамы) «Огненная дуга» а метров, а ширина – в метров. Найдите площадь и периметр картины.
Дифференцированные задания по объему учебного материала
Необходимость таких заданий автор обусловливает разным темпом работы обучающихся. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание.
Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера (Приложение №3). Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.
Пример 1. Основное задание: Найдите значения выражений.
17-8 14-7
12-6 15-9
13-7 11-7
Дополнительное задание: Найдите сумму ответов в каждом столбике.
Соедини числа в порядке возрастания. Реши примеры и раскрась картинку.
Пример 2. Основное задание: Решите задачу.
Задача: На полив одной грядки моркови требуется 7 вёдер воды. Сколько таких грядок можно полить из бочки, в которой 63 ведра воды?
Дополнительное задание: Составьте и решите обратные задачи.
Дифференциация по степени самостоятельности учащихсяАвтор опыта не предполагает различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, другие – самостоятельно (Приложение №4).
1. Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой в 2 раза больше молока. Сколько литров молока надоила хозяйка от другой коровы?
2. Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой в 2 раза больше молока. Сколько всего литров молока надоила хозяйка?
3. Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой 16 литров молока. Всё молоко она разлила в трёхлитровые банки. Сколько банок с молоком?
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).
Автор опыта предлагает рассмотреть особенности работы с карточками - помощницами.
Задача 1: Дядя Фёдор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Фёдор привёз Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов.
Карточка 1
Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу. Карточка 2
Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи. Карточка 3
В задаче есть лишние данные. Подумай. Какие числа не нужны для решения задачи.
Карточка 4
Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:
Привезли - ?, 15 б. и 13 б.
Съел — ? б.
Осталось - 9 б. Карточка 5
Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину и сколько он их съел? Карточка 6
Воспользуйся схемой и реши задачу:
1) * + * = * (б.) привезли
2) * - * = *(б.)
Задача 2: На кормушке было 12 синиц, а воробьёв в 3 раза меньше. На сколько синиц больше, чем воробьёв?
Карточка-памятка:
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни рисунок.
3. Объясни, что показывает каждое число, и повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нельзя, то составь план решения задачи.
5. Выполни решение.
6. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Дифференцированная работа по форме учебных действий
Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной автор считает следующую организацию работы.
Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.
Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.
Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.
Обучающиеся приступили к изучению темы «Площадь», научились сравнивать площадь фигур «на глаз» и наложением. Необходимо их подвести к новому способу сравнения площадей, основанному на использовании мерки. Дети с высокой обучаемостью могут сделать «открытие» самостоятельно, а остальным предлагается следующий план действий.
Пример 1.
Задание:
1) Сравни площади прямоугольников АВСЕ и МКОР. Тебе это удалось? В чем затруднение?
В С K O
А Е М P
2) Начерти такие прямоугольники, вырежи их и попробуй наложить друг на друга. Это тебе помогло?
3) Твои прямоугольники вырезаны из бумаги в клетку? Если да, подумай, не сможет ли тебе это помочь.
4) Ты понял, что клетка может служить меркой для измерения площади? Сосчитай, сколько раз эта мерка поместилась в каждом прямоугольнике. Что можно сказать об их площади?
Пример 2.
Задача: На реке было 12 гусей, а лягушек в 2 раза меньше. Сколько лягушек было на реке?
1 группа: решение задачи с опорой на счётный материал. 2 группа: решение задачи с помощью схематического рисунка 3 группа: решение задачи без наглядности, в уме.
Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока.
Дифференцированный подход
позволяет ученику почувствовать себя таким как все;
даёт возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим обучающимся;
ежедневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов;
предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Основной задачей преподавателя становится стимуляция обучающихся, чтобы они не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.
Таким образом, дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательную активность обучающихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету, любознательность.
Описание содержания обучения
Повышению познавательной активности на уроках математики также способствует и занимательная форма их проведения: урок - сказка, урок - путешествие, урок-игра.
Изучению индивидуальных способностей каждого ребенка способствуют активные формы и методы обучения. К ним автор относит: дидактическую игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповую работу, парную работу.
Методы, используемые в реализации опыта, различаются по характеру деятельности ученика: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Раздел III
Результативность опыта
Комбинируя различные виды деятельности на своих уроках, применяя традиционные и инновационные методы, формы, приёмы и средства обучения и воспитания, автор опыта развивает познавательную активность младших школьников, посредством дифференцированного подхода в обучении.
Работа над темой опыта позволила учителю добиться определенных результатов. Результативность опыта педагога отслеживалась по следующим критериям: результаты диагностики «Оценка уровня познавательной активности»,разработанной на основе опросника Ч.Д. Спилбергера [12] (диаграмма), развитие интереса, любознательности (диаграмма), участие детей в предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня (таблица).
