Индивидуализация и разноуровневая дифференциация на уроках математики


Индивидуализация и разноуровневая дифференциация на уроках математики, как основополагающие факторы повышения качества обучения
Биктанова Рита Альфитовна
r.biktanova2013@yandex.ruМБОУ СОШ №5,
г.Дюртюли, ул.Первомайская,3
Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи. Передо мной встают вопросы:
-Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. На протяжении 3 лет я работаю над методической темой: «Индивидуализация и разноуровневая дифференциация на уроках математики, как основополагающие факторы повышения качества обучения».
«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности; таким образом, в основу дифференцированного подхода в обучении я включаю личность ученика.
Под индивидуальной работой на уроке и дома мы понимаем самостоятельную учебную деятельность учащихся по выполнению специально для них подобранного задания, соответствующего учебным возможностям каждого ученика.
Индивидуальная форма работы предполагает подбор таких приемов и дидактических средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие любого ученика в классе, как самого сильного, так и слабого. Такая организация урока невозможна без определения учебных возможностей ученика.
Моей задачей при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких комфортных психолого-педагогических условий, которые обеспечивают активное стимулирование у учащихся образовательной деятельности, в ходе овладения знаниями.
Проработав 9 лет в школе, понимаешь, что кроме желания научить ученика, должно быть с его стороны желание научиться, со стороны родителей должен быть контроль, помочь в учебе и заинтересованность в успехе. Только эти три составляющие могут принести положительный результат, с учетом конечно индивидуальных особенностей ребенка.
Считаю, что одной из эффективных форм деятельности учащихся на уроке является групповая работа. В классе выделяю типологические группы. На их основе создаю рабочие звенья, позволяющие осуществлять дифференцированный подход и своевременную помощь каждой группе на различных этапах урока. В состав звена могут входить два, три или четыре учащихся.
Работа со звеньями учащихся позволяет сочетать на уроке групповую работу с фронтальной. Считаю, что это в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности каждого учащегося.
Состав звена комплектую из школьников, входящих в разные типологические группы. При этом стараюсь учитывать интересы учащихся к предмету, личные мотивы учения, отношение друг к другу. Один из членов звена назначается консультантом, обычно это хорошо успевающий ученик. Обязательным требованием к групповой работе является выполнение задания каждым учеником.
Звенья из двух человек являются эффективным при взаимопроверке и выполнении устных упражнений.
При изучении геометрии, после изучения каждой главы провожу уроки-зачеты. Вопросы и задачи раздаю заранее (недели за две). Втечение подготовительного периода оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднения при решении зачетных задач. Во время зачета класс работает в группах, которые возглавляют наиболее подготовленные учащиеся.
Зачетная карточка состоит из трех вопросов: 2-х теоретических и 1 задачи, что позволяет учащимся выполнить задание по силам.
Считаю. Что групповая работа в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения математики в целом.
На своих уроках использую парную работу. Ученик учится у другого и учит его опрашивает товарища и отвечает ему же из всех вариантов коллективной деятельности работа в парах наиболее элементарна.
Работа консультантов, групповая работа, парная работа, дифференцированный подход к учащимся, доклады, сообщения, сочинения математических сказок, составление кроссвордов и их разгадывание, нестандартные уроки, все эти формы познавательной деятельности использую на своих уроках.
Стараюсь разнообразить формы урока, что позволяет усилить интерес учащихся к предмету.
Использую следующие формы уроков:
Урок-лекцияКомбинированные уроки по изучению новой темы и совершенствованию знаний, урок-тренинг по решению задач
Уроки практикумы по решению задачКонтроль знаний по теме (контрольные и проверочные работы, математические диктанты, зачеты)
Групповая и индивидуальная формы обучения с целью дифференциации.
При закреплении, повторении, обобщении систематизации ранее изученного материала использую репродуктивные методы обучения, которые повышают прочность знаний. При использовании частично- поискового метода в сознании учащихся формирую проблемную ситуацию, которую учащиеся пытаются решить самостоятельно.
Стараюсь выявить оптимальные условия учения каждого учащегося при коллективной форме обучения. Учитываю особенности мышления каждого ученика, свойство его памяти, а также характера. Думаю, что без учета этих особенностей нельзя достичь доступности обучения.
На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, поощрения, бывает и порицания.
Применяю информационные технологии на уроках, что позволяет решать сразу несколько задач: повышать мотивацию учащихся к обучению, визуализировать изучаемый материал, моделировать различные процессы, использовать разнообразные методы и формы обучения. Развивать интерес к предмету.
Для успешно применения ИТ на уроках математики необходимо не только владеть методикой преподавания, уметь создавать проблемные ситуации, обладать даром прогнозирования, но и быть хорошим пользователем ПК, прекрасно работать во всех программах стандартных программах Microsoft Office, хорошо ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как необходимое условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей, которые необходимо преодолеть.

Литература
Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.
Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
Гребенёв И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика // Народное образование. 2003. №7.
Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М,: Педагогика, 1990.
В школе я работаю девятый год. Все классы, в которых я провожу уроки математики, я наблюдаю на протяжении довольно большого количества лет. Есть возможность отследить результат использования элементов методики дифференцированного обучения.
Я провела мониторинг успеваемости в старших классах, потому что там я больше и дольше использовала приемы дифференцированного обучения.
Сравним успеваемость по математике в 6, 7, 10-11 классе по четвертям на протяжении 2016-2017 гг изучения этого предмета.
Класс 6 класс 10 класс 11 класс
Четверть Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV Ι ΙΙ
«5» 21% 14% 29% 29% 29% 14% 17% 21% 20% 23%
«4» 39% 46% 46% 46% 39% 45% 41% 38% 43% 50%
«3» 40% 40% 25% 25% 35% 41% 39% 41% 34% 27%
«2» - - - - - - 3% - 3% -
Процент обученности100 100 100 100 100 100 97 100 97 100
Качество обучения 60% 60% 75% 75% 67% 59% 58% 59% 63% 73%
Посмотрим успеваемость на диаграмме:
Математика, 6 класс0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1
2
3
4
5
4
3
2
Математика, 6 класс0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1
2
3
4
5
4
3
2

Диаграмма успеваемости по четвертям в 6 классе (2015/2016 уч. год) показывает положительную динамику успеваемости, что говорит об эффективности используемой методики.
Успеваемость по алгебре в 7 классе в учебном году (2015/2016) снижается. Это связано в основном с особенностями переходного подросткового возраста и по оценкам педагогов и психологов она чаще всего имеет отрицательную динамику. Но, тем не менее, снижение успеваемости произошло незначительное. Здесь тоже имело место влияние использования дифференцированного подхода к учащимся и личностно ориентированного подхода во время обучения.
Алгебра, 7 класс0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1
2
3
4
5
4
3
2
Алгебра, 7 класс0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1
2
3
4
5
4
3
2

Алгебра, 10 класс0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
1
2
5
4
3
2
Алгебра, 10 класс0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
1
2
5
4
3
2

В текущем учебном году я продолжила работать над выбранной темой. На диаграмме опять видно улучшение успеваемости отдельно по каждой группе оценок и по качеству обученности.

Успеваемость по алгебре и началам анализа в 11 классе наблюдаем в таблице:
Класс 10 класс
(2015/2016 уч. г.) 11 класс
(2016/2017 уч. г.)
Полугодие I II I
«5» 22% 17% 26%
«4» 26% 52% 48%
«3» 52% 31% 26%
«2» - - -
Процент обученности100 100 100
Качество обучения 48% 69% 74%

По диаграмме успеваемости 11 класса тоже видна положительная динамика качества обучения. Красный цвет – «5», синий – «4», фиолетовый – «3».






Посмотрим уровень оценок за контрольные работы по алгебре и началам анализа в 10 классе:


Анализ данных показывает, что успеваемость может меняться в зависимости от сложности темы и сложившейся ситуации на момент проверки, но в целом видна положительная динамика повышения качества обучения.
Проведенное исследование показывает, что использование дифференцированного подхода к обучению на моих уроках повышает качество знаний учащихся в двух исследуемых классах и дает хороший результат.