Урок чтения Стихи о весне Ф. Тютчева. 2 класс
Тема урока :Стихи о весне Ф. Тютчева.
Цель урока : ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.
Ход урока :I. Организационный момент
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
II.Языковая разминка
Работа над скороговоркой
У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Прочитаем хором.
- Шёпотом.
-Быстро, быстрее, еще быстрее.
III.Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений о весне.
Сообщение темы урока
А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.
И.А.Крылов « Живая шляпа»
Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»
Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»
С.Я.Маршак- Молодцы! Это Фёдор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворения Тютчева о весне.
- Ребята, а как вы узнаете весну? ( Солнце греет, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.)
- А вам нравится весна? Прочитайте авторский текст на странице 108 учебника.
- Что вы узнали из этого текста?
- Ребята, а только ли видно весну? Ее ещё и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут.
- Эпиграфом к уроку мы взяли слова Льва Николаевича Толстого « Без Тютчева нельзя жить»
IV.Беседа о Ф. Тютчеве
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери. Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
V.Чтение стихотворений Ф. Тютчева
Первый раз прочту я ,а вы все внимательно слушайте.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки.
- Как названа зима? ( Ведьма злая)
- А весна? ( Прекрасное дитя)
-Что делает зима?
- Что делает весна?
- С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
( Выразительное чтение. 1-2 ученика.)
- Замечательно справились , думаю автору бы понравилось.
VI. Физкультминутка
Если весело живется.
Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп.
Хлопки.
Если весело живется,
Щелкай так: щелк, щелк.
Щелчки пальцами.
Если весело живется,
Делай так:
Хлопки ладонями по коленям.
Если весело живется,
Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай все: хлоп — хлоп,
Щелк — щелк, топ — топ.
Хорошо!
Если весело живется,Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Изучение нового материала
- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.
Весна Зима
стучится злитсягонит (Зиму) хлопочет
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылася пустила
румяней стала пустила
Красивая девушка - это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.
Злая "ведьма", старая, некрасивая - Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот - вот налетит на Весну.
VII.Закрепление изученного материала
-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.)
- А Зиму - в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.)
-А как вы относитесь к зиме?
Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ":И вот сама идёт волшебница зима!"
"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.
Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.
VIII. Итог.
- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока « Без Тютчева нельзя жить». Почему? ( Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово).
- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
IX. Домашнее задание:
Выучить наизусть одно стихотворение.