Развитие познавательной активности
Сравнительный анализ
Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
2 класс 25% 40% 35%
3 класс 30% (+5) 45% (+5) 25% (-10)
4 класс 35% (+5) 50% (+5) 15% (-10)
По результатам диагностики видно, что уровень познавательной активности возрастает: так, во 2 классе низкий уровень составил 35 % обучающихся, средний уровень – 40 % и высокий – всего 25 % учеников.
К концу 4 класса процент детей, имеющих низкий уровень активности, снизился до 20 %, количество детей, имеющих высокий уровень, возросло на 10% и количество детей, имеющих средний уровень, незначительно увеличилось и составило 50 %.
Все вышеприведенные данные позволяют говорить о высоком результате в обучении. Высокий результат достигается за счѐт развития познавательной активности учащихся в условиях уровневой дифференциации.
В ходе целенаправленной работы в процессе обучения на уроках математики у большинства обучающихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, любознательности.
Развитие интереса и любознательности
Составило: 2012 – 2013г. - 70%; 2013-2014г. – 75 %; 2014-2015г.- 80%.
Результаты участия детей в олимпиадах, конкурсах
в 2012 – 2015 годах
Фамилия, имя
обучающегося Год Название конкурса Уровень Результат
Коняев Никита 2012-2013 Конкурс «Фактор роста» Номинация: «Математические ступеньки» Всероссийский 1 место
Степанов Дмитрий 2012-2013 Конкурс «Фактор роста» Номинация: «Математические ступеньки» Всероссийский 1 место
Слепухина Татьяна 2012-2013 Конкурс «Интеллект- экспресс». Номинация: «Мир математики» Всероссийский Победитель
Веретенникова Кристина 2012-2013 Конкурс «Интеллект- экспресс». Номинация: «Мир математики» Всероссийский Победитель
Тутов Олег 2012-2013 Конкурс «Интеллект- экспресс». Номинация: «Математика в природе» Всероссийский Лауреат
Слепухина Татьяна 2012-2013 Конкурс «Интеллект- экспресс». Номинация: «Тайны математики» Всероссийский Лауреат
Корсунов Антон 2013-2014 Конкурс «Альбус» Всероссийский 3 место
Коняев Никита 2013-2014 Конкурс «Познание и творчество». Номинация: «Контрольная по математике» Всероссийский 1 место
Коняев Никита 2014-2015 Эвристическая олимпиада «Совёнок -2014» Международный Победитель
Тутов Олег 2014-2015 Эвристическая олимпиада «Совёнок -2014» Международный Победитель
По итогам работы педагог выступила с докладом «Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики» на городских педагогических чтениях.
Итак, данный опыт доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках успешно решается средствами дифференцированной работы.
Библиографический список:
1. Алейник, А.И. Сборник [текст]: Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочное время. / Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей начальных классов./Алейник А.И./ Выпуск 1. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.- с. 155-159.
2. Волина, В.В. Праздник числа/ Волина В.В.-М.:АСТ-ПРЕСС,1997.-304 с.
3. Гринштейн, М.Р. Математика с подсказками и ответами: Решаем задачи. 2 клас./ Гринштейн М.Р. -СПб.: Издательский дом: Литера, 2009.-64с.
4. Деменёва, Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики/ Деменёва Н. Н. - М: Аркти, 2005.
5. Деменёва, Н. Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе/ Деменёва Н. Н. - Начальная школа, №2, 2004. – с.15.
6. Деменёва, Н. Н. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками/ Деменёва Н. Н. -Начальная школа, №5, 2004. – с.34.
7. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации/ Дощицина З.В. - М.: Просвещение, 1994.- с.62.
8. Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания для 1 класса четырёхлетней начальной школы/ Жикалкина Т.К. - Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1989.-52 с.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Официальные документы в образовании. – 2002 г. - № 4.-99с.
10. Лысенко, Ф.Ф. Тесты за курс начальной школы: 4-5 класс./под редакцией Лысенко Ф.Ф.– Ростов-на Дону: ЛЕГИОН, 2011.-с.248.
11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Селевко Г.К. - М.: Народное образование, 1998г.-255 с.
12. Спилберг, Ч.Д. Оценка уровня познавательной активности/ Спилберг Ч.Д. – М.: Просвещение, 1987. – 116 с.
13. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников/ Талызина Н.Ф. – М.: Просвещение, 1988.-160 с.
14. Удодова, Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с учащимися 1 – 4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / Сост. Н. И Удодова. – Волгоград: Учитель, 2008.-52 с.
15. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения/Фирсов В.В.- Начальная школа,№5, 2004.- с.27.
16. Щукина, Г.И., Каган, М.С. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Щукина Г.И., Каган М.С. – М.: Просвещение, 1988. – 218 с.
Приложение
Приложение №1 - Урок математики во 2 классе по теме «Решение задач».
Приложение№2 - Урок математики во 2 классе по теме «Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 100».
Приложение №3 – Логические задачи.
Приложение №4– Урок математики во 3 классе по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел».
Приложение №1
Урок математики во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. Форма урока: урок - путешествие.
Тема урока: Решение задач. Закрепление.
Цели урока: закреплять и совершенствовать умение решать текстовые задачи, составлять условие задачи по краткой записи, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками;
развивать вычислительные навыки, умение сравнивать геометрические фигуры и называть их, мыслить логически, математическую речь;
воспитывать любовь к животным, взаимопомощь.
Оборудование: наглядность, сигнальные карточки, счётный материал, памятки, схемы, грамзапись.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Сообщение темы и целей урока
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять,
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по жаркой Африке. А поможет нам в этом герой сказки К.И.Чуковского. Отгадайте какой? Всех излечит, исцелит добрый …(доктор Айболит).
III.Актуализация знаний
1)дифференцированная работа
А) соответствие задач по схеме (у доски работают 3 человека – 2 группа).
Было – 30
Отдал – 10
Осталось - ?У Кати – 40 5 3
У Оли - ? на 3 б.
Б) работа по карточкам (3 группа)
В) устный счёт (математический диктант - 1 группа)
-Сегодня утром доктору пришла зашифрованная телеграмма. Попробуем вместе её расшифровать.
Телеграмма:
М ы з а б о л е л и !
15 20 70 16 2 5 36 24 36 10 1
М (15) - число, в котором 1д и 5 ед.
Ы (20) - число, в котором 2 д.
З (70) - разность чисел 74 и 4
А (16) -15+1
Б (20) - 12-10
О (5) – 5+0
Л (36) – число, которое при счёте следует за числом 35.
Е (24) – Доктор вылечил 20 зайчат, а птиц на 4 больше. Сколько птиц вылечил Айболит?
Л (36) – сумма чисел 30 и 6
И (10) – В 1 коробке было 15 таблеток, а в другой - 5. На сколько таблеток в 1 коробке больше, чем во второй?
! (1) – назовите наименьшее однозначное число.
Г) взаимопроверка
-Прочитайте текст телеграммы.
Мы заболели!
-Телеграмму прислали звери из Африки. Они просят помощи.
- Как мы им поможем? (решая задачи)
2) самостоятельная работа
I вариант: работа по учебнику с.46 №2. Устно составьте задачи по краткой записи.
II вариант: проверяет задачи на доске.
-Послушайте задачу №1.
-Правильно ли составлено выражение?
-Почему?
-Какую оценку заслуживает ученик?
-Слушаем задачу №2.
-Правильно составлено выражение?
-Какую оценку поставим?
-Вам понравилось условие задачи №3?
-Посмотрите внимательно, правильно составлено выражение.
-Оцените ответ.
Учитель проверяет карточки.
IV.Закрепление1. Работа по учебнику с.26 №22
-Читает задачи 1 вариант, а 2 вариант – слушает, помогает и оценивает.
-Послушаем 1 задачу.
-Что нужно знать, чтобы узнать сколько было? (сколько продали и сколько осталось).
-Если будем знать, то можем ответить на вопрос задачи?
-Запишите решение: 9+7=16 (кг)
-Послушайте 2 задачу.
-1 вариант читает, 2 вариант – слушает и готовится отвечать на вопросы.
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи: Сколько осталось? (Чтобы ответить на вопрос задачи нужно знать: сколько было и сколько продали).
-Давайте посмотрим: мы знаем сколько было? (нет).
-А что нужно сделать, чтобы узнать сколько было? (5+8=13)
-А сколько продали? (7 кг)
-Так как же узнать, сколько осталось? (13-7=6)
-Составим схему. Запишите решение выражением.
-Что общего в этих задачах?
-Чем они отличаются?
-Теперь можно отправляться в путь.
2.Физкультминутка.
И встал Айболит, побежал Айболит.
Помогли нам и волки, и киты помогли.
Даже добрые орлы нас по воздуху несли.
3.Коллективное решение задачи.
-Наконец мы в Африке! Какая огромная эта Африка! А кто это сидит на берегу Лимпопо и плачет? Да это же Бармалей! (на доске рисунок)
Задача: Ребята, от сырого мяса у него разболелся живот. Доктор прописал ему диету: дал 15 кг моркови и велел съедать утром – 8 кг, а остальную часть вечером. Давайте поможем Бармалею узнать, сколько кг моркови он должен съесть вечером? (на доске схема с кармашками)
Утром
Вечером - -Чтобы узнать, сколько кг моркови прописал доктор съедать вечером, мы должны узнать сколько дал.
-А сколько кг моркови дал доктор? (15 кг)
-Утром сколько кг моркови рекомендовал? (8 кг)
-Кто сможет повторить условие задачи?
-Какой вопрос в задаче?
-Так как же узнать, сколько кг моркови рекомендовал доктор съедать вечером? (15-8=7)
-Бармалей благодарит Вас и показывает дорогу к больным животным.
V.Физкультминутка «Чунга- Чанга»
VI.Повторение1.Устное решение задачи.
Две недели Айболит
Не ест, не пьёт, не спит,
Две недели подряд
Он лечит несчастных зверят.
-Сколько недель лечил Айболит зверей?
-А сколько это дней?
-Как вы узнали?
-Давайте вместе с Айболитом лечить зверей.
2.Работа с геометрическим материалом (работа в парах)
-Чтобы вылечить черепаху, нужно поработать с геометрическим материалом. «Вылечите» черепаху, собрав её из геометрических фигур.
-Из каких фигур она состоит?
-Что вы знаете о треугольнике?
-Как называется фигура, у которой 4 стороны и 4 прямых угла?
-Как найти периметр прямоугольника?
3.Самостоятельная работа
-Звери теперь здоровы. Наше путешествие заканчивается. Пора нам в обратный путь!
Но вот перед нами море-
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас нас проглотит она.
-Море очень большое и переплыть его самим очень трудно.
-Персонаж какой сказки нам поможет?
-Давайте её позовём: «Золотая рыбка, появись!»
-Приплыла рыбка не одна, а со своими подружками – математическими рыбками. У каждой рыбки – своё задание.
-Взгляните, они почти в ваших руках, но для того, чтобы поймать её, нужно решить задачи. Удачи!
Задача 1: В одну неделю Айболит вылечил 50 животных, а во вторую – 40 животных. Сколько всего животных вылечил Айболит?
Задача 2: В одну неделю Айболит вылечил 50 животных, а во вторую – 40 животных. На сколько больше животных вылечил доктор в первую неделю, чем во вторую?
Задача 3: В одну неделю Айболит вылечил 50 животных, а во вторую на 10 животных меньше. Сколько всего животных вылечил доктор Айболит?
-Проверка.
-Все задания выполнены. А теперь отпустим рыбок в синее море, пусть гуляют себе на просторе. (Море – коробка, оклеенная синей бумагой).
VII.Итог урока
-Где мы побывали?
-Вам понравилось путешествие?
-Кому помогали?
-Помогая животным, чему мы научились на уроке?
Выставление оценок.
-Молодцы! Вы помогли доктору Айболиту. Он желает всем крепкого здоровья и чтобы не болели, прислал вам витамины (яблоки).
Приложение №2
Урок математики во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.
Форма урока: Урок-игра
Цель: 1) повторить письменные и устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100;
2) закрепить умение решать задачи;
3) осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся;
4) развивать смекалку;
5) воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: картинки, пилотки.
Ход урока
I. Организация начала урока
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
Недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня у ребят урок уж больно важный.
- Поприветствуем гостей. Кстати, уважаемые гости вас приветствовали солдаты Российской армии.
-Взвод, смирно! Товарищи солдаты, накануне Дня Победы мы проводим учебные сборы. Цель учений: закрепить изученные приемы сложения и вычитания в пределах 100 , решая примеры и задачи. Для выполнения поставленных целей отделения займите свои позиции.
II. Минутка чистописания
-Кодовый номер наших учений число 9 . Как вы думаете почему?
-В мае 1945 г. наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне. 9 мая мы празднуем этот знаменательный день.
III. Устный счет
1.Решение примеров
- Определите, с какой страной воевала наша страна. На доске запись:
Германия-22 Польша-30 Румыния-54
-Проверим ваше предположение, решим цепочку примеров. (Один ученик решает самостоятельно у доски.)
70 — +4— -20 — -14 — -18 = 22
-А рядовые выполнят задание на развитие смекалки.
По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его.
10, 30, 50 ...
14, 34, 54...
-Проверим самостоятельную работу. Вы согласны? ( Проверка с помощью сигнальных карточек зеленого и красного цвета)
- 22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.
2.Дидактическая игра «Военная игра».
IV. Закрепление.
1.Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями.
Двигаемся по маршруту. «Снимем маскировку с первой цели»
Цель первая- отработка вычислительных навыков. А в разведку отправляем рядовых…Учитель дает карточки 2 ученикам. Они решают самостоятельно на доске.
Открывается запись на доске:
75-65 100-95 13+13
42-12 10+15 13+(20-7)
60-43 20+7 90-62
Учащиеся читают выражения, используя изученную математическую терминологию. Во время работы над последним выражением учитель читает стихотворение.
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будут жить28
Самых смелых твоих сынов.
2. Проверка самостоятельной работы
Павлик и Вика добыли для нас следующие сведения:
30-х=25 58+х=100
х=30-25 х=100-58
х=5 х=42
Проверяется решение уравнений.
-5февраля 1942г. наши войска освободили г. Старый Оскол.
Это было в годы войны. А сейчас Старый Оскол продолжает расти, обновляться и хорошеть. Комбинаты, фабрики, заводы и многие другие предприятия являются гордостью не только Старого Оскола, но и области и даже страны.
V. Решение задач
1. В Старом Осколе на кондитерской фабрике «Славянка» за минуту выпускают 10 кг конфет, а зефира на 15 кг больше. Сколько зефира выпускают на кондитерской фабрике?
-Сколько кг конфет выпускают за минуту? Сколько выпускают зефира? Какая краткая запись соответствует нашей задаче? (На доске 3 вида краткой записи)
Почему? Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась 2 действиями.
Запишите решение и ответ.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу
За могучую нашу страну. (М.Исаковский)
-Весь народ встал на защиту своей Родины. Родина – не только страна, где мы живем, но и место, где родились и выросли. Это наш дом.
И по маршруту мы видим знак «Дом». Работа в группах.
Каждое отделение получает рисунок дома. Вам нужно определить, из каких геометрических фигур составлен дом, измерить стороны фигур и найти периметр каждой фигуры.
VII.ФизкультминуткаДалее на маршруте следования встречается знак «Пункт первой медицинской помощи». Для лучшего видения конечной цели наших сборов проведем работу по офтальмологическим тренажерам.
Я сейчас покажу вам путь следования для ваших глаз. Будьте внимательны. Приступили. Проводится гимнастика для глаз.
VIII. Решение задач.
Двигаемся дальше по маршруту.
Мы прибыли в следующий пункт назначения. Снимем маскировку. Написано «Задачи». Цель этого пункта: закрепить умения решать задачи. (Используем дифференциацию по цвету)
Ребята в синих пилотках, решают задачу, под синим квадратом. В красных под красным, в зеленых под зеленым квадратом. Давайте прочитаем задачи. На доске запись:
1. К празднику День Победы ребята вырастили 24 тюльпана. 14 тюльпанов они возложили к памятнику « Скорбящей матери». Сколько цветов осталось у ребят?
2. К празднику День Победы ребята вырастили 20 тюльпанов и 10 гвоздик. Сколько всего цветов вырастили дети?
3. Ребята вырастили24 тюльпана. Они составили букеты: один из 7 тюльпанов, а другой из 5 тюльпанов. Сколько тюльпанов еще осталось?
Учитель предлагает решить задачи самостоятельно.
Затем проверяется решение каждой задачи. Ученики сигналами показывают, согласны они с решением задачи или нет.
IХ. Решение примеров.
-Отправляемся дальше. Читаем «Меткий стрелок». Учебник математики 2 класс М.И.Моро с. 85 № 23 . Узнаем, кто же из наших стрелков окажется метким. Решаем в столбик.(Ученики решают примеры у доски фронтально)
X.ФизкульминуткаАты – баты, шли солдаты.
Аты- баты , на парад.
Аты – баты, что хотите?
Аты-баты танцевать!
Под песню «Идет солдат по городу» В.Шаинского и М.Танича обучающиеся выполняют комплекс упражнений.
XI. Повторение пройденного материала
1. -Теперь мы полны сил и энергии и отправляемся дальше. Снимем маскировку. Дети читают: «Город первого салюта». Чтобы узнать, как называется город первого салюта, вам необходимо ответить на вопрос и перевернуть карточку, на обратной стороне которой написана буква.
-Уменьшаемое 50 , вычитаемое 10.Найди разность.
-12 увеличь на 47
-Насколько 70 больше 31?
-Первое слагаемое10 , второе 20 .Найди сумму.
-37 увеличь настолько же.
-60 уменьшить на 2 .-сумма 30 и 42 .-Число, в котором 3 дес. 2 ед. Прочитаем название города. Хором.
Белгород.
2. А как называется область, в которой мы живем? (Белгородская)
В блицтурнире представлены задачи о Белгородской области. (Дети пишут на заранее приготовленных листочках.) Записываем выражения.
А) В Белгородской области а ручьев и в рек. Сколько всего ручьев и рек в области?
В) Наша область богата растительностью. Высота сирени а м, а высота акации в м. На сколько больше высота акации, чем высота сирени?
С) Длина заповедника «Ямская степь» а м, его ширина на в м меньше. Найти ширину.
Давайте проверим. Поменяемся работами. (Взаимопроверка)
На доске запись:
а+в в-а а-в Читайте первое выражение. Покажи сигналом у кого написано такое выражение? И так далее. У кого, верно, записаны все 3 выражения поставьте отметку «5». Молодцы!
3. Итак, впервые в честь Победы салют был дан в городе Белгород.
Давайте в честь приближающегося праздника украсим нашу доску праздничным салютом. Для этого соедини пример и ответ.
30-8, 17+8, 29+3, 42-40, 18+3, 22+2, 60+4.
22, 25, 32, 2, 21, 24, 64.
Звучит песня «День Победы» Д.Тухманова, В. Харитонова.
Ну, а теперь, в полном составе, без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.
XII. Итог урока.
- Товарищи солдаты! Подошли к концу наши учения. Поставленные перед вами цели выполнены. Какие навыки закрепили мы на сегодняшнем уроке?
Поздравляю вас с наступающим праздником.
Урок окончен.
Приложение №3
Логические задания
Литература: Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с учащимися 1 – 4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / Сост. Н. И Удодова. – Волгоград: Учитель, 2008.-52 с. [14]
1. Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблика?
2. Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый человек, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме 19?
3. У Вити сегодня день рождения. Он моложе своей сестры, которой исполнилось 6 лет. Сколько лет может быть Вите?
4. Володя, Дима и Петя устроили соревнование. Один из мальчиков решил 12 примеров, второй – 13, а третий – 14. Сколько примеров решил каждый мальчик, если Петя решил примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Володя?
5. Сумма двух чисел равна семи, а их разность равна трём. Найти эти числа.
6. У Алины несколько кукол. Папа подарил ей на день рождения столько же кукол, сколько у неё было. Теперь у Алины 12 кукол. Сколько кукол подарил ей папа?
7. Серёжа покрасил сторону кубика разными красками. Сколько красок для этого потребовалось?
8. В понедельник Аня решила задачу, во вторник – две задачи, в среду – три и так далее. Сколько задач она решила в воскресенье?
9. На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска?
10. У бабушки два внука: Коля и маленький Олег. Бабушка купила им 16 конфет и сказала Коле, чтобы он дал Олегу на 2 конфеты больше, чем взял себе. Как Коля должен разделить конфеты?
11. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
12. Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?
13. Имеется перекрёсток двух дорог. Вдоль каждой из дорог, по одну сторону на этом перекрёстке надо посадить по 11 деревьев. Каково наименьшее количество деревьев, которые можно посадить, выполняя это задание?
14. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
15. Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?
16. В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?
17. Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось?
Приложение №4
Урок математики в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема: Таблица умножения. Закрепление.
Форма урока: урок – игра.
Цели: закрепить знание таблиц умножения и деления, совершенствовать умение решать текстовые задачи, составлять условие задачи по краткой записи, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками; развивать вычислительные навыки, память, внимание, математическую речь, умение логически мыслить, расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, индивидуальные карточки, иллюстрации, сюжетные картинки, диск с песней В.Высоцкого «Утренняя гимнастика».
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы- с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей, Улыбнулись поскорей,
Пожелали друг другу удачи. II. Сообщение темы и целей урока
Ребята, а кто читал сказку В.Катаева «Цветик – семицветик»? О чём в ней рассказывается?
Ученик: В сказке «Цветик – семицветик» рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками.
Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы её знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
Учитель: Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел, и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок и подарить его всем детям планеты.
Цветок этот не купишь ни за какие деньги.
Что ещё нельзя купить ни за какие деньги? (Дружбу, совесть, любовь, здоровье, родителей, счастье, доброту)
Сегодня на уроке мы закрепим знание таблицы умножения. В ходе решения задач, примеров, уравнений поможем мальчику создать модель загадочного цветка.
III. Актуализация изученных знаний
1)дифференцированная работа
а) работа по карточкам (1 уровень - 3 человека)
х:7=10 х:10=93-86
б) индивидуальная работа по карточкам у доски
1. Решение задач.
1)Задача: Один учёный подсчитал, что в 5 граммах грязи из–под ногтей содержится 45 видов микробов. Чтобы заболеть, достаточно проглотить 1 грамм грязи. Сколько же это видов микробов?
2)составление задачи по краткой записи
Зарядка-2мин
Водные процедуры-?, в 6 раз б.
3) Найди закономерность:
Первый уровень. Найди закономерность, по которой записан ряд чисел. Продолжи его.
10, 15, 20, 25,…,…,…,…,…,…,..............
Второй уровень. Найди закономерность, по которой записан ряд чисел. Продолжи его.
10, 17, 20, 27, 30,…,…,…,…,….
Выбери из записанного ряда такие пары чисел, разность которых равна 50, 57, 60, 67
Назови верные равенства.
Третий уровень. Найди ошибку, допущенную при составлении ряда чисел. Запиши его
правильно.
А) 5, 15, 25, 35, 50;
Б) 50, 43, 36, 29, 21;
В) 10, 15, 30, 35, 50, 55, 80, 85.
г) Найдите в каждой строчке лишнее число:
а) 1, 9, 4, 14, 6, 2;
6) 15, 11, 18, 14, 35;
в) 17, 35, 56, 62, 44.
– Почему оно лишнее? (Ответ учащегося.)
– Измените эти числа, чтобы закономерность не нарушалась.
2.Решение примеров
21:3+11
42:7+6*0
16:4*2
20: (11-9)
24:3+1*6
3.Математический диктант
Задания
1.Увеличьте 3 в 4 раза.
2.Во сколько раз 5 меньше 30?
3. Чему равна сумма пяти одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 7?
4. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить 24?
5.Найдите произведение чисел 9 и 2.
6.Делимое – 32, делитель – 8. Чему равно частное?
7.В соревнованиях участвовало 4 семьи, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях?
8. В лыжных гонках выступили 4 второклассника, а третьеклассников – в 4 раза больше. Сколько третьеклассников приняли участие в лыжных гонках?
9.Пара конькобежцев пробежала по стадиону 9 кругов. Сколько кругов пробежал каждый?
10. В спортивной школе 35 мячей. У двух волейбольных команд по 7 мячей, остальные у баскетболистов. Сколько мячей у баскетболистов?
- Прочитайте ответы.
- Какие математические знания вам помогали в работе? (Знание таблицы умножения)
- Она называется таблицей умножения Пифагора.
-Интересное сообщение о Пифагоре подготовил…
- Пифагор – это великий философ, живший в IV веке до нашей эры. Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям много путешествовал.
Жил Пифагор в Египте, Вавилоне, совершал путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз – общество философов.
Философы много занимались математикой. Ими создана таблица умножения, они разделили все числа на чётные и нечётные.
- Какие числа называются чётными? (Числа, которые делятся на 2)
12 6 35 8 18 4 20 16 9 21
6 3 4 9 2 10 8
-Каждое чётное число уменьшите в 2 раза, а результат запишите во второй строке.
-Переверните карточки. Какое слово получилось? (природа)
-Наш цветок начинает распускаться, появляется первый лепесток (природа)
Человек – часть природы.
Помните: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
4.Самостоятельная работа. Устная работа
3 ряд: прочитайте условие задачи. Объясните, что означают выражения.
(задача на карточке устно)
1, 2ряды: проверяют задание на доске.
5.Проверка индивидуальной работы
-Ребята, давайте проверим работы ребят.
-Правильно решены примеры?
-Какую оценку поставим?
а) решение примеров
21:3+11=18
42:7+6*0=6
16:4*2=8
20: (11-9)=10
24:3+1*6=14
-С помощью кодировочной таблицы (работая в парах) расшифруйте слово.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
К Л М Н О П Р С Т У Ф
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
-Режим
-Появляется второй лепесток (режим дня)
Цени здоровье с малолетства-
К режиму приучайся с детства!
б) решение задачи
Задача (условие читает учитель): Один учёный подсчитал, что в 5 граммах грязи из–под ногтей содержится 45 видов микробов. Чтобы заболеть, достаточно проглотить 1 грамм грязи. Сколько же это видов микробов?
-Проверьте, правильно составлена краткая запись?
-А решение?
-Какую оценку заслуживает ученик?
-Какой вывод можно сделать? (Мойте руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы)
Чистота – залог здоровья(3 лепесток)
в) составление и решение задачи по краткой записи
В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секрет долголетия. Так ли это?
-Давайте послушаем…
Краткая запись:
Зарядка-2мин
Водные процедуры-?, в 6 раз б.
Задача: Морж делает зарядку 2 минуты, затем переходит к водным процедурам, которые занимают времени в 6 раз больше, чем зарядка. Сколько минут тратит морж на водные процедуры?
-Вам понравилось условие?
-Правильно составлено выражение?
-Оцените ответ.
-В чём же заключается секрет долголетия?
Если хочешь быть здоров, закаляйся!(4 лепесток)
IV. Закрепление
Известного учёного-медика Сперанского, который прожил долгую жизнь и ни разу серьёзно не болел, спросили: «В чём заключается ваш секрет?» И он ответил, что у него есть «тайное оружие».
А название этого оружия узнаем после решения задач.
1.Устное решение задач. Проверка самостоятельной работы.
3 ряд читает условие задачи, а 2 и 3 ряды слушают, помогают и оценивают.
Гимнаст за тренировку сделал 48 сальто вперёд, а назад – в 6 раз меньше. Что мы узнаем, если:
48:6 48:6+48 48-48:6
-Чем занимался гимнаст?
- Что такое сальто?
-Сколько сальто вперёд сделал гимнаст?
-Сколько сальто назад сделал гимнаст? (?, но сказано в 6 раз м.)
-Что значит в 6 раз меньше?
-Что мы узнаем, если 48:6?
-Что мы узнаем, выполнив второе вычисление?
-Что мы узнаем, если 48-48:6?
-Какую оценку поставим?
V. Физкультминутка
Под песню В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»
VI. Закрепление
1.Работа по учебнику. Коллективное решение задачи с.69 №19(часть детей работает в группах)
Задача: Соревновались в плавании 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько было гимнастов?
-Прочитайте условие задачи.
-Какой вопрос в задаче?
-Сможем ответить на вопрос задачи?
-Что для этого нужно знать?
1)12+6=18(уч.)-в беге
2)18:2=9(уч.)-гимнастов
-О каком тайном оружии говорил учёный Сперанский?(о спорте)
Чтоб расти и закаляться –
Будем спортом заниматься!(5 лепесток)
2.Работа в группах (тест)
-Давайте проверим работу в группах и узнаем, ещё один секрет долголетия.
1 группа:
1)63:9*3
а) 21-фрукты
б) 24-лимонад
в) 11-бутерброд
2)20:4*8
а) 40-овощи
б) 32-чипсы
в) 13-варенье
3)49:7*4
а) 10-много сладостей
б) 28-хлеб, крупы
в) 24-винегрет
2 группа:
1)42:6*9
а) 54-семечки
б) 16-котлета
в)63-мясо, рыба
2)32:8*3
а) 12-яйца, орехи
б) 9-жевательная резинка
в) 15-торт
3)27:3*6
а) 42-таблетки
б) 16-мёд
в)54-молочные продукты
-Во всех перечисленных продуктах содержатся витамины.
Витамин А- витамин роста, помогает сохранить зрение.
Витамин В- укрепляет сердце и нервную систему.
Витамин С- борется с болезнями.
Витамин Д- сохраняет наши зубы.
Для здоровья нам нужна полноценная еда
От какого домашнего животного мы получаем молочные продукты? (От коровы)
-А много ль корова даёт молока?
Думаю, что ответ на этот вопрос вы найдёте в мультфильме «Как старик корову продавал». (Просмотр отрывка из мультфильма)
-Так сколько ж корова даёт молока?
3.Дифференцированная работа
-Хотите узнать, сколько литров молока даёт корова в день?
-Решите задачи и узнаете ответ?
1) Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой в 2 раза больше молока. Сколько литров молока надоила хозяйка от другой коровы?
2) Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой в 2 раза больше молока. Сколько всего литров молока надоила хозяйка?
3)Хозяйка надоила от одной коровы 8 литров молока, а от другой 16 литров молока. Всё молоко она разлила в трёхлитровые банки. Сколько банок с молоком?
-Проверьте, правильно ли вы решили? (Ответы на карточках)
4.Зарядка для глаз
-Отведите глаза в сторону, поморгайте, повращайте глазами, обведите глазами фигуру.
Головоломка: измените направление двух палочек, чтобы фигура , похожая на корову смотрела в другую сторону.
-Найдите:
1 вариант-периметр прямоугольника
2 вариант- площадь прямоугольника, если длина- 5 см, а ширина- 3 см.
5 Коллективное решение примера
Коровы не только дают молоко, но и ставят рекорды.
-Бразильская бурёнка, гуляя по дороге, стала причиной аварии. К счастью, осталась жива-здорова, прожила долгую жизнь, установив рекорд по долголетию. Вычислим его.
8*7+(16:4*7-6)=78 лет(1 человек у доски)
6 Самостоятельная работа
-Сестрёнки - бурёнки ставили другие рекорды. Узнаем о них.
-Работая в парах, найдите значение выражения, которое записано в карточке.
(35+15):5+8=18 литров молока в день. Сколько двухлитровых банок потребуется, чтобы разлить это молоко? (9)
7 Проверка индивидуальной работы по карточкам
Ребята не просто решили уравнения, а выяснили, сколько кг травы съедает корова да день.
70 кг травы съедает за день
70 щипков в минуту делает корова
Представляете! Хорошая травка - молока прибавка!
Пейте, дети, молоко, будете здоровы!
Ученик: Чтобы дети росли здоровыми, на Белгородчине существует программа «Молоко – детям». Результаты исследований учёных показали, что ежедневный приём молока уменьшает риск возникновения кариеса (болезни зубов)
Настроенье, каково! -Во!
Все такого мнения? -Все без исключения!
-Появляется последний лепесток.
VII. Итог урока
-Ребята все вместе мы вырастили цветок. Кто догадался, как он называется?
-Так что же нельзя купить не за какие деньги?
-Чему мы учились на уроке?
-Что понравилось? Удивило? Огорчило?
Рефлексия: На доске ваза. Поставьте в вазу тот цветок, который соответствует вашему настроению после сегодняшнего урока.
VIII. Домашнее задание
Попробуйте придумать интересные задачи на тему здоровье